Однажды ко мне в каливу пришел некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живет с женой. В их семье дело пахло разводом. Ни он, ни его жена не хотели друг друга видеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели: муж после уроков шел обедать в один ресторан, а жена - в другой. А для детей они покупали какие- нибудь сэндвичи, и несчастные дети. когда их родители приходили домой, лезли к ним в карманы и сумки, чтобы посмотреть, что папа и мама принесли поесть! Дети переживали большую драму! Помимо всего прочего этот человек пел в церкви, однако в ту церковь, где он пел, его жена не ходила - она ходила в другой храм. Настолько сильной была их неприязнь друг ко другу! "Что тут поделать, отче, я несу большой крест. Очень большой! Каждый день у нас в доме скандалы. ". - "А к духовнику ты ходил?" - спросил его я. "Да, ходил, - ответил он, - духовник сказал мне - Терпи, терпи. Ты несешь большой крест". а "А ну-ка, - говорю ему я тогда, - сейчас посмотрим, кто несет большой крест. Давай начнем сначала. Когда вы поженились, тоже так ругались?" - "Нет, - отвечает он, - восемь лет мы прожили дружно. Я обожал мою жену! Я благоговел перед ней больше, чем перед Богом! Потом она стала другим человеком! Стала изводить меня своим нытьем, придирками, странностями...."
Слышишь, что творится! Он благоговел перед ней больше, чем перед Богом! "А ну-ка, - говорю, - иди-ка сюда, голубчик!Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? Ну и кто же виноват теперь в том, что вы дошли до такого состояния: ты или она? Это из-за тебя Бог забрал Свою Благодать от твоей жены". Потом я его спросил: "И что же ты теперь думаешь делать?" - "Скорее всего, мы разведемся", - сказал он. "Может быть, - спрашиваю, - ты завел себе роман на стороне?" - "Да, - отвечает, - я думаю уйти к одной женщине". -"Опомнись! - говорю, - приди в себя! Неужели ты не понимаешь, что во всем виноват ты сам? И прежде всего тебе надо попросить прощения у Бога за то, что ты благоговел перед своей женой больше, чем перед Ним. Потом пойди к своей жене и попроси у нее прощения, и скажи ей: " Прости меня. Это я виноват в том, что наши отношения дошли до такого состояния, и в том, что теперь мучаются наши дети". Потом пойди поисповедуйся - и благоговей перед Богом, как перед Богом, а жену свою люби как жену. И ты увидишь, что у вас все наладится". Моя взбучка пошла ему на пользу. Он начал плакать и пообещал, что послушается моего совета.
В скором времени он снова приехал ко мне, уже радостный: "Благодарю тебя, отче, ты спас нашу семью! Все у нас прекрасно: и у меня с женой, и у наших детей".
Видишь, как? Сам во всем виноват, а при этом думает, что "несет очень большой крест".
И вы никогда не оправдывайте женщин, которые приходят к вам в монастырь и жалуются на мужей. Я в подобных случаях не оправдываю ни мужей, ни жен. Напротив: заставляю задуматься и тех, и других. К примеру, женщина начинает жаловаться: "Мой муж пьет, приходит домой поздно ночью, сквернословит..." - "Гляди, - советую я ей. - Когда он ночью приходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь его с кислой физиономией и начинаешь "пилить" - "Да что же ты так поздно? Да разве можно приходить домой в такое время? Да когда же ты наконец изменишься? Да что же это за горюшко горькое? Да ведь это уже не день, и не два продолжается!Да сколько я буду все это терпеть?" - то диавол посоветует ему: "Да совсем ты, что-ли, больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и весело провести время с какой - нибудь другой?" То есть ты, может быть, права, но диавол подловит его с другого бока.
А вот если ты поведешь себя с ним по-доброму, немножко перетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то, увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится".
Или приходит муж, и начинает свое: "Моя жена пилит меня, изводит своим нытьем..." "Ах ты, - говорю - бесстыдник! Твои дети и страдалица жена с нетерпением ждут тебя до полуночи, а ты заваливаешься домой пьяным, начинаешь сквернословить! Стыд тебе и позор! Ты что, женился для того, чтобы мучить свою семью?"
Если один из супругов живет духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом" не имеет права" быть правым. Ведь, будучи духовным человеком, он должен отнестись к несправедливости духовно. То есть он должен относиться ко всему так, как требует Божественная справедливость.
Он должен стремится к тому, что доставляет покой другому.