Как найти баланс между заботой о душе и теле?
У преподобного Исаака Сирина есть замечательное рассуждение о том, что должно быть предметом молитвы христианина. По его мысли, человек обязан молиться о том, что его тревожит. Если тревожит тебя что-то ничтожное, лишает покоя, смущает душу, то не сомневайся молиться и об этом. Не думай, что маловажностью прошения ты оскорбишь Бога: куда хуже "разграничение", когда делишь жизнь на то, что решаешься доверить Богу, и то, с чем ты справляешься (справляешься ли?) сам, как бы закрывая от своего Создателя некую область своих забот и попечений.
"Касающееся тебя касается зеницы ока Моего", - говорит в своём духовном завещании, которое представляет собой диалог Бога с душой человека, преподобный Серафим Высоцкий. И это действительно так: ведь то, как устроен этот мир, насколько учтены в нем все, даже самые незначительные, потребности человека, свидетельствует об удивительной заботе творца о нас. И можно не замечать этой заботы, а можно благодарить за нее, всматриваясь в ее детали и нюансы и поражаясь тому, как печется Господь о каждой мелочи, связанной с нашей жизнью, - так, как не может печься о своем ребенке самая нежная и любящая мать.
Питаться правильно и здор'ово - не просто некий новомодный тренд, а своего рода обязанность: бережное и ответственное отношение к своему организму как ресурсу, который дан нам Богом, является одним из выражений благодарности за этот дар.
Каждый священник знает, насколько часто пост становиться камнем преткновения для современного христианина. Кто-то боится лишить себя даже малости и воспринимает постовое воздержание как нечто губительное, невыносимое для человеческой природы, кто-то, напротив, возлагает на себя бремя поста чрезмерного , не сообразуясь со своими силами и состоянием здоровья, кто-то унывает, видя себя не способным поститься, "как полагается". И в этом плане автор предлагает отношение к посту очень верное, основанное на здравом смысле, подсказывает, как поститься человеку для того, чтобы не лишиться духовного плода, который приносит разумно совершаемый пост, но и не изнемочь в этом подвиге, не сделаться неспособным не только к другим подвигам, но и к элементарному исполнению своих повседневных обязанностей.
Из предисловия к книги "Еда.Вера. Пост." написанного игуменом Нектарием (Морозовым).