Найти тему
Игорь Орлов

Спор об одной иконе Христа. Что истинно?

Икона Христа "Пастырь Добрый"
Икона Христа "Пастырь Добрый"

С одним пожилым мужчиной, беженцем из Грузии в постсоветское время, мы были прихожанами одной сельской церквушки.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

В церкви той, напротив того места, где священник исповедовал людей, висел икона Христа – Пастырь Добрый. Раннехристианская, благословенная икона. Одна из первых, вместе с другой - "Спас Нерукотворный".

Икона "Спас Нерукотворный" такая же раннехристианская, как и "Пастырь Добрый".
Икона "Спас Нерукотворный" такая же раннехристианская, как и "Пастырь Добрый".

Мне очень нравилась икона "Пастырь Добрый".

Раз у нас вышел спор с этим прихожанином по поводу этой иконы.

Что за спор и как он разрешился?

Спор об иконе.

Тогда, помню, я сказал, что эта икона выражает суть евангельского Христа. Пастырь Добрый это любовь и забота Бога о человеке. Икона написана по мотивам 10 главы евангелия от Иоанна, где Христос говорит:

"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин: 10:11).
"Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня" (Ин: 10:14)

Со скепсисом посмотрел на меня этот прихожанин, и сказал: «И ты в этой веришь?».

Я не стал его убеждать ни в чем тогда, хотя мне показался странным такой вопрос.

"А как не верить в это? В Любовь и Заботу Божьи обо мне, как человеке? Во что же тогда верить? Во что верит он, этот прихожанин?" - подумал я.

Чтобы понять, почему тот прихожанин считает иначе я стал исследовать, в общении с ним (такая возможность была, мы нередко пересекались в этой церкви и общались), во что верит он, если не в Заботу Христову, не в Пастырство Доброе.

Исследование и история прихожанина.

Узнал я его историю и нашел ответ.

В Грузии он занимался какой-то партийной работой в советское время, занимал пост, и жил неплохо. Потом начались времена 90-х, бандитизм. Он не смог выдержать жить в этой среде. Система поменялась. Бандитом стать не смог, партийным работником тоже. Да, и в Грузии той жить не смог.

Грузия начала 90-х, проспект Руставели.
Грузия начала 90-х, проспект Руставели.

Приехал в Россию постсоветскую, устроился здесь как-то. Но неудачи в семье. Развелся. Не мог хорошо здесь устроиться. Все, что имел во владении, отписал на семью. Живет теперь в доме загородном, который принадлежит дочери. Сторожем этого дома. Если что им не понравится – могут и выкинуть из дома. Бесправный. Но пока Бог миловал.

Болеет сердцем (по природе слабое, плюс такие стрессы в жизни, тут и здоровое сердце может пошатнуться). Как говорит сам спасается только Богом.

Устроился в церкви сторожем. Платить - не платят, но бесплатно кормят.

Бесплатная кормежка в церкви.
Бесплатная кормежка в церкви.

Во что он верит?

Вера его мистична. Он верит, что Бог незримо ему помогает. Даже в том, что он до сих пор жив. Его родственники (тоже слабые сердцем) до 40 не доживали. Ему уже под 70. Он жив. Да, живет, как бомж, но ведь живет.

Верит он церкви, как общине церковных людей. У него хорошие отношения с прихожанами и сотрудниками церкви. Он знает, что если что случится с ним, то его они не оставят в беде. Скорую вызовут и похоронят, если надо.

Молится он за всех, на общих молебнах. И свой поминальный список у него большой.

Не верит же он в Доброго Пастыря, потому что в жизни столько раз столкнулся с подлостью, предательством, даже от близких людей, что уже перестал быть "наивным".

В доброту «церковных людей» верит, в церковную общину. А в доброту за пределами церковной жизни, в реальности, в деле – нет.

Много раз попадал он в ситуации, когда хотел бы быть такой вот «овцой» в руках Доброго Пастыря, Который оставляет на время других овец и спасает его, одну их овец. Потому что Доброму Пастырю дорога каждая овца.

Но не встречал такого в жизни. Спасается он в церковной общине, в общей молитве. Вот в это он верит.

Почему же я тогда верю в Доброго Пастыря?

Узнав результаты своего исследования, задался вопросом: а почему я тогда верю в Доброго Пастыря?

Мой жизненный и духовный опыт был другим. Да, я тоже сталкивался с подлостью, безразличием людей, но этих случаев было во много раз меньше, чем случаев доброты людей и доброты Бога. Худого избегал всякий раз когда мог. Интуитивно чувствовал ложь и обман - не поддавался внутренне.

У меня есть чувство, что Бог рядом, что я в Его Добрых Руках. Любящие родственники, хорошие люди рядом. Не знаю почему так, но так есть. Потому эта древнехристианская икона очень мне близка по смыслу. Я именно так и вижу Бога – Заботливым и Любящим Пастырем. Потому что Он так открывается мне в реальности.

Послесловие.

У каждого человека свой духовный опыт, и, потому, даже одна и та же святая икона вызывает столь амбивалетное отношение. Потому, наверное, есть много икон. И у "Бога Отца обителей много" - как говорит тот же евангелист Иоанн. Каждый находит близкую себе, мироточивую именно для него. Каждый по - своему видит Бога, через состояние своей души, свой опыт.

Но Бог спасает всех. Каждого по-своему. И в этом есть единство отношения людей к Богу.

Есть еще мои мысли и об образе «овцы» на этой иконе. Но не хотел бы писать об этом в этой статье. Если будет читательский интерес – то напишу в другой статье, позже

Добрый Пастырь. Раннехристианская икона Христа
Добрый Пастырь. Раннехристианская икона Христа

.

Если хотите поделиться по теме этой статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.