Найти тему

Уистлер. Как выиграть суд и потерять всё.

Джеймс Уистлер ,американский художник конца XIX-начала XX века, помимо создания метафорических портретов увлекался написанием водных пейзажей.

Автопортрет Уистлера.
Автопортрет Уистлера.

В 1959 году он начал работать над серией офортов «Темза». Восторженный отзыв Шарля Бодлера говорит о том,что эта серия не прошла незамеченной : «…Чудесное переплетение корабельных снастей,рей,тросов,хаос туманов,паров котельных и завивающегося спиралью дыма;глубокая,сложная поэзия огромной столицы».

Верфь «Черный лев» из серии офортов «Темза»
Верфь «Черный лев» из серии офортов «Темза»

И все-таки в историю искусств Уистлер вошел не графическими а живописными образами Темзы, названными им ноктюрнами. Это название подсказал ему приятель ,впоследствии ставший его врагом ( так часто бывало в жизни Уистлера),судовладелец Ф.Лейланду. Появившиеся в период с 1860 по 1870 год ноктюрны проникнуты поэзией призрачного. Характерная особенность этих работ - драматическая активность черного.

«Ноктюрн:Голубое и золотое-старый мост в Баттерси».
«Ноктюрн:Голубое и золотое-старый мост в Баттерси».

В одном из самых известных своих произведений - «Ноктюрн : Голубое и золотое - старый мост в Баттерси» ( громоздкие названия картин проходят через все творчество художника) Уистлер показывает слегка расцвеченный огнями туманный пейзаж реки и темный массив моста на переднем плане . Черный силуэты моста - своеобразное предвосхищение его гибели ,мост был снесен через 6 лет после создания этой картины.

«Ноктюрн: серое и золотое-Вестминстерский мост»
«Ноктюрн: серое и золотое-Вестминстерский мост»

Мрачный оцепенение природы изображено на картине «Серое и золотое - Вестминстерский мост».

«Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета»
«Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета»

Есть у Уистлера и образ ночи как праздничной фантасмагории - «Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета» . Сине-черное ночное небо озаряют вспыхнувшие в разных местах россыпи фейерверков . Однако именно этот феерический всплеск в творчестве художника стал источником его бед и конфликтов. Эта картина наряду с произведениями других художников была выставлена в 1879 году в галерее Гросвентор . События привлекло внимание критики,меньше всего однако говорили о работах Уистлера . «Таймс» презрительно отозвалась об «уголке Уистлера,где слышна музыка странных ноктюрнов». Известнейший критик Джон Рёскин написал в номере своего журнала разгромную статью о картине «Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета». Вот цитата из статьи: «Я видел и слышал до сих пор немало плебейских дерзостей,но никогда не ожидал ,что самодовольный пижон может потребовать двести гиней за банку краски ,выплеснутой в лицо зрителю». Уистлер это не стерпел.

25 ноября 1878 года в Казначейской палате Вестминстера открылось судебное разбирательство ,на котором Уистлер потребовал возмещение морального ущерба от Джона Рёскина. Суд принял сторону Уистлера ,но постановил выплатить ему лишь один фартинг ( английская мелкая монета). Кроме того и Уистлер,и Рёскин заплатили судебные издержки . Но Рёскин запустил среди друзей и знакомых так называемый «лист пожертвований» и очень быстро собрал нужную сумму,Уистлер же никакой финансовой поддержки не получил и был объявлен банкротом . Дом его подлежал продаже. Суд разрешил ему уничтожить незаконченные картины ,остальные были проданы с аукциона. Так драматически окончился один из блестящих периодов в творчестве Джеймса Уистлера .

-6

«Уистлер» Игорь Светлов,издательство «Белый город»,Москва 2008год.