Найти тему
Просто Училка

"Не заставите вы его!" О двух разных категориях нежелания учиться

"Не хочет он учиться. Никакой предмет ему не интересен, читает из-под палки, пишет как курица лапой, тройки постоянные. Всего-то и научился к седьмому классу, что списывать. Как ОГЭ сдавать?! Что из него вырастет?!"

Узнали своего ребёнка? Печально, но не фатально, друзья. Поделюсь с вами некоторыми наблюдениями.

Бывает, что к репетитору приводят ребёнка, который на первых занятиях показывает потенциальную способность к усвоению знаний, однако отсутствует важнейший элемент, необходимый для плодотворного сотрудничества: нет стремления овладеть тем или иным навыком. Проще говоря, ученик не хочет учиться. Может, но не хочет.

***

Разделила обсуждаемых школьников на две категории: активное нежелание и пассивное нежелание. Моё личное разделение, товарищи. На научность не претендую, а опыт мой может пригодиться. Надеюсь.

1. Активное нежелание нет очевидной необходимости.

2. Пассивное нежелание деятельность, связанная с негативом, болью или страхом.

Сразу скажу, что вторая категория более многочисленная, но и более понятная, возвратная. И это для нас, учителей и репетиторов, хорошая новость. У таких ребят при детальном рассмотрении действительно обнаруживается какая-нибудь психологическая травма. Когда-то поставили несправедливую двойку; из-за домашнего задания отменилась ожидаемая поездка; при неправильном ответе у доски был хохот.

Эти ребята учиться были не против, однако неприятный случай создал барьер. Случай, а не они сами. Поэтому задача педагогов и родителей очевидна: надо разобраться в истоках, устранить барьер и наладить процесс обучения.

"Когда учителю этим заниматься в школе?! Вы совсем что ли, автор?!" возмущённо скажете вы. И будете правы, наверное. Но давайте сразу рассмотрим цепочку событий, без лицемерия. Если подобная ситуация уже сложилась, а финальные экзамены всё равно сдавать, то рано или поздно вы обратитесь к репетитору. Вот он этим и займётся.

Нам, домашним учителям, часто приходится сталкиваться со второй группой. Опыт имеется. Да и школьные учителя тоже могут помочь. В последнее время принято считать, что все они сплошь отстранённые злыдни это не так! Очень много хороших, чутких и добрых учителей. И школьные психологи, причём бесплатные, в школе тоже есть. К ним можно и нужно обращаться. Иначе тогда зачем они вообще там сидят?!

Основная функция по устранению барьера лежит на родителях. Это ваш ребёнок, он вам ближе, вы его лучше всех знаете. У вас шансы на перевод ребёнка из категории "нехочух" в способных учеников в разы выше.

Итак, вторая группа вполне решаемый вопрос.

***

А вот первая хуже. Моя печаль. Те, кто думает, что учиться не нужно, они опаснее. Потому что они думают, только не в ту сторону. Умненькие они, на самом деле. У них есть обоснование нежелания, они подводят под него базис. То есть, логика развита, способности есть, а учиться не желают, активно и убеждённо. Им это "не нужно", беспредметная трата времени.

Почему они опаснее? А это, как правило, негативные лидеры коллектива. Аспект асоциального поведения в этих ребятах присутствует в той или иной мере. Могут повести за собой вторую категорию и прочих одноклассников.

Тем не менее, если ваш ребёнок активно не хочет учиться, то я бы за него не волновалась. Он включится там и тогда, где и когда это будет требоваться.

Почему тогда они хуже? Для меня, для репетитора. Ведь ко мне попадают школьники, у которых успеваемость хромает. И когда вижу вторую категорию, то могу исправить ситуацию. А убеждённых, идейных неучей исправить почти невозможно. Или очень и очень сложно. Заставлять вообще непродуктивно. (Никого и никогда.) И получается, что способности-то вот они, только воспользоваться ими ученик не даст.

Он сам возвёл этот барьер. Не случай, не обида, а он. Сознательно.

Просто грустно. Если бы он востребовал то, что под черепом, результат удивил бы всех! И обрадовал бы! Критический возраст наилучшего включения, мы его здесь обсуждали, имеет свои границы.

Мне жаль упущенных возможностей.

Как раз с таким мальчиком сейчас занимаюсь. Может всё. Не пользуется природными данными вообще. Не хочет. Буду копать.

А бывает, что обе категории в третью переходят, со смешанными признаками. Тема для отдельной статьи, друзья.

***

Уверена, что вы с любыми "нехочухами" справитесь. У меня самые умные и самые знающие читатели. Сейчас не пошутила, так и есть. Обсудим, какой у вас тип? Или вообще другой? Вот и приходите, поговорим😊👍

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com