За последние годы, приобрели популярность горные велосипеды с одной звездой в системе. И многие люди, покупают такой велосипед, не понимая, какой должна быть эта конструкция, чтобы проявились положительные свойства идеи.
Суть проблемы проста и кроется, как обычно, в области ценообразования – правильная комплектация стоит дорого и на бюджетные велосипеды не устанавливается.
Вы не задумывались, почему горные велосипеды с одной звездой в системе, получили широкое распространение только в последнее время?
Ведь это не усложнение, а упрощение конструкции (как многие, ошибочно думают). То есть, десятилетиями производители выпускали велосипеды с тремя звёздами спереди, и тут вдруг кого-то осенило: «Что же мы ставим лишние детали? Ведь в них нет никакой необходимости!». Глупо и смешно, правда? Гениальные инженеры, которые создавали легендарные рамы, разрабатывали оборудование Shimano и SRAM, изготавливали сложные амортизационные вилки, десятилетиями не могли додуматься оставить в системе одну звезду?
Произошло то, что часто происходит с развитием спортивного оборудования. Производители отреагировали на запрос профессионального спорта и, используя новые современные технологии (что важно) создали трансмиссию с одной звездой в системе, которая отвечает узкоспециализированному запросу – запомните это.
В любом случае, каким бы дорогим не была комплектация велосипеда, он значительно понижает свою универсальность, если в системе остаётся одна звезда. А большинство велосипедистов-любителей катается по разным дорогам, от городского асфальта до горных троп, и заинтересованы в универсальных велосипедах.
Для спортивных целей, выбор велосипеда с одной звездой в системе может быть оправдан. В спорте всегда присутствует специфика, и свои правила выбора оборудования.
Одна звезда имеет, как правило, от 30 до 36 зубьев, а в системе из трёх звёзд, соответственно 42/32/22 зуба. Даже без расчёта передач видно, что их диапазон будет сильно отличаться при выборе той или другой системы. А диапазон передач, это ваши возможности в преодолении более тяжёлого бездорожья или быстрой езды на ровной дороге.
На более дорогих велосипедах, этот недостаток уменьшают за счёт установки кассет (задних звёзд) с большими звёздами, например 42 зуба. Уменьшают, но не устраняют, т.к. для катания по асфальту передач, всё равно нет. Но они ведь и не нужны горному велосипеду, созданному для бездорожья. Поэтому, для решения узкоспециализированной задачи гонок по пересечённой местности, такой выбор оправдан. А за счёт отказа от двух звёзд, переднего переключателя и левого шифтера, уменьшается вес велосипеда. К тому же, переключение передач выполняется одной рукой. Для спортсменов, одни преимущества.
Для любителей, покупающих бюджетный велосипед, беда в том, что такие велосипеды не комплектуют необходимой кассетой - с большой звездой на 40-50 зубьев и большим количеством звёзд - от 10 до 12. Это очень дорогие запчасти, для бюджетного велосипеда. В итоге, вы получаете велосипед с «кастрированной» трансмиссией – просто выброшены 2/3 передач.
Но три звезды в системе приносят ещё одну пользу. Вы замечали, что при переключении передач цепь сильно изгибается? При этом, чем сильнее изгиб цепи, тем быстрее она изнашивается сама и изнашивает звёзды кассеты и системы. Три звезды системы позволяют уменьшать этот изгиб цепи, т.е. держать цепь ближе к продольной плоскости велосипеда – трансмиссия служит дольше, вы тратите меньше денег на замену комплектующих.
По моим наблюдениям, спортсменов вообще не волнует вопрос быстрого износа трансмиссии – у них другие цели. Надо ещё учитывать, что на дорогих группах оборудования, при изготовлении запчастей применяются технологии и материалы, которые позволяют уменьшить вредный эффект описанный выше, и продлить срок службы цепи.
А велосипедист-любитель, который покупает недорогой велосипед с одной звездой в системе, получает аппарат с обрезанными характеристиками и дополнительные ремонты.
Обычная причина покупки такого велосипеда: «Хочу, чтобы переключалось одной рукой, так проще»
Если у вас ещё нет опыта катания на велосипеде с передачами, поверьте, вы просто не знаете, о чём говорите – научиться, и привыкнуть к переключениям передач очень просто. А если вы много катались на велосипедах с передачами, и переключения вас напрягают, то это просто лень, и тут уж действительно всё равно, что покупать.
Итак, если вы пришли к заключению, что вам нужен байк с одной звездой в системе, смотрите горные велосипеды, у которых в кассете не менее 10 звёзд – для, более плавного перехода цепи, и большая звезда в кассете не менее 40 зубьев – для хорошего диапазона передач. Технологии, уменьшающие растяжение цепи, на таком оборудовании уже должны присутствовать.
А для любителей прогулочного и туристического катания, по-прежнему лучший выбор – велосипед со стандартной трансмиссией, которая имеет три звезды в системе, и позволяет кататься, как вы любите – везде, и обслуживать велосипед за разумные деньги.