Варанаси. Он же Бенарес. А также Каши. За множеством имён кроется единый и неоспоримый статус – главный город индуизма. И не последний для буддизма. Чтобы приблизиться к пониманию масштаба, представьте себе религиозное значение Иерусалима, Рима, Мекки. И если названия последних вы разок, но слышали, то уверен, что немало людей сегодня впервые узнают про Варанаси. А между прочим для 1 млрд жителей планеты попасть сюда хоть раз в жизни – священная мечта. Увидеть и умереть. Не пугайтесь, давайте лучше по пунктам.
🔸 Варанаси – один из старейших городов мира, где люди живут без перерывов (около 3000 лет). Однако по мнению индуистов он ещё более седовласый и вообще вечный (основан богом Шивой 5000 лет назад);
🔸 Город распластался вдоль берега священной реки Ганг, которая в религиозных тестах называется небесной. Увы, этот статус не уберёг её от земных проблем. Ганг стал одной из самых грязных рек мира. Виной тому перенаселённость побережья, а где человек, там и продукты его жизнедеятельности. И всё же это не отбивает у паломников желания окунуться и попробовать смыть греховный налёт с души ароматной водицей;
🔸 Если человек умрёт здесь, то его душа завершит цикл перерождений (это хорошо). По крайней мере так считают светила религиозной мысли. За этим сюда стекаются старики и больные, которые чувствуют скорый финал жизни. Многие днями лежат на живописных лестницах (гхатах) и ждут своего часа под палящим солнцем. У кого-то процесс затягивается на годы. Тех, кто усоп в несвященном городе N, тоже можно успеть вытащить из круговорота мокши (те самые перерождения), но в течение 24 часов. Для этого покойника спешно везут к Гангу, сжигают на ритуальном костре на берегу реки (об этом подробно во второй половине статьи). Как вы поняли, жизнь здесь крутится вокруг многокилометровой набережной. И смерть тоже. Где ещё такое встретишь?
🔸 Варанаси издревле славится как центр учёности и философии. Недаром Будда Шакьямуни по преданию здесь прочёл свою первую проповедь. Поэтому город и окрестности облюбованы ещё и буддистскими паломниками;
🔸 А ещё это средоточие ремёсел и торговли. Местная специализация – шёлк, украшения, ковроделие. И, конечно же, вегетарианские блюда;
🔸От вездесущих тук-туков и авто берег реки отважно защищают узкие улицы (гали). Пройти здесь можно пешком, в крайнем случае протиснуться на мотоцикле (гарантированно образовав пробку);
🔸Но главное транспортное средство Варанаси – это лодки. Они курсируют из стороны в сторону, поигрывая яркими крашеными боками на солнце. А с предложением ознакомительного заплыва к вам обратятся не один десяток раз, имейте в виду.
Город – излюбленное место для свадеб. Здесь мы застали самую необычную индийскую процессию с ритуалами. Мать невесты или жениха ползла на коленях по ступеням к Гангу, вытягивалась на земле во весь рост и припадала к ней лицом. И так несколько раз до самой кромки воды, где, наконец, несколько раз окунулась с головой. Вероятно, этот уникальный ритуал можно увидеть только в Варанаси.
Кстати индус, с которым мы познакомились в путешествии, рассказывал, что свадьбу всегда организовывает и оплачивает семья невесты. Задача родителей жениха, видимо, просто, чтобы тот пришел в чистом. И пришел в принципе.
Молодые на лодке любви переплывают Ганг туда и обратно. А вечером по дороге домой, окружают свою машину пешими носителями необычных светящихся зонтиков. Из-за этого и без того переполненные вечерние дороги встают мертвым колом.
Но от темы молодости и жизни переходим к теме смерти, потому что в Варанаси без этого никак.
Минуточку внимания. Впечатлительных людей следующий раздел может немного шокировать. Не волнуйтесь, здесь не будет каких-то жутких фото и кровожадных подробностей, но, если вас приводит в ужас сам факт смерти и процедура кремации, лучше воздержитесь и пролистайте во избежание эмоционального дискомфорта.
Что ж, кульминация поездки в Варанаси – знаменитый крематорий под открытым небом на берегу Ганга, где по преданиям костры не гаснут уже более 2500 лет. В том, что он круглосуточный и нестихаемый мы убедились лично, гуляли там в разные дни и утром и ночью – огонь горел исправно и ярко. Находится он в гхате Маникарника – самом известном в городе.
Быть сожжёным здесь после смерти для индуиста – величайшее из благ. Так он выпадает из бесконечного цикла перерождений и возносится к богу, соединяется с ним раз и навсегда. Каждый верующий мечтает о такой судьбе, но не каждый может себе позволить, ибо вырваться из колеса Сансары – удовольствие не из дешевых. Процедура стоит около 500$. Дороже всего обходятся дрова, их нужно много, ибо, по словам здешних работяг, тело сгорает в среднем за 5 часов (как правило, мужчины горят чуть дольше женщин). Дрова здесь повсюду, возвышаются гигантскими башнями, сотни тысяч килограммов топлива. Они уже в какой-то степени часть архитектурного облика города.
То, что остается после сожжения (немного костей и ювелирка, которую родственники надевают на упокоенного), сбрасывают в Ганг. Иногда обходятся без помощи огня и отправляют укутанные тела плавать вниз по течению – само разложится.
Кстати про работяг. Местная похоронная мафия будет кидаться на вас с криками «NO PHOTO» и тыкать в сторону своего «офиса», мол, иди сначала оплати разрешение на фото. С нас затребовали косарь, а там как повезёт. Это, естественно, самодеятельность, никакой законодательной базой не подкреплённая. Поэтому мы мило поулыбались и вполне свободно, переместившись на несколько метров вправо, под шумок пофоткали и поснимали видео бесплатно. Пока созерцали, сполна надышались пеплом, дым тут стоит столбом 24/7, но запах довольно терпимый, не какой-то специфичный.
Как правило, ничего прям жесткого и шокирующего вы здесь не увидите (ни в этом посте, ни непосредственно в крематории). Трупы очень плотно обкладывают дровами, в костре очертаний не разберёшь, а когда приносят новый на очередь, он завернут в ткань как мумия, так что пугаться нечего. Однако при нас в процессе погружения тела на костровище, ткань немного распахнулась, обнажив лицо и руку, и мы в общем-то увидели то, что не очень хотели видеть. Впрочем, если ты принял решение посетить такое место, то к неожиданным впечатлениям явно должен быть готов.
Вот так стоишь, завороженный языками пламени, и думаешь, какой все-таки разный и необыкновенный наш мир. В одной его части люди копят на образование, авто, недвижимость, путешествия, а в другой «родился – начинай откладывать на красивую смерть».