Найти тему
HM

Причина российской политики в отношении Армении, которая навредит самой России

Осенью 2020 года в Закавказье разразилась очередная война между армянами и азербайджанцами. И имея военный союз с Арменией, но, не имея подобного союза с Азербайджаном, Россия, казалось, что вполне логично, должна была выразить однозначную поддержку армянской стороне. Однако российское руководство объявило о равноудаленности от сторон конфликта и, равнозначности союзнических с Арменией и партнерских с Азербайджаном отношений. Таким образом, оказалось, что российско-армянский военно-политический союз не имеет для России первостепенного в Закавказье значения.

Когда и почему значимость это союза обесценилась?

Среднестатистический россиянин скажет, что это произошло в 2018 году на фоне прихода к власти в Армении Пашиняна, который стал проводить прозападную политику. Но это не совсем так… Точнее это лишь представленный широкой общественности повод ухудшения российско-армянских отношений. А причины совершенно другие.

🔸 Начнем издалека.

Геополитические возможности любой страны зависят от коммуникаций, которые связывают ее с внешним миром, и экономики, успешное развитие которой в определенной степени связано с этими коммуникациями. Важно и то, кто контролирует эти коммуникационные сети. Ведь от этого зависит надежное и бесперебойное функционирования этих путей связи.

Именно поэтому Россия построила «Северный» и «Южный (Турецкий)» потоки в обход Прибалтики, Белоруссии и Украины, перенаправила товаропоток в ЕС с портов прибалтийских стран на свои морские порты на Финском заливе. Построила «Силу Сибири» и возродила Северный Морской путь, развивает сеть автомобильных дорог Москва-Пекин и железнодорожные пути, которые увеличат российско-китайский товарооборот и транзитные возможности России в обход Казахстана и Монголии. Как можно заметить здесь речь идет о направлении восток-запад (или, если хотите, запад-восток).

Российскую же политику в Закавказье и, в частности, в отношении Армении предопределили коммуникационные возможности в направлении север-юг. Конечно, можно было бы ограничиться транспортными сетями в данном направлении через Казахстан и Туркменистан в Иран и далее в индо-тихоокеанский регион. И таким образом не тревожить устоявшийся геополитический статус-кво на Южном Кавказе. Но этот транспортный коридор способствует развитию экономик стран Центральной Азии, что ухудшает переговорные позиции России в отношениях с этими странами в различных сферах, ставит Россию в зависимость от них. Также этот маршрут длиннее, чем через Закавказье, а значит экономически более невыгодный.

-2

Т.е. российские власти пытаются создать несколько ветвей в международных транспортных коридорах «Восток-Запад» и «Север-Юг» и тем самым ослабить зависимость российской экономики от отдельных стран и направлений, расширить ее возможности.

🔸 Итак…

Революция роз в ноябре 2003 г., приход к власти в январе 2004 г. Михаила Саакашвили и требование грузинских властей зимой 2005 г. о выводе российских войск из Грузии ознаменовали собой невозможность открытия железнодорожных и автомобильных путей связи России с Закавказьем через Абхазию, которые являются наиболее экономически выгодными. И единственным экономически выгодным вариантом связи России с Индийским океаном и, соответственно, с растущими экономиками индо-тихоокеанского региона (в первую очередь с Индией), а так же с арабским миром, становится транспортный коридор через Азербайджан. Роль Азербайджана моментально возрастает.

Коммуникация через абхазскую территорию была бы выгодна России и политически, т.к. это способствовало бы сохранению Закавказья исключительно в зоне российского влияния и недопущению в регион США и Турции. Однако для этого необходимо было способствовать интеграции Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии и всех вместе в ОДКБ и ЕАЭС. Или заключение между Россией и Грузией отдельных военно-политического и экономического договоров.

Уже в 2005 году Россия опробовала реакцию Армении, поставив силовым структурам Азербайджана авиационную технику не летального характера. Отметим, что с 1991, т.е. после распада СССР, по 2005 год Россия не поставляла вооружений Азербайджану (дележ советского военного имущества в АзССР и контрабанда со складов из России не в счет). А в 2007 году Азербайджан приобрел у России танки Т-72Б, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1, буксируемые гаубицы "Мста-Б". А дальше – больше... Россия прекратила поставки вооружений Азербайджану лишь в 2019 году. Очевидно, что армянская сторона не проявила должного внимания на военно-техническое сотрудничество своих союзника и врага, в то время как Азербайджан умело воспользовался ухудшением российско-грузинских и, в последующем, российско-украинских отношений, поставив перед Москвой свои условия.

Строительство железной дороги, которая соединит азербайджанскую Астару и иранский Казвин, что в свою очередь соединит Россию с иранским портом Бендер-Аббас на Индийском океане и далее со всем индо-тихоокеанским регионом, осложняется географией местности и, что более вероятно, позиции иранского правительства. Ведь строительные работы начались еще в 2009 году, но к 2023 году они еще не завершены и железнодорожное сообщение не установлено. Предположительно это будет сделано в 2026 году.
Тем временем, ж/д-сообщение через центральноазиатские страны уже запушено.

Однако, как было сказано выше, важны не только коммуникации, но и кто их контролирует. О включении Азербайджана в качестве наблюдателя в ОДКБ и ЕАЭС говорят уже давно. Стать наблюдателем или даже полноправным участником ОДКБ Азербайджану пророчили в августе 2018 года азербайджанские СМИ, затем о возможности предоставления Азербайджану статуса наблюдателя при ОДКБ заявил в сентябре 2019 года заместитель главы российского кабмина Юрий Борисов. А в мае 2021 года заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко назвал отсутствие дипломатических отношений с Арменией единственным препятствием по вступлению Азербайджана в блок. 10 декабря 2021 года, ближайшие союзники России, Белоруссия и Казахстан на заседании Высшего Евразийского экономического совета пригласили Азербайджан вступить в ЕАЭС в качестве наблюдателя. Но воз и ныне там... Да, и ни какого реального интереса, который предполагает институционализацию отношений, к пророссийским интеграционным проектам в Азербайджане не проявляют. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 22 февраля 2022 года является всего лишь заявлением о наличии договоренностей между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Оно не «привязывает» Азербайджан к России, как это бы сделало членство в ОДКБ и/или ЕАЭС. Однако, учитывая, что в нашей части света межличностные отношения играют бóльшую роль, чем межгосударственные, то эта Декларация имеет силу.

Стоит отметить, что Азербайджан является активным членом организации "Движение неприсоединения", объединяющей более сотни государств на принципах неучастия в военных блоках.

Но Россия хочет установить сухопутную связь не только с Ираном, но и с Турцией, а через них и с арабским миром и Африкой. Выгодно это сделать через Армению и Турцию, тем самым диверсифицировать маршруты и не впасть в зависимость от Ирана, через которых это тоже может и, скорее всего, будет сделано. Данный маршрут также дает возможность установить, в случаи необходимости, связи с Индийским океаном. Транспортный коридор через Армению важен и политически. Это удар по позициям Грузии в отношениях с Россией, т.к. ее роль как важного транспортного узла в Закавказье будет подорвана.

Однако предложенный вариант обустройства армянского участка этого маршрута (передача суверенных территорий Армении, Мегринского участка, под иностранную юрисдикцию) в корне противоречит жизненно важным национальным интересам Армении. А также и Ирана, чей Высший руководитель аятолла Хаменеи и президент Раиси (в том числе прямо в беседах с президентами России, Турции, Азербайджана) неоднократно заявляли о недопустимости этих планов. Т.к. это удар по устремлению персов стать логистическим хабом между Китаем и Индией с одной стороны и ЕС с другой, что повысит геополитическую значимость Ирана и укрепит его позиции.

-3

Провал планов относительно территорий Армении привел к тому, что мы стали наблюдателями событий в Грузии вокруг законопроекта об иностранных агентах, который подвергся жесткой критике США и ЕС, являющихся основными спонсорами большинства грузинских неправительственных организаций. Принятие этого закона способствовало бы уменьшению влияния Запада в Грузии и постепенному возрастанию роли России. Ведь зависимость от Азербайджана тоже не соответствует интересам России.

Отзыв законопроекта под давлением общественности и Запада означает, что взор вновь будет направлен на Армению.

В декабре 2021 г. Иран и Ирак подписали соглашение о строительстве 30-километровой железной дороги, которая соединит иранский Шаламче и иракскую Басру. Таким образом, Иран приобретает связь со Средиземным морем, т.е. со странами ЕС в обход Турции. А планируемым маршрутом через Армению в Тегеране хотят выйти к Черному морю. Позиция персов находит поддержку в ЕС и США, но не в Москве, Баку и Анкаре, т.к. это уже удар по их экономикам и, что особо неприятно Турции и Азербайджану, увеличивает роль Армении в региональных процессах.

Таким образом мы имеем 2 конкурирующих проекта в рамках транспортного коридора север-юг и каждая из них имеет несколько ветвей. Первый, условно назовем его иранским, позволяет Армении стать транзитной страной на пути между восточноевропейскими членами ЕС и странами индо-тихоокеанского региона, что, безусловно, соответствует армянским национальным интересам. Второй, условно российский, предполагает отрезать Армению от Ирана и Индийского океана, что, также безусловно, противоречит национальным интересам армян. Вся внешняя политика России в Закавказье нацелена на осуществление этого второго варианта.

Предлагаемый к передаче под иностранный контроль территория Армении - Мегринский участок
Предлагаемый к передаче под иностранный контроль территория Армении - Мегринский участок

К чему приведут попытки навязать Армении антиармянский проект для армяно-российских отношений, российского влияния в Закавказье? Уж точно ни к чему хорошему. Определенные и порой явные предпосылки последствий уже проявляются. Вследствие этого различные российские чиновники выступают с критикой армянских властей, тем самым в Москве пытаются не дать развиться неблагоприятным для России событиям.