Впервые на поле боя танки были применены англичанами в сражении на реке Сомма. 15 сентября 1916 года к бою было подготовлено 49 новых машин. Правда, непосредственно в атаке приняли участие только 18. Остальные либо сломались, либо застряли. Но и оставшегося числа танков хватило, чтобы прорвать немецкую оборону. Было понятно, что за этим видом военной техники будущее.
Россия наблюдает. И делает заказы
В России, надо заметить, были собственные конструкторские наработки. Правда, танк Александр Порохощикова ("Русский вездеход") и "Царь-танк" Николая Лебеденко оказались не слишком-то удачными.
Хоть Российская империя и располагала промышленностью, которая могла бы выпускать танки, своих удачных образцов не было. Но российский Генштаб внимательно изучал зарубежный опыт. И поскольку наличие танков в действующей армии было признано необходимостью, было решено купить их у французов.
Осенью 1916 года Россия заказала во Франции сразу 390 танков Schneider CA1. Заказ должен был быть выполнен весьма оперативно, уже к зиме 1917 года. Но вскоре заказ был отменен. Сравнив характеристики "Шнайдера" и легкого танка Рено FT, в российском Генштабе сделали выбор в пользу последнего. Заказав все те же 390 машин.
"Борец за Свободу тов. Ленин"
Ну а дальше... Дальше последовала Февральская революция. Заказ, разумеется, выполнен не был. Танки в России появились в 1919 году, небольшое их количество англичане и французы поставили в Вооруженные силы Юга России.
Как раз во время боев с белыми и Красной армией и был захвачен один из Рено FT, которые за пару лет до того пыталась получить Российская императорская армия. Трофей разобрали и после этого изготовили несколько танков типа М. Первый из них, выпущенный в 1920 году, получил название "Борец за Свободу тов. Ленин". Сам товарищ Ленин не возражал.
Впрочем, в боевых действиях эти танки участия принять не успели. Их впоследствии использовали на парадах и сельскохозяйственных работах.
Читайте также:
На Т-28 по оккупированному Минску: подвиг экипажа майора Васечкина
Удар комиссара Попеля: сюрприз для немцев
Как немцы засомневались в успехе блицкрига
Почему немцам Брестский мир был нужен не меньше, чем большевикам