Совпал ли мой реальный опыт на кухне с ребёнком с советами Монтессори-педагога?
Некоторое время назад я решила поучаствовать в мастер-классе от Монтессори-педагога по кулинарии с малышами.
В предыдущей статье я рассказывала, что мне понравилось, что нового и интересного я узнала:
Сегодня расскажу о том, какие советы мне показались трудно реализуемыми в реальной жизни с маленьким ребёнком.
Напомню, мастер-класс был обозначен для детей от полутора до трех лет.
"Готовка - не игра! "
Несколько раз во время МК педагог подчеркивала, что ребёнку нужно объяснять, что это все не игра, играть с продуктами нельзя и т. д.
Я не очень согласна с этим подходом.
Я стала привлекать дочку к готовке примерно с года. Ну как привлекать😆 Сама чищу картошку, а ей налью воду в миску - она моет. Сама режу овощи, а дочку прошу перекладывать их в миску.
Я, конечно, говорю ей, что давай поможешь маме приготовить ужин, чтобы накормить папу после работы. Но для неё всё же это пока игра, а не проявление заботы о папе🙂
То есть ей просто интересно что-то мыть, мешать, перекладывать. Участвовать в "игре" вместе с мамой. И это нормально, мне кажется.
На мой взгляд, в целом дети до определённого возраста все познают через игру.
Чего не хватило? Возможно ли воплотить в реальной жизни?
Хотелось бы отметить такой общий момент:
МК большей частью предполагает организацию отдельных кулинарных упражнений для ребёнка, я же стараюсь вовлекать Надю в свой процесс приготовления блюда.
Попробую объяснить, что я имею ввиду. В МК предлагается для каждой операции, которую будет делать ребёнок подготовить заранее ВСЁ необходимое и уложить на отдельный подносик. Например, чистка и резка яйца. Для этого заранее нужно достать и сложить на подносик:
- Яйцо
- Миску для скорлупы
- Яйцерезку
- Ложку
- Миску для чистого яйца
Всё это для того, чтобы:
- процесс был упорядочен
- ребёнок видел, что он может сделать сам, от и до
Таким образом, учился распознавать себя как отдельную личность (связано с кризисом 1.5-3 лет).
Всё это безусловно важно для ребёнка.
Но! У меня изначально другая цель на кухне, а именно - приготовить завтрак /обед/ужин для всей семьи, в бодрствование ребёнка и так, чтобы она тоже участвовала и помогала мне. Если более глобально, моя цель - облегчить себе быт, выделить время для отдыха🙂
Поэтому, как делаю я: просто даю яйцо и миску для скорлупы.
Чаще всего это та же самая миска, куда параллельно чищу яйца я. Пока Надя чистит свое яйцо, я чищу остальные😆 Как правило, мы не просто так их чистим, а для какого-то общего блюда.
То есть, моё основное правило, которое выработалось на практике: делать всё параллельно с ребёнком, вовлекая её в те процессы, где она может помочь и где это безопасно.
Другими словами, чистка яйца у нас - не просто отдельное упражнение для РЕБЁНКА - сделали, убрали подносик - а часть ОБЩЕГО процесса по приготовлению салата, например.
Всё же главная моя цель - приготовить обед для семьи, а не устроить развивающее занятие для ребёнка 🤷♀️ Параллельное вовлечение ребёнка в процесс - это не менее важная, но все же вторичная цель.
Вывод
- Для Монтессори-сада или развивающих занятий в детском центре - подход МК отличный, а вот для быта обычной семьи, а особенно если ребёнок не один, мне кажется, довольно затруднительный в организации.
- На мой взгляд, самостоятельное приготовление простых блюд все же стоит отложить на период после трех лет. Там уже проще объяснить ребёнку, что это не игра, ребёнок как раз учится проявлять заботу о других. А сейчас - пусть помогает маме🙂
Это лично моё мнение.
Возможно, оно связано с тем, что у нас уже имеется сложившийся опыт на кухне🤷♀️
Он, конечно, не идеальный, но как есть. Надо будет рассказать, что Надя умеет к своим 2,5 годам.
Все материалы по организации быта с малышами смотрите в подборке.
У вас получается готовить с малышами? Как организуете процесс? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом ❤️