Найти тему
Загадки истории

Почему Дмитрий Фурманов, написавший про Чапаева, краснел, когда с него рисовали портрет, из-за чего ушел прозаик

Оглавление

Дмитрий Андреевич Фурманов – человек, который «создал» Чапаева. Именно, благодаря этому прозаику мы знаем про Василия Ивановича – красного комдива – возможно, больше, чем узнали бы из каких-то исторических документов. Впрочем, Фурманов был творцом, поэтому в романе «Чапаев» не всё нужно принимать за чистую монету.

Про Василия Ивановича и его родственников я писала ранее статьи. А в этой – про Фурманова.

Дмитрий Андреевич

Он прожил короткую, но яркую жизнь. Он комиссаром Красного десанта, начальником Политического управления Туркестанского фронта. Фурманов отчаянно сражался с врагами Революции как на фронте, так и в тылу.

Но закончилась Гражданская война, и Дмитрий Алексеевич стал полностью человеком творческим, писателем, литератором, героем, которого знали и уважали.

Портрет

В 1922 году с Фурмановым встретился поэт и художник Павел Радимов. Последний в то время занимал должность председателя ассоциации художников революционной России. Был Радимов и председателем товарищества передвижников.

Радимов уговаривал Фурманова позировать для портрета. Только сам председатель ассоциации и товарищества писать ничего не собирался.

Радимов уговаривал Дмитрия Андреевича позировать для другого советского художника Сергея Милютина.

Тот, вдохновившись Октябрьской Революцией, задумал серию портретов. Милютин хотел изобразить людей новой эпохи: честных и отважных революционеров, которые смело взялись за дело строительства коммунизма.

Художник писал портреты политических деятелей, рабочих, врачей и, конечно же, героев Гражданской.

Милютина очень заинтересовал образ Фурманова. Дмитрий Андреевич был человеком достойным для того, чтобы с него написали портрет.

И работа началась. Радимов часто наблюдал, как работает Милютин над портретом Фурманова. Это, по мнению искусствоведов, одна из лучших работ Милютина.

Связь

То, что у Сергея Милюкова получилась отличная работа, можно объяснить простой и, одновременно, сложной вещью: художник смог установить дружескую связь с Фурмановым.

Милютин расспрашивал писателя и ветерана Гражданской о разном. А Дмитрий Андреевич с удовольствием рассказывал о своем прошлом. При этом, как вспоминали дочь Милютина Ольга и Павел Радимов (он писал про работу Милютина и Фурманова в своих мемуарах), Дмитрий Андреевич очень сильно смущался и краснел, как «деревенская девушка».

Человеку, который прошел Гражданскую, занимал у большевиков приличные посты, было неудобно, что пишут его портрет.

Вернемся к связи:

портрет Фурманова не так уж сильно похож на те фотографии, на которых запечатлен Дмитрий Андреевич. Но все же Милютин был великим художником.

Фурманов с орденом Красного Знамени на груди изображен человеком сильным, волевым и мудрым. У него проницательный взгляд. Черты лица приятны.

Меж тем, в прищуре Дмитрия Андреевича видно, что с его здоровьем не всё в порядке.

Фурманов прожил всего лишь 34 года. На его долю выпало немало трудностей.

С одной стороны, легко в те годы никому не было. С другой – Дмитрий Андреевич жил «без остатка». Он отважно сражался на фронтах и в тылу Гражданской. Он реализовывал себя в творчестве.

Почему ушел Фурманов

Согласно официальной версии, у него развился менингит. Болезнь эта даже в наше время может привести к летальному исходу. Её стоит опасаться.

Сослуживец Дмитрия Андреевича Николай Хлебников имел другое мнение насчет того, почему именно Фурманова не стало.

Хлебников писал, что его приятель подхватил однажды ангину, которую толком не долечил – некогда было. Ангина затаилась и оказала на организм писателя чрезвычайно негативное влияние. У Фурманова случилось заражение крови, из-за которого он и ушёл в мир иной.

А портрет остался. Он до сих пор цел. Находится в Третьяковской галерее.