Ремейк самурайского экшена не исправил недостатки оригинала, а лишь приумножил их
Серия Yakuza долгое время испытывала трудности на Западе. С самого начала к ней приклеилась репутация «японской GTA», хотя в ней не было ни большого открытого мира, ни даже машин, а структура игры куда больше напоминала JRPG, пусть и с экшен-боями. Англоязычные релизы часто задерживались и в целом пользовались столь низкой популярностью, что Sega подумывала и вовсе забросить локализацию.
Всё изменилось с выходом Yakuza 0, который состоялся на Западе в 2017 году на PS4. К этому времени и аудитория уже была готова к играм, которые не даже пытаются адаптироваться к западным реалиям, и сама «нулевая» часть оказалась идеальной точкой для знакомства с серией, будучи и самой ранней хронологически, и замечательной по своим качествам. После её успеха последовали полноценные ремейки первых частей с PS2, ремастеры трилогии с PS3, новые выпуски и спин-оффы. За кадром оставались разве что две части, действие которых разворачивалось не в современной Японии, а давным-давно — Kenzan! и Ishin! Эти игры знаменовали переход серии на новые консоли: в случае с Kenzan! это была PS3, а Ishin! стала лонч-тайтлом PS4.
Фанатам долгое время оставалось лишь мечтать о релизе этих двух забытых игр. Но успех Ghost of Tsushima вдохновил разработчиков, и через девять лет после изначального релиза Ishin! пересобрали на Unreal Engine 4, перевели на множество языков мира и выпустили для всех современных платформ. Включая PS4, на которой выходил оригинал!
События Like a Dragon: Ishin! разворачиваются в конце эпохи Бакумацу. Сёгунат доживает свои последние месяцы: движения лоялистов, желающих восстановить власть императора, поднимаются по всей стране. В том числе и в провинции Тосэ, куда после продолжительного отсутствия возвращается протагонист игры Рёма Сакамото.
По прибытию Рёма выясняет, что его приёмный отец — Тоё Ёсида, магистрат Тосэ, — основал местную партию лоялистов и мечтает изменить Японию. Его планам не суждено сбыться: таинственный человек в маске убивает Ёсиду на глазах у героя, и тот бежит с родины, поклявшись во что бы то ни стало найти обидчика.
После долгих странствий Рёма выясняет, что уникальным боевым стилем, которым пользовался убийца, владеют лишь избранные капитаны Синсэнгуми — отряда военной полиции на службе сёгуната, который следил за порядком в Киото и охотился на лоялистов. Обосновавшись в столице под псевдонимом Хадзиме Сайто, Рёма решает вступить в Синсэнгуми, чтобы лично познакомиться со всеми подозреваемыми и найти виновного.
Разбирающиеся в японской истории сразу поймут, насколько свободно Ishin! распоряжается фактами. Разработчикам захотелось, чтобы протагонист был одновременно и капитаном Синсэнгуми, и политическим деятелем, оставившим заметный след в истории страны, — и вот Хадзиме Сайто и Рёма Сакамото стали одним человеком.
Да вот только по своим качествам наш герой никак не годится на роль Рёмы Сакамото — он скорее стоический полицейский, нежели предприимчивый политик. Он не мыслит, не рефлексирует, не заботится о будущем страны. Главные достижения Сакамото — программа реформ, положившая конец правлению сёгуна, и объединение враждующих княжеств Сацума и Тёсю в мощный военный альянс — герой Ishin! проворачивает буквально случайно, мимоходом, а то и вовсе не приходя в сознание. В отношении настоящего Сакамото это выглядит оскорбительно. А на деле протагонист оказывается всё тем же, что и в остальных частях Yakuza: перед нами буквально Кадзума Кирю.
Ishin! даже не пытается воспроизводить внешность и характер исторических личностей, о которых рассказывает. Вместо этого их роли тут играют знакомые по другим частям серии персонажи: например, один из лучших мечников Синсэнгуми Содзи Окита в игре оказывается полной копией Горо Мадзимы. Оригинальная Ishin! использовала персонажей первых пяти частей, а ремейк добавил действующих лиц из Yakuza 0, 6 и 7.
Помимо исторического несоответствия, такой подход создаёт ещё одну проблему: он делает повествование предсказуемым. Тут по одному взгляду на персонажа сразу становится понятно, какой у него характер и какая роль в истории: практически никто не выходит за рамки своих типажей, почти ни у кого нет своей арки. Это ощущается как дешёвый фанфик.
Вдобавок ко всему этому, Ishin! попросту плохо написана. Действие игры происходит в мрачное и жестокое время, но Рёма строит из себя белоручку в белом пальто. Несколько раз подряд ему приказывают убить человека, чтобы доказать верность Синсэнгуми, он каждый раз отказывается, и ему это каждый раз сходит с рук. Сценарий вообще очень любит повторять одни и те же сцены по нескольку раз, из-за чего ощущается искусственным.
Поведение персонажей и их мотивация крайне непостоянны. У игры очень короткая память: она всегда концентрируется на эмоции, которую хочет вызвать у игрока в данный момент, но делает это очень топорно. После похвальных сценариев Yakuza: Like a Dragon и Lost Judgment от Ishin! — одно расстройство.
Одно из наиболее выдающихся качеств Ishin!, бесспорно, — её сеттинг, но сама игра, увы, с ним обходится очень небрежно. Наплевательское отношение к исторической достоверности тут прослеживается не только в сюжете, но и в побочных заданиях, которые в массе своей легковесные и юморные. Вот туда шутки ради и вплетаются пародии на исторических личностей, которым в этом месте и в это время делать было нечего: например, командор Мэтью Перри, страдающий от морской болезни в Киото, или писатель Нацумэ Сосеки, который в то время даже не родился.
Сам Киото в игре очень неровный: парочка главных улочек выглядит прекрасно, но между ними ровно в центре города тянется гигантский пустынный коридор, забитый не дающей спуску гопотой, — и это единственная дорога между двумя районами. Игра наполовину состоит из беготни из одного конца города в другой, и никогда ещё в серии это не было настолько утомительно.
Геймплей в Ishin! довольно стандартный: помимо прогулок по городу и просмотра многочисленных катсцен тут можно поразвлечься многочисленными мини-играми и поучаствовать в огромном количестве боёв. Каждый из них разворачивается на небольшом пятачке земли, и убежать, как это можно было в более свежих выпусках серии, не получится.
Именно в Ishin! впервые появилась система стилей, знакомая нам по Yakuza 0 и Kiwami, — правда, сбалансировать их разработчики так и не удосужились. Рёма может сражаться при помощи меча, пистолета, обоих видов оружия сразу или же голыми руками — несложно догадаться, какой стиль на деле оказывается бесполезным (особенно в свете того, что все противники в игре вооружены).
Меч довольно мощный, но слишком уж медленный, зато стиль танцора, использующий одновременно оба вида оружия, позволяет герою в любой момент прервать анимацию атаки, чтобы грациозно ускользнуть от опасности. Пистолет же сам по себе слаб, но не требует перезарядки и при этом весьма скорострелен. Поэтому простую гопоту на улице можно изрешетить издалека, просто долбя одну кнопку.
Подобные уличные стычки почему-то заканчиваются не попытками редких выживших собрать конечности с земли. Вместо этого побежденные выглядят лишь немного уставшими, извиняются и по-мультяшному убегают за кадр. Такое было приемлемо в выпусках серии про современность, где герой мутузит всех кулаками, но после брутальных добиваний и фонтанов крови в боях настолько беззубое нарративное их продолжение вызывает неприятный диссонанс и в очередной раз рушит погружение в сеттинг.
Как и новая система карт. Если сюжетных и рандомных боёв игроку мало, он может отправляться на дополнительные миссии в качестве капитана Синсэнгуми — зачищать от бандитов подземелья, дизайн которых максимально примитивен и напоминает побочные задания из Crisis Core: Final Fantasy VII. В этих миссиях Рёме помогают его подопечные солдаты, представленные в виде карт, — их можно «экипировать» по три на каждый из четырёх стилей боя.
У каждой карты в бою есть шкала, которая заполняется при атаках. Активация стандартных карт, как правило, повышает урон или лечит героя, а наиболее крутые карты (да, у них есть ранжирование по редкости, как у разноцветного лута во многих других играх) позволяют провести зрелищные суперы — например, раскидать противников вихрем.
В оригинальной Ishin! карты могли использоваться только в этих бонусных подземельях, но ремейк сделал их частью основной боевой системы. Подход «не нравится — не пользуйся» не помогает: боссы тоже применяют эти суперумения, превращая самурайские дуэли в противостояние волшебников с молниями и фаерболлами.
Любой ремейк — это шанс исправить недостатки первоисточника. В случае с Ishin! ничего не было исправлено, зато появились новые недостатки. Катсцены периодически глючат, включая «стробоскоп». ИИ противников заклинивает — как в мини-играх, так и в битвах с боссами. А освещение иногда выдаёт совершенно чудовищные кадры.
Like a Dragon: Ishin! была не лучшей частью серии, но, в отличие от совсем устаревших игр с PS2, в ремейке она не нуждалась — а тем более в таком ремейке, как этот. Sega стоило локализовать оригинал и выпустить его за $30-40 — но вместо этого мы получили ещё более сломанную версию игры за полную цену.
Оценка: 6.5/10