Религия и невежество порождают религиозный фанатизм. А если к этому прибавить закоренелые, традиционно строгие нравы и устои на которых было построено сотни образовательно-воспитательных учреждений, то получим что-то вроде приютов св. Магдалины.
Сеть приютов св. Магдалины была учреждена в Ирландии. По своей специализации это были воспитательно-исправительные учреждения монастырского типа для девочек. Под предлогом ненадлежащего поведения, тысячи девушек были насильно заключены в стены данных приютов, где их принуждали к рабскому труду, пока церковники зарабатывали на этом огромные деньги. Со временем такие приюты активно открывались в Австралии,Нидерландах, Великобритании и США.
История первого приюта св. Магдалины учрежденного орденом Сестер Пресвятой Девы Марии Милосердия Доброго Пастыря начинается в 1767 г., когда леди Арабелла Денни открывает в Дублине первое подобное учреждение при поддержке протестантского движения.
Изначально приют был предназначен для уличных женщин, зарабатывающих проституцией. В стенах приюта воспитанницам давали образование и профессию, помогали обустроить свою жизнь. Но самое главное, каждая из девушек могла спокойно покинуть приют, некоторые не раз возвращались обратно.
Но к началу XX. приют из реабилитационного центра превращается в настоящий "религиозный концлагерь". Протестантское движение начало ослабевать из-за прекращения поддержки со стороны государства, а это вызвало серьезные финансовые проблемы. Зато католическая церковь расширяла сферу своего влияния, приюты Магдалины полностью переходят в ее попечительство. С этого момента структура деятельности приютов кардинально меняется. Теперь это больше воспитательно - исправительные колонии с долгосрочным пребыванием,нежели место для получения помощи. Меняется и контингент воспитанниц приюта. Теперь в приют могли попасть жертвы насилия, девушки с умственными и физическими недостатками, излишне красивые, родившие вне брака и просто те, кто надоел своим родственникам. Встречались и девственницы, чье поведение опекуны или семья расценивали как излишне распущенное. При отсутствии родни, воспитанницы оставались в приюте пожизненно.
Попав в приют девушка лишалась всех личных вещей, одежды и конечно свободы. Их заставляли забыть о прошлой жизни. Согласно правилам приюта девушкам запрещалось называться собственным именем, помнить о родственниках и детях. Ослушавшихся сестры-милосердия могли жестоко избить, надолго закрыть в холодном помещении и морить голодом. Своими матерями воспитанницы должными были считать этих самых сестер. Вместо образовательных уроков, ежедневное заучивание молитв и проповеди о грехопадении. Вместо приятного общения между собой, гнетущее молчание. За любое проявление дружбы строгое наказание. Особо извращенные "сестры -милосердия" заставляли воспитанниц вытирать испражнения собственной одеждой или весь день ползать на четвереньках с позорной табличкой на спине. Все это проводилось под лозунгом "Избавиться от порока".
Помимо физического и психологического насилия девушек подвергали адскому труду с раннего утра и до поздней ночи. Можно только представить, что было с несчастными воспитанницами ежедневно подвергающихся истязанию и рабству. Это был настоящий ад. Некоторые пытались бежать, но тщетно. Их возвращали обратно либо полиция, либо "доброжелательная" родня.
Приняв приюты в свое ведомство, католическая церковь не стала оказывать финансовой помощи, поэтому доход приютам приносили его воспитанницы. Девушки работали в прачечных по 14 часов в день стирая огромное количество чужого белья. По мнению священнослужителей стирка - ассоциировалась с очищением женской души от скверны. При этом ни одна из работниц не получала заработной платы, наоборот своим трудом она отплачивала за предоставленные ей "блага" в приюте, либо им выдавали копеечные "карманные деньги", которые как уже понятно и потратить то некуда было.
Услуги прачечной приюта св. Магдалины были невероятно дешевыми, девушки обстирывали госучреждения, армии, больницы и гостиницы, пивоварни, такие как Guinness. В шутку люди называли приюты "прачечные Магдалины". Ну а девушки вынуждены были ежедневно находится во влажных помещениях, дышать химией и натирать руки до кровавых мозолей. Некоторые получали тяжелые травмы, никакой мед. помощи не оказывалось. Те, кто по состоянию здоровья не могли работать попросту исчезали. До сих пор точно не известно сколько воспитанниц погребено в безымянных могилах.
Еще один показательный пример трудового рабства связан с американской компанией Hasbro (глобальная франшиза по производству игрушек). Кампания заключила договор с орденом Доброго Пастыря о предоставлении материалов для упаковок игрушек. Сотрудничество продолжалось более трех десятилетий. Несчастные девушки могли только мечтать о том, чтобы этот кошмар однажды закончился.
И вот, свершилось! Начало конца приютов - тюрем пришлось на начало ХХ в., а именно с появлением стиральной машины - настоящее чудо в мировом прогрессе, да к тому же весьма дешевая. Жители Ирландии начали массового скупать стиралки, что привело к невостребованности прачечных. Приют лишился своего главного дохода, а потому вынужден был открыть свои двери и освободить узниц. Многие из них с большим трудом осваивались в новых условиях и могли найти нормальную работу, кто-то даже сумел выйти замуж и создать семью, стараясь навсегда позабыть пережитые ужасы. И никто бы не заинтересовался, если бы не скандал связанный с продажей земли приюта.
В 1993 г. Орден решил продать часть земель вместе с приютом, при осмотре оценщики обнаружили безымянные могилы, во время эксгумации насчитали 115 тел. Всех их кремировали, а прах захоронили в братской могиле на кладбище Глесвин. Позже полиция выяснила, что в могиле было на 22 тела больше, чем монахини указали в заявлении на эксгумацию. Более трети смертей так и не были засвидетельствованы. Монахини даже не знали имен некоторых своих воспитанниц.
Скандал набирал обороты, и тогда бывшие узницы приюта одна за другой поведали общественности об истинном положении дел в приюте. В 1997 г. был снят документальный фильм "Секс в холодном климате" при участии воспитанниц приюта. Ирландия была шокирована. В 2002 г. о приютах св. Магдалины узнал весь мир. На экраны вышел фильм "Сестры Магдалины", получивший главный приз Венецианского кинофестиваля.
По примерным оценкам число жертв приюта только в одной Ирландии насчитывало более 150 тыс. Из них 30 тыс. умерли или пропали без вести. Есть жертвы и среди незаконнорожденных детей, около 9 тыс. скончалось из-за болезней и отсутствия должного ухода.
Создав свой фонд, жертвы обвинили католическую церковь в многолетнем принудительном труде в монастырях. Они требовали компенсации за причиненный им ущерб и официальных извинений от властей и церкви. Ни одна из сторон не отреагировала на требования. Скандал разгорелся с новой силой. В 2009 г. власти Ирландии совместно с парламентом Евросоюза подписали закон о начале борьбы с дискриминацией и социальной несправедливостью на своих территориях.
Все приюты и католические школы были подвергнуты тщательной проверке. Согласно отчету, на протяжении 80 лет католические священники,монахини и учителя церковных учреждений подвергали своих воспитанников моральному, физическому и сексуальному насилию. В преступлениях участвовали и спонсоры приютов. Церковь признала вину и принесла свои извинения пострадавшим. Власти Ирландии также признали чудовищность приютов назвав их "национальным позором Ирландии". Фонд Justice for Magdalenes созданный бывшими воспитанницами приюта существует и по сей день, помогая жертвам добиться справедливости, так что, мир еще долго будут будоражить новости подобного толка.