В мае 2022 года в Казахстане издали приказ о снижении утильсбора на автомобили на 50%, что стало важным событием в автомобильной промышленности. Эксперты провели анализ и узнал, как это решение повлияло не автомобильный рынок страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.
Bizmedia — в популярных социальных сетях. Читайте, делитесь, обсуждайте
Тогда популисты утверждали, что снижение или отмена утилизационного сбора может помочь модернизировать автопарк Казахстана. Однако статистика говорит о том, что это вряд ли достижимо за счет импорта новых или «молодых» автомобилей.
Утильсбор и статистика
За 12 месяцев 2022 года на внутреннем авторынке Казахстана было продано 159 800 новых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в предыдущем году. Из них 10 200 были отправлены на экспорт. Из имеющихся внутренних ресурсов казахстанские производители поставили 60,8%, что составило 103 300 автомобилей — 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6%, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2% от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).
Внесение изменений в законодательство Казахстана оказало значительное влияние на автомобильный рынок. Несмотря на это, статистика показывает, что доля казахстанских автомобилей на рынке осталась неизменной и составляет 61%. Удивительно, но уровень производства даже вырос. Например, за январь-апрель 2022 года произошло увеличение на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по итогам мая—декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после.
Введение налогов и сборов, аналогичных утилизационному сбору в Казахстане, является многогранным подходом к обеспечению как защиты окружающей среды, так и поддержки местного производства. Казахстанский автопром является ключевым игроком на автомобильном рынке страны.
Правительство Казахстана предостерегли от популистской позиции в вопросе снижения утилизационного сбора и других сборов, связанных с регистрацией автомобилей. Хотя это может показаться привлекательным решением, оно мало что даст для улучшения обновления автопарка, так как только откроет рынок для притока старых автомобилей.
Производство
С февраля 2022 года в БНС АСПиР РК изменили систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.
«Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счёт увеличения количества новых авто (младше трёх лет) на 22,2 тыс., до 291,7 тыс. машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс. авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тыс., а ещё 33,7 тыс. составили автомобили старше десяти лет, причём 22,8 тыс. из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет», — говорят эксперты.
Несмотря на снижение утилизации, автомобильная промышленность РК показала себя, независимо от этой ситуации. С января по май 2022 года общее количество произведенных автомобилей составило 30,7 тыс. единиц, что значительно больше, чем 26 тыс. автомобилей, произведенных за тот же период времени в 2021 году (рост на 18%). Из них 27,3 тыс. были легковыми автомобилями, что на 19,2% больше по сравнению с 22,9 тыс. единиц, произведенных в 2021 году.
Производство автотранспортных средств в период с мая по декабрь этого года значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, было произведено 83,2 тысячи единиц, что на 23,3% больше, чем 67,5 тысяч единиц за соответствующий период 2021 года (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс., против 57,8 тыс. годом ранее (плюс 31,6%).
Местные компании по производству автомобилей в регионе работают относительно хорошо, опережая остальной автопарк РК в целом. Из 10 автомобилей, зарегистрированных в этом парке, 7 устарели.
В 2022 году количество аварий на дорогах страны значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. С начала года по апрель годовой прирост составил 2,9%, а с мая по декабрь этот показатель подскочил до 7,7%. В результате общее число ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.
«Причём ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь—апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020-м годовой рост количества ДТП по итогам января—апреля составлял 10,3%, а вот по итогам мая—декабря — лишь 0,8% (и итоговый рост за год — на 3,1%)», — отмечают аналитики.
Недавняя ликвидация «Оператора РОП» и передача его обязанностей государственной компании «Жасыл Даму» были восприняты как положительный шаг к большей прозрачности в сборе утильсборов. Однако к остальным моментам остаются вопросы: «кому и для чего нужны были заигрывания со сборами, изменение которых по итогам не принесло стране ничего, кроме автохлама на дорогах — угрозы для экологии и безопасности населения».
Также эксперты считают, что правительство Казахстана внедрило систему субсидированных автокредитов, которая оказала благоприятное воздействие на страну как с экономической, так и с экологической точки зрения. Эта программа позволила гражданам приобретать новые автомобили по гораздо более доступным ценам, стимулируя тем самым рост автомобильной промышленности.
Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Читайте также: