Вопрос не так прост, как кажется.
Не вызывает вопросов факт: когда ни при каких условиях аккумуляторная батарея не может обеспечить пуск двигателя, она отправляется на утилизацию. Но чаще бывают мытарства и сомнения: надо бы принять решение, но не сегодня…
Может, еще послужит?
Вроде бы и АКБ еще «крутит» (правда, уже не весело).
Ну да, батарея уже «не та», а денег жалко.
Подождем еще недельку? А вдруг не запустится мотор где-нибудь за городом, в дождь и ночью? Запустится, сейчас же заработал!
Грустно, но так бывает, состарившийся аккумулятор может превратить жизнь байкера в мученье.
Опытные скажут – что тут сложного? Проверим АКБ нагрузочной вилкой, измерим внутреннее сопротивление, проанализируем плотность электролита до зарядки батареи и после нее. Вердикт наш будет точен и однозначен.
Но мы постараемся обойтись без специальных инструментов и сложных расчетов. Допустим, нет у нас нагрузочной вилки и ареометра, отсутствует навык работы с ними или просто нет времени и условий. А как, например, измерить плотность электролита в AGM или GeI аккумуляторе?
Простым тестам аккумуляторной батареи и будет посвящена данная статья
Естественно, мы принимаем условие, что двигатель исправен и отрегулирован, нет нареканий к работе стартера, генератора и реле-регулятора, ток утечки не измеряется гигантскими амперами. Если в каком-то из этих пунктов сомневаетесь, то проблема может быть не в аккумуляторе.
«Старость не в радость». Наблюдаем и оцениваем
Итак, какие наблюдения и проверки АКБ могут подтолкнуть нас к ее скорейшей замене:
1. Возраст аккумуляторной батареи
Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея живет 4-5 лет, если АКБ с технологией AGM или GeI – дольше. Поэтому если вы точно знаете возраст вашего аккумулятора, и он приближается, например, к пяти годам, неплохо бы иметь в планах (в том числе финансовых) замену батареи. Вечных вещей не бывает, ваш аккумулятор уже «старичок», увы.
2. Отчетливо слышно, что стартер «крутит с трудом»
Как-то он должен делать свою работу веселее, а вот совсем не набирает обороты или через секунду-другую прокрутки обороты начинают падать. Двигатель при этом может запускаться, но вот ваша уверенность в следующем запуске – под сомнением.
3. Вы замечаете, что когда глушите двигатель, сильно падает яркость ближнего света
И наоборот, яркость света отчетливо возрастает, когда мотор начинает работать. Более точно проследить эффект можно в темное время суток.
Вообще, при питании только от аккумулятора ближний свет должен чуть-чуть притухать, поскольку напряжение АКБ ниже напряжения в электросистеме мотоцикла с заведенным двигателем. Но только чуть, не сильно.
Значительное снижение яркости косвенно свидетельствует о том, что напряжение аккумулятора прилично отличается в меньшую сторону от штатного напряжения, которое выдают генератор с реле-регулятором. А если так прилично, значит с батареей какой-то непорядок.
4. Аккумуляторная батарея начала гораздо хуже выполнять свою работу через 12 часов стоянки
Например, вчера вечером все было отлично, а сегодня утром аккумулятор плохо раскручивает стартер, и двигатель запускается неохотно. После поездки стартер крутится веселее (АКБ подзарядилась), но на следующий день история повторяется. Явно, что батарея заряд не держит.
Здесь нужно отметить вот что. Нередко аккумулятор во время кажущегося простоя тратит свою энергию на питание «незаметных» потребителей. Сюда можно отнести охранную сигнализацию, неправильно подключенный USB-порт или обогревы, штатные потребители (ЭБУ двигателя), паразитные токи. Точку в вопросе ставит измерение тока утечки.
5. Испытание штатной нагрузкой
Понадобится полностью заряженная, по нашему мнению, батарея. Такой она будет после длительной загородной поездки или если мы ее отключили от внешнего зарядного устройства, показавшего 100% заряд. Дадим батарее остыть в течении 30-40 минут. Затем включим ближний свет, не запуская двигатель. У некоторых байков для этого достаточно просто включить зажигание. Ближний свет должен гореть несколько минут, точнее, столько минут, каким числом определяется емкость вашей АКБ. Например, для батареи емкостью 6 А*ч – 6 минут, для батареи 8 А*ч – 8 минут, 12 А*ч – 12 минут. Если у вашего байка сделано так, что при включении ближнего света загораются лампы в двух фарах, это время нужно уменьшить ровно вдвое. По истечении положенных минут запускаем двигатель. Когда аккумулятор исправен, стартер будет «крутить» бодро, двигатель запустится. Если крутит уныло или не крутит вообще – повод задуматься о замене АКБ. Кстати, после такого испытания неплохо батарею полностью зарядить.
6. И все-таки пара строк про мультиметр (вольтметр) и измерения
- Напряжение на полюсных выводах исправного аккумулятора (НРЦ – напряжение разомкнутой цепи) при температуре около 20°С должно быть 12,5-12,9В;
- Если напряжение от 11,8 до 12,5В – аккумулятор нужно как можно скорее зарядить;
- Если напряжение ниже 11,8В – задумываемся про замену АКБ;
- Если спустя 12 часов после 100% заряда аккумулятора НРЦ падает до 12,5В и ниже, батарею пора менять.
Всем надежной аккумуляторной батареи и легких запусков двигателя!
#пора менять аккумулятор мото #тест замена аккумулятор мотоцикл #аккумуляторная батарея мотоцикл