Попробую объяснить, почему идеи толерантности в российском обществе в принципе нереализуемы и утопичны, но сначала расскажу о толерантной семье моих знакомых - о семье Феридэ.
Про семью
Без толерантности их семью вообще нельзя было построить. Потому , что Феридэ исторически мусульманка, а Паша, наверное, христианин. А вообще то оба ученые и атеисты. Им было просто плевать на заветы, скрепы и традиции, но какой-то культурный код все равно оставался. Например, в семье Паши принято не лезть в чужие дела, у Фериде понятие семьи это огромный клан, где все лезут и прорастают в жизнь другого.
Едем дальше: Фериде выросла в сложной семье и решила, что своих детей будет воспитывать по другому: баловать, прислушиваться, уступать и т.п. Это нелегко, потому что два ребенка - два мнения. Игорь хочет в парк, Ибрагим - сидеть дома над шахматами, Игорь хочет играть в "Спящую королеву", Ибрагим в "Мемо". Что они будут делать и куда пойдут семья может обсуждать 2 часа. Пару раз бывало, что Ибрагиму, который не хотел в сад, давали за это денег. Фериде читает книги по психологии, чтобы лучше понимать своих детей, но все равно иногда срывается и выгорает от детских "хочу".
Разумеется, в садик они ходили в самый лучший - в частный с конским ценником, но педагог там один на 8 детей, целый день озабоченный тем, чтобы маленьким клиентам было весело-интересно. И роскошный коттедж с подогреваемым полом, тихий час - по желанию, вместо физры - тхэквандо, вместо лепки из пластилина - керамика.
Если младший Ибрагим (5 лет) устает и начинает плакать, мама всегда его берет на ручки, благо он худенький-бестелесный. Семилетний Игорь тоже имеет право на слезы. Никто не скажет ему: "Не реви, тыжмужик".
И что получилось? Дети которых слушали-баловали, выросли достаточно терпимыми к чужим недостатками. Моего странного сына не полюбили, нет, но им позволяют быть такими, какие они есть, а они, в свою очередь, считают нормой чужие странности. Такая система воспитания, когда можно если не все, то многое , часто встречается в Америках-Европах, у нас это назвали бы распущенностью.
В других семьях, очень умных, вежливых, интеллигентных, но воспитанных "по классике", у детей к моему ребенку постоянно были вопросы: ты почему такой толстый, ты почему мычишь и т.п.
Сама я такой системе не следую: у меня нет денег на частный сад, у меня ребенок с диагнозом, если ему положить палец в рот - всю руку откусит. Например, Игорь научился читать, когда пошел в школу, так как раньше просто не хотел. Но он ведь без дислексии, так что за полгода в школе читает приемлемо и мотивация появилась: быть не хуже других. Своего ребенка-дислектика я заставляла читать почти два года. И читают они примерно одинаково, Игорь даже лучше. Но если бы не заставляла, пустила все на самотек, грамотность нам сейчас бы не светила, даже в таком ущербном виде, каком она у нас есть.
И да: мой сын не особо толерантный. Во-первых, потому что аутист, во-вторых, в нашей семье, по вполне понятным причинам, не было принято спрашивать, хочет ли он заниматься по 2 часа в день, или хорошо вести себя на улице. Да и не было в моей семье огромных материальных ресурсов, какой есть у Фериде.
И сейчас все это вылезло: в группе подготовке к школе у него есть сложный мальчик с синдромом Каннера, со сложным подведением (истерики, вокализации) сын реагировал на "мальчика, который не знает букв" агрессивно.
Про инклюзивное образование
Едем дальше. Системы образования у нас и за рубежом принципиально разные. Большинство зарубежных школ построены как продолжение детского садика: хочешь учись, не хочешь - веселись. Программа не напряжная. В саду и школе много времени отведено под формирование "soft skils" ("мягкие навыки"): умение работать в паре, договариваться, уступать, вести совместные проекты. Классные часы называются "Разговоры о важном", где собственно снова говорят о том, как правильно/неправильно поступать в той или иной ситуации, есть клубы защиты ЛГБТ, где дети присягают на верность радужному флагу и т.п. Адаптацию ученика и решение конфликтов администрация берет на себя. Например, ученик может пожаловаться, если другой ученик оскорбляет его страну, религию и т.п. Об этом часто пишут релоканты.
Из серьезных минусов этой системы в том, что с таким подходом качается , что угодно, кроме самого образования. В 7-9 лет без принуждения и насилия очень немногие дети захотят перемножать шестизначные числа и писать читательский дневник. Поэтому за рубежом по-прежнему ценятся российские мозги, воспитанные на принуждении и всеобуче. Опять же, система вседозволенности также дает сбои, если бы их не было, мир бы не знал о буллинге и колумбайнах.
В России во главе угла ставится качество образования, сумма академических навыков, с которыми ученик покинет школу. Идею социализации через школу многие современные учителя воспринимают агрессивно: "Я вам не воспитатель..." Если дети дразнят Пашу, то это проблемы Паши", "У меня 8 уроков и гора тетрадей и три контрольных. А скоро ЕГЭ, а у меня 10 человек написали на "2".
Про деньги
Насколько я читала статьи о зарубежной инклюзии, она подкреплена государственными деньгами. То есть, в среднем по больнице, за обучение ребенка ОВЗ в общем классе, а, если нужно, то и за тьютера, государство доплачивает.
Я искала эту тему в юридических базах и на форумах, поправьте меня, если я ошибаюсь, но... у нас такие отношения до сих пор материально не оформлены. Например, есть письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда", что "повышающие надбавки (например, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья) (примерная доля - 10 - 15% ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно)".
"Самостоятельно" по-русски, как правило, никак.
На учительских форумах я вычитала примерно следующее: надбавки за работу с ребенком ОВЗ в классе может быть или не быть, или есть, но чисто символическая. А за домашнее обучение такая надбавка есть ВСЕГДА. Поэтому в той же Москве количество школ, обучающих очно, по инклюзии сократилось примерно вдвое. Детей ОВЗ по-тихому выдавливают в надом, будут ли открываться новые классы - сказать не могу. Мамочки из Москвы говорили, что до спецоперации был курс на расформирование коррекционных школ, но с открытием коррекционных классов в школах общеобразовательных. Но уменьшается или увеличивается количество мест в коррекции - непонятно.
Про Подмосковье скажу, что местные коррекционные школы переполнены, в том числе из-за халатности работников образования.
Например, в прошлом году в одной из городских школ нашего города предлагали открыть коркласс, а ПМПК саботировало набор, объявляя детям и родителям, что такой класс открыт не будет. По своей воле они это делали или нет, я не знаю.
Второй пример: у нас через дорогу школа для умственно отсталых детей в тяжелой форме (программы 9.3, 9.4, 8.4, 8.3). Там все красиво: здание, березовый скверик, охраняемая территория, транспортная доступность просто изумительная: от моего дома пешком минут 15, из любой части города сюда можно доехать за полчаса на автобусе, рядом электричка. Вообще сейчас общая тенденция открывать смешанные коршколы с классами разных видов, чтобы обеспечить инвалидам транспортную доступность, но... конкретно в это школу никто идти не хочет. Качество образования там на нуле (зачем вообще умственно отсталым знания???), родители и сбежавшие оттуда педагоги жалуются, что детям вместо уроков включают мультики.
Сейчас звонила подруга в шоке: нормальную школу для детей ОВЗ и эту объединяют и в качестве "бонуса" детям из нашего города обещают коркласс по программе 7.2 в этой одиозной школе. Никакой радости у мам это не вызывает: мы хотели бы обучать своих детей по школьной программе, а не водить их в класс посмотреть мультики. Сама я уезжаю из города по семейным обстоятельствам, Анне я предложила проситься в дальнюю, нормальную школу, потому что плохой педагог за полгода переподготовки не станет хорошим.
Политика
В свете последних политических событий в России происходит переоценка западных ценностей, перестройка политического строя. Каким он будет - пока не могу сказать. Но толерантность к людям ОВЗ и вообще людям другой культуры, взглядов идет там явно что НЕ первым пунктом, и даже и не 101-м. Идея какой бы то ни было толерантности пришла к нам с Запада. Судя по всему она туда же и уйдет, ведь права инвалидов идут в одном пакете с правами ЛГБТ, негров и прочими вопросами такого плана.
Показателен пример с ЧВК "Рёдан". Мы знаем, что неформалы и оффники (гибрид гопарей и футбольных фанатов) чего-то там не поделили в ТЦ "Авиапарк" (то ли конфликт возник из-за столов, то ли анимешников просили "пояснить за шмот").
Депутаты и СМИ, услышав иностранное название субкультуры, возбудились: бледные синеволосые вьюноши и девушки в клетчатых труселях назначены врагами народа (не такая у них культура, не нашенская), а гопари - защитниками отчизны (пыво, футбол и треники с лампасами это же Россия, да?). В интернет массово сливают видео, как анимешников (и вообще всех, кто носит клетчатые штаны) бьют и заплевывают, например, парни в трениках плюют на девчонку, которая красит волосы в синий или поставила паука на аву. Страна гордится героями?!
Также проблемы детей-инвалидов в нашей стране никогда нормально не финансировалась, а сейчас нужно экономить деньги вдвойне. СВО + восстановление регионов+дефицит бюджета автоматически назначают все внутренние проблемы страны малосущественными.
Это уже я прошла уже на личном опыте: осенью в Москве закрылась программа оказания высокотехнологичной помощи детям из регионов, а в феврале в нашем саду закрылась логогруппа малой наполняемости, у знакомых детей-инвалидов есть проблемы с получением лекарств . Говорят о сокращении часов надомникам и дефиците учителей для надомного обучения. Пока держится программа "Фонда президентских грантов", по которой мой сын готовится в школе.
Что будет дальше? Думаю, что в какой-то мере будут реабилитированы коррекционные школы, в той мере, в какой что-то можно сделать без денег. Сейчас этот сегмент сильно просел из-за постоянного вымывания более-менее способных учеников в инклюзию, а из инклюзии - в надом. Но процесс реабилитации растянется на годы, если не на десятилетия. На текущий момент идет выдавливание инвалидов из системы ОМС и государственного образования в систему частных школ и медицинских учреждений, благо что сейчас это очень развитой сектор, где крутятся серьезные деньги. В своего собственного сына мы уже вложили стоимость небольшой квартиры-студии в Подмосковье. Думаю, что за его школьное образование мы заплатим вдвое больше.
ЗЫ: очень бы хотелось услышать возражения относительно моего поста. Скажите же, что я я ошибаюсь?!