Азбука Екатеринбурга. Выпуск 2
Белая башня (она же бывшая водонапорная башня Уралмашзавода) - гидротехническое сооружение на севере Екатеринбурга, памятник архитектуры конструктивизма, в настоящее время используется как культурная площадка.
Башня была построена в 1929—1931 годах по проекту архитектора Моисея Рейшера, стала одним из первых железобетонных сооружений Свердловска и неофициальным символом района Уралмаш.
Потребность в воде. История строительства
15 июля 1928 года на севере Свердловска был торжественно заложен фундамент будущего цеха металлоконструкций Уральского завода тяжелого машиностроения.
Вместе со строительством производственных корпусов началось возведение рабочего городка по проекту, разработанному специальным отделом Уралмашстроя. Вскоре масштабная стройка столкнулась с дефицитом воды. Первоначально воду доставляли на лошадях из колодцев у реки Камышинка, но её качество не соответствовало требованиям.
Эти поставки воды не могли удовлетворить растущие потребности стройки и городка, и руководство Уралмаша стало искать другие пути решения проблемы. В это время профессор-гидрогеолог Модест Клер предположил наличие на берегу озера Шувакиш бассейна с запасом артезианской воды, откуда можно было бы добывать до 5000 м³ воды в сутки.
Проектирование водонапорной башни и коммуникаций было начало ещё в 1928 году в проектировочном отделе УЗТМ, а бурение рабочих скважин на озере Шувакиш началось только весной 1930-го под контролем Гортреста. По решению главного инженера Владимира Фидлера к бурению скважин привлекли немецких специалистов. С ними заключили договор на бурение пяти скважин диаметром полметра. Две из них оказались маловодными, остальных было достаточно, чтобы уже к середине сентября 1930 года пустить питьевую воду в рабочий посёлок по временному трубопроводу. Спустя год завершили прокладку постоянных коммуникаций и окончили строительство перекачной станции и резервуаров.
Проект и строительство башни
В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Был объявлен экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.
Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.
Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.
При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.
Но буквально через час после торжественного заполнения бака водой и подписания акта о приёмке башни в эксплуатацию, днище бака «Инце» выгнулось, оборвалось, и все сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своём пути все случайные преграды, в том числе и вооружённого постового, пронеся его на 20 метров от башни.
После экстренного совещания было решено сделать новое днище из железобетона. Оно оказалось надёжным, так были развеяны последние предрассудки о прочности железобетона.
Впоследствии за проект водонапорной башни Моисей Рейшер был удостоен знака «Ударник коммунистического труда». За окрашенные известью стены неофициальное название «Белая башня» водонапорка УЗТМ получила почти сразу.
Вместе с ростом завода и жилищного массива росло и потребление воды. К 1940 году, когда жилая территория достигла 15 км², более 80 % воды поступало уже из Верхне-Исетского пруда. Во время реконструкции сетей водоснабжения в Свердловске в послевоенные годы стало понятно, что Белая башня не справляется со своей функцией. Насосные станции на озере Шувакиш были выведены из эксплуатации в 1940-х годах, а насосное оборудование демонтировали в начале 1960-х.
После этого вопрос о переоборудовании и сохранении комплекса поднимали разные инстанции, в том числе автор проекта, но меры не принимались, и здание ветшало. В 1970 году Белая башня была включена в список памятников советского строительства, в 1974 году Белую башню признали памятником архитектуры государственного значения. При этом ее никогда не реставрировали и толком не охраняли.
В 2012 году в жизни Белой башни наступил переломный момент. Появились «Подельники» — группа архитекторов-энтузиастов, которые взяли её под опеку. Они очистили башню от мусора, законсервировали и заново вписали её в ткань города. Сейчас Белая башня — не просто очередная «заброшка» или красивый, но никому не нужный памятник архитектуры, а один из городских центров притяжения. Здесь проходят экскурсии, выставки и концерты.
Я уже два года собираюсь сходить на экскурсию в Белую башню, но из-за того, что живу в другом конце города Е, все никак не соберусь. Если же вы легки на подъем и любите изучать подобные места, то идите вот сюда https://tower1929.ru/ и записывайтесь на экскурсию))
#азбукаекатеринбурга
Понравилась статья?
Тогда подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие буквы ;)