Попытки измерить глубину Байкала предпринимались людьми с давних времен, но были редкими и неточными.
Один из первых исследователей Байкала Николай Спафарий в своем дорожном дневнике во время путешествия в Китай через Сибирь в 1675 году писал, что «сажен по сту веревку опускали, но дна не сыскали» (одна сажень 2,1336 метра). Местные жители были уверены, что озеро бездонное.
Ученые-байкаловеды Бенедикт Дыбовский и Виктор Годлевский во второй половине 19 века посвятили измерению глубины озера много времени и усилий. Свои опыты они проводили зимой, считая, что так получат более достоверные результаты.
Изначально глубину мерили примитивными подручными способами: длинный шест, веревка с делениями и грузиком – лот. Дыбовский с Годлевским придумали свой оригинальный, более точный «глубомер». Для измерений им было необходимо пробить лунки через каждые 100 метров поперек озера во льду толщиной более метра – это было самой сложной частью задачи.
Им удалось найти местного жителя недюжинной силы, который пробивал такую лунку за 20 минут. На работу отправились в балке ́– передвижном домике на полозьях из бревен лиственницы. Снаружи домик был обтянут войлоком, с печуркой внутри. Чтобы бало́к не унесло ветром, на ночь его цепляли якорем за одну из лунок. Поскольку работник был горьким пьяницей, то ученым приходилось попеременно караулить его даже ночью, чтобы он не пропил лошадь в ближайшем трактире. Однако, несмотря на все усилия, глубина Байкала по-прежнему оставалась загадкой до 80-х годов 20-го века.
Об истории измерений глубин увлекательно рассказывает Леонид Колотило – гидрограф, кандидат географических наук, участник гидрографической экспедиции на озеро Байкал 1982-1985 гг., действительный член Русского географического общества. Измерения с помощью веревки с грузом были слишком неточными: веревку относило течениями, определить отклонение было невозможно.
В 19 веке для измерения больших глубин стали брать стальной трос и механические или электрические лебедки. Но трос большой длины был настолько тяжел, что момент касания груза ко дну ощутить невозможно. И трос, и веревка растягиваются в воде, на сколько – определить невозможно.
В 20 веке изобрели эхолот для измерения глубин с помощью звукового сигнала. Но опять же на морской воде было проведено много исследований, а на пресной – нет. Для точности измерений с помощью эхолота нужно было учесть множество факторов: озеро находится почти на 0,5 км выше уровня моря, плотность воды меняется на глубине и в зависимости от сезона. Ниже 300 м вода в Байкале все остается на уровне 4 градусов – это точка наибольшей плотности воды.
«Глубину Байкала можно посчитать только математически, но тоже приблизительно, не с точностью до мм», – считает Леонид Григорьевич Колотило – первооткрыватель максимальной глубины озера Байкал, которая составляет 1642 метра – это три Останкинские башни, поставленные друг на друга.
Теоретически глубину Байкала измерили, но все равно остался вопрос: это точно или нет? Опять же это была цифра на 1983 год, с тех пор прошло уже 40 лет. А глубина Байкала, как объясняет Колотило, каждый год увеличивается на 2 см., то есть на сегодняшний день озеро стало глубже почти на 1 метр.
Не смогли внести ясность и Международные экспедиции на Байкале в 2008-2010 гг., в ходе которых было произведено 160 погружений на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». С точки зрения науки такие погружения интересны, но дать точный ответ на вопрос о глубине Байкала тоже не могут. Так, по одним данным, максимальная глубина составила 1608 метров, по другим – 1622 и 1634. Так что единого мнения по итогам экспедиции тоже нет.
Бесспорно одно: Байкал – самое глубокое озеро на планете, объем воды в нем увеличивается, что дает основание ученым предполагать, что это океан – младенец.
Автор статьи: Инна Гончарова 💙 Благодарим за материал!
#ББТ
#БольшаяБайкальскаяТропа