Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Любить несмотря ни на что

- Твоя мать — эгоистка и тебя через свою радость мучает! - говорила бабушка, расчесывая жесткой щеткой волосы Нади.

Разделив светло-рыжие кудри на две части, она принялась заплетать каждую из них в косу. Бабуля нахмурилась — непослушные волосы, не хотят нормально в прическу превращаться!

Надя сидела на маленькой табуреточке, на сидении которой были нарисованы цветочки, и слушала бабушку… Вообще, она не хотела слушать плохого про свою маму, но… Кто ее юное мнение спрашивал?

Наконец, с заплетанием кос было покончено и каждая из них украсилась пышным коричневым бантом… Сама Надя любила ленты яркие и если бы ее заплетала мама, то она бы так и сделала, но… Бабушка терпеть не могла яркие цвета в одежде, если только это не к празднику наряжаться! Поэтому, было вот так…

Потом бабуля повела Надю обедать и девочка, пока ела вермишелевый куриный суп слушала дальше о том, какая ее мама плохая за то, что с ее папой развелась, выгнала приличного человека из дому, больного, никому не нужного!

Мама Надежды тем временем была на работе, а бабушка сидела с ребенком потому что просто не с кем было еще оставить…

Екатерина развелась стремительно, неожиданно для всей родни. И когда стали задавать вопросы, то ответила, что причина была весомой — муж однажды пообещал ударить, если она не замолкнет и продолжить его пилить!

- То есть… - растерялась одна из родственниц — Тамара. - Он тебя не бил?! Он не пил, работал, а ты… Развелась?!

- Да, - гордо вздернула подбородок Екатерина. - Наши отношения изжили себя. Мы были уже… как соседи. И он постоянно унижал мое человеческое достоинство.

- А поговорить?

- Мы говорили… Он не хотел меняться. Я нас даже с психологу семейному записала, но он не захотел к нему идти!

- С жиру ты бесишься, - покачала головой Тамара. - Как ребенок без отца расти будет?!

- Ее отец не испарился, - усмехнулась Катя. - Он просто уехал к себе. Ничего… Свое жилье у него есть. Будет приезжать по выходным. Это всего лишь соседний населенный пункт, пара часов езды, а не с Марса лететь!

Надя, конечно, переживала из-за того, что папа ушел… Ей было очень, очень грустно! Но еще она почувствовала себя свободнее… Дело было в том, что пока папа жил с ними, то в доме существовало множество правил. Например, отец требовал, чтобы дочка не бегала, не играла шумно и не упражнялась на пианино, когда он возвращался с работы. Он ворчал, что они с мамой — обе дуры, большая дура и дура маленькая, когда они шли погулять в парк — потому что там нужно было тратить кучу денег на аттракционы, мороженое и все такое… Еще папа был очень строгим за столом — Надя обязательно должна была сидеть прямо, не болтая ногами, ей нельзя было вставать из-за стола прежде, чем она съест все до крошки! Девочка не могла пригласить домой друзей. И в гости ей ходить — папа не разрешал, потому что, как говорил он, это может быть опасно… Правда, почему именно опасно — не говорил! Мама, естественно, отстаивала для дочери ее маленькие радости и повседневность, но… Только после его ухода обе они вздохнули спокойно — сами себе хозяйки!

Михаил слал алименты. И каждые выходные приезжал в гости. В такие дни Надя одевала лучшее платье, мама собирала ей волосы в простой хвостик и девочка вела себя как мышка… Мама отдавала бывшему мужу чеки, чтобы он видел, что она не промотала алименты! Но ничего большего, чем алименты, кстати, они не получали.

И все-таки… Чем больше времени проходило в разлуке с отцом, тем больше Надя забывала обо всем плохом, что было и тем больше вспоминала хорошее. Через два года после развода у девочки случалась уже истерика каждый раз, когда отец собирался обратно! Он смотрел растерянно, ему было неловко… Мама строго говорила, чтобы Наденька перестала позориться и вести себя, как ненормальная!

Потом отец неизменно начинал сердиться и говорить, что вот, до чего довела семью, а ведь все могло бы быть хорошо! Мама начинала на него кричать в ответ… Тогда Наденька, не в силах видеть и слышать того, как два ее самых родных и любимых человека на свете ссорятся, убегала в дальнюю комнату и там забиралась в шкаф…

В шкафу было пыльно, душно и темно, но зато — очень тихо… Проходило какое-то время… Надежде всегда чудилось, что это вечность прошла! И мама приходила. Вытаскивала ее из шкафа и они шли на кухню — есть пирожные, конфеты или еще что-нибудь безумно вкусненькое, чтобы, как говаривала мама «залечить стресс сладким».

Но со временем Наде стало полегче… Она научилась спокойно отпускать отца, когда он уезжал. И только когда он скрывался за дверью, девочка бежала на кухню, там — забиралась на подоконник и прижавшись носом к стеклу смотрела, как он идет к остановке… Остановку загораживал дом напротив, но Надя знала — папа там, стоит в любую погоду и ждет автобус, а может быть — маршрутку, которая отвезет его на вокзал, где он сядет на электричку и уедет далеко-далеко… Мама говорила, что он живет в райцентре. Наде почему-то всегда представлялось, что там у отца — свой дом, корова, огород… Вообще, мама однажды ей сказала, что это совсем не так и там у отца просто квартира в доме-бараке… Но это воображать было совсем уж грустно! Поэтому, в фантазиях у Нади присутствовал деревенский домик со всем, что полагается и точка… А еще она любила мечтать, что однажды, когда станет большая и сможет уходить из дому, не спрашиваясь у мамы, то она сама начнет ездить к папе… И не только по выходным, но и среди недели! Она воображала, как будет приезжать к нему и они будут бродить по тамошним лугам и лесам, станут читать книжки вместе и может быть, он даже научит ее кататься на лодке…

А потом, когда Наде исполнилось уже тринадцать лет, папа вернулся в большой город… Не совсем, вообще то, вернулся — просто он тут лежал в больнице. Мама неохотно объяснила дочери, что у отца какая-то серьезная, тяжелая болезнь…

- Рак у него. Помрет скоро, - уточнила как всегда прямолинейная бабушка. - И не будет родной души рядом в последний час…

Надя билась в истерике и требовала у мамы, чтобы они к папе ходили каждый день! Мама, у которой были теперь постоянно красными глаза, хотя она при дочери никогда не плакала, согласилась, что ходить будут, но не каждый день — потому что у них своя жизнь есть.

А потом папы не стало… Наде казалось, что весь мир погрузился в серый туман… Она чувствовала себя такой одинокой!

- Ты почему плохо учишься? - однажды спросила у нее мама. - Сплошные тройки! А я, между прочим, как лошадь пашу, чтобы тебе репетиторов оплачивать!

- Может быть, это потому, что я отца потеряла? - глухо ответила Надя, роняя слезы на разворот учебника по математике. - Это даже учителя понимают…

- А я не понимаю! - воскликнула мама. - Он давно тебе уже отцом быть перестал! Заскочит, проверит, жмот, чеки и обратно…

- Замолкни! - закричала Надя. - Не смей так говорить о моем отце!

Мама отшатнулась. Лицо ее странно вытянулось и побелело.

- Ты… Зачем вы развелись?! Он… Он хорошим был! - Надю так душили слезы, что она задыхалась. - Если бы не ты… У нас бы нормальная семья была!

- Я прощаю тебя, - сказала мама холодно и улыбнулась так, что Наде жутко стало. - И надеюсь, что ты сама никогда не узнаешь, каково это — жить в такой вот нормальной семье!

Через несколько дней они помирились. Правда, в отношениях их осталась некоторая прохлада… И они больше не говорили об отце. А бабушка уже почти не приходила в гости — ведь теперь Надя была достаточно взрослой для того, чтобы оставаться дома одна…

Прошло еще сколько-то лет… Надежда закончила школу и поступила в ВУЗ — на юриста, она планировала заниматься чем-то нибудь рутинным, наподобие составления договоров, но вообще о том, что именно будет делать в будущем, имела весьма смутное представление…

Но на третьем курсе неожиданно поняла, что юридическая наука — это точно не ее! Внезапно Наде захотелось в жизни работать еще как-то проще… И она решила, что будет продавцом.

- Ты с ума сошла? - строго спросила у нее мама.

- Нет, вполне в рассудке, - ответила девушка. - И потом, я хочу себя посвятить чему-то одному… Может быть, я буду продавцом в ювелирном салоне. Или в автосалоне. Я буду помогать людям делать лучший выбор и буду разбираться в своем деле лучше всех!

- Знаешь, вот в этом тебе бы пошло на пользу влияние отца, - хмуро сказала Екатерина. - Я тебя совсем разбаловала! А он бы…

- Мне кажется, ты не имеешь право такое говорить, - сказала Надя, чувствуя себя одновременно таким плохим человеком… Но и молчать не было сил. - Вы не ужились, а я тогда маленькая была и мне теперь уже не понять, как все было на самом деле… Но только не надо, пожалуйста, со мной о нем говорить, хорошо? Он для тебя… Ничего не значил. А для меня — всегда был папой. И я его до сих пор люблю!

Мама после этого с Надей не разговаривала три дня… Так что пришлось Наде первой подходить и просить прощения.

Надежда поступила, как и хотела — пошла учиться заново. И параллельно — начала работать. Она устроилась в ювелирный салон… И там же познакомилась с Виктором — он пришел с молодой девушкой, они вместе стояли у витрины, где были украшения с рубинами… Они смеялись и чувствовалось — они так счастливы вместе!

- Нет, мы не пара, - улыбнулась девушка, когда Надя предположила что они — возлюбленные и сказала, что у них есть коллекция парных украшений. - Он мой брат!

Они выбрали кое-что — серьги для нее. Оказалось, Виктор решил порадовать сестренку в честь ее успешного поступления в ВУЗ. И перед тем, как ушли, он передал Наде записку — со своим номером телефона.

Это было… Весьма интересное предложение, но Надежда размышляла аж две недели — позвонить ли? И как раз накануне того, как она позвонила бы уже, он снова пришел — с букетом ирисов. Извинился перед коллегами Надежды за то, что отвлекает и сказал, что не хочет навязываться и может он вообще не в ее вкусе или у нее уже есть кто-то, но… Он обязан попытаться не упустить свое счастье! И поэтому приглашает на свидание.

Надежда ответила согласием. Виктор отвел ее в очень необычное место — ресторанчик на крыше, откуда открывался прекрасный вид на город.

Это был стремительный роман, когда казалось — это ведь не может быть просто совпадением, чтобы у двоих людей было там много общих интересов, схожие мечты?! Это, должно быть, знак судьбы…

Надя не рассказывала маме о том, насколько серьезны ее намерения до последнего… А потом просто поставила перед фактом — у них с Виктором будет свадьба!

И свадьба состоялась… Оказалось, Виктор жених солидный — у него есть свои квартира, он работает в большой фирме менеджером… Надя переехала в новый дом. Странно, чудно и прекрасно было жить хозяйкой своего дома! Решили только не спешить с детьми — сперва встать на ноги, пожить для себя…

Пролетело два года… И за это время первоначальные романтические впечатления, конечно же, погасли, потускнели малость…

- Это ничего, - сказала бабушка, с которой Надя, в отличии от собственной мамы, делилась своими печалями и радостями во всех подробностях. - Это жизнь! Облетает, как цвет с деревьев всякое, что до свадьбы казалось… Главное — сохранить семью! Ох, внученька… Смотри, не повтори ошибок своей матери!

И Надя понимала — она ни за что не повторит ошибок своей матери, она не станет рушить брак, даже если… Даже если трудности в нем все нарастают, как снежный ком! Потому что настоящая любовь поможет со всем справиться...

И трудности действительно были… Во-первых, Виктор потерял работу — его выгнали. И по весьма любопытной причине — оказалось, его на это место устроила предыдущая пассия, фирма принадлежала ее отцу, а теперь он решил, что Виктора по-родственным связям можно уже и не держать, а как специалист — он проявляет себя отвратительно. Виктор искал работу, конечно, но… Все ему казалось недостойным! Зарплата Нади уходила целиком за коммуналку, на продукты, на бензин и так далее… Потом влезли в кредиты.

Во-вторых, девушка вдруг стала набирать вес. Доктора говорили, что это — что-то гормональное и намекали, что диеты проблему не решат, надо лечиться… А на это, конечно, нужны были деньги, которых не было! И Виктору теперь очень не нравилось, как она выглядит. Он говорил, что ему противно даже сидеть с ней рядом! И требовал, чтобы она худела, иначе… Ну, иначе ему будет очень тяжело морально.

На фоне всего этого отношения были такими… Что Надя плакала тихонько, когда муж не видел! Потом Виктор вроде как бы нашел работу, но… веселее от этого не стало.

Он по-прежнему предпочитал проводить время вне дома. Он по-прежнему советовал Наде, если она пыталась поговорить о чем-нибудь серьезном, закрыть рот и не доводить его!

Как-то однажды девушка стояла у плиты — жарила картошку. В духовке — запекались куриные котлетки в сливочном соусе… Она слышала, как муж пришел с работы — шуршал в коридоре, в ванной…

А потом вдруг неожиданно лицо вспыхнуло болью и Надя, вскрикнув, упала на пол! Она зажмурилась, потом заморгала — над ней стоял Виктор. Лицо — перекошено злобой, красное, кулаки сжаты…

- Ах, ты, дрянь! - рявкнул он. - Я тебе что говорил?!

Надежда задыхалась от подступивших слез и не могла понять — что происходит?! Она как будто оказалась в кошмарном сне… Они и раньше ссорились, бывало так, что ей страшно аж становилось, но… Она и помыслить не могла, что однажды Виктор окажется способен на такое! Это не про ее Виктора! Не про ее любимого…

Ведь он такой вежливый со своими родителями! Он отвозил ее бабулю в клинику на рентген, когда она упала прошлой зимой… Он свою сестру так балует и обожает племянников! Если бы Надежда была человеком, чуть более верящим в мистику, она бы была в эти мгновения даже способна поверить в то, что в Виктора вселился какой-то демон…

- Я тебе говорил — никаких детей!

Она с трудом села. Могла бы и на ноги подняться, но… Было страшно! А вдруг он опять поднимет руку?

- Но… О чем ты?

- Я нашел в ванной это! - рявкнул он, потрясая перед ее лицом тестом на беременность.

Она действительно купила его в аптеке. Потому что подозревала… Но он показал ложный результат. И она попыталась объяснить это мужу…

- Извини, - сказал Виктор. - Я не знал, как тут смотреть что положительный или нет… Просто увидел его и… Прости, малышка! - он потянулся к ней, чтобы помочь подняться, но Надя отшатнулась и… прорвало!

Она рыдала. Он страха, обиды, унижения… Как он мог?! Он же клялся в любви! Он же… Это точно больше был не ее Виктор!

- Ну, что ты, Солнышко? - обратился он к ней по ласковому прозвищу, данному ей еще в медовый месяц и от этого Наде стало еще хуже. - Прости! Сам не знаю, что на меня нашло…

Надежда поднялась на ноги. Пошатываясь, пошла в комнату и схватила свою сумочку — там — паспорт… Она достала большую сумку и принялась скидывать в нее вещи — действовала как на автомате…

- Ты что делаешь?! - Виктор схватил ее за руку.

- Ухожу…

- Что?! Милая… - он улыбался, но чувствовалось, что едва держит себя в руках. - Ну, что ты… У нас же все хорошо будет! Я ведь попросил прощения…

- Нет! - она вырвала руку и стала медленно отступать в коридор. Ну ее, эту сумку с вещами! Просто уйти… Прочь из квартиры, где обитает уже не любимый человек, а это чудовище!

Он хотел что-то сказать… Но она успела быстро обуться и выскочить на площадку. Потом — вниз по лестнице. И к остановке — домой!

Надю трясло. Ей казалось, он преследует ее… Но он не гнался следом — только разрывался от звонков с его номера телефон…

- Мама, - Надя стояла на пороге в родную квартиру.

Екатерине хватило одного взгляда на дочку, чтобы понять — что-то случилось. Она впустила ее. И дала все сказать…

- Мама… Прости меня, пожалуйста! Ты… Ты была права, - Надежда уже сидела на кухне. - Я… Я просто хотела сохранить семью и поэтому тебе ничего не сказала!

- А мне все бабушка передавала… - грустно улыбнулась Екатерина. - Все хорошо, дочка, ты не в чем не виновата… Но… Что ты станешь делать теперь?

- Разведусь!

- Хорошо… Но туда одна, даже за вещами, ты не вернешься, хорошо? Давай, я сейчас приготовлю тебе комнату… Твою детскую, ладно? Там, правда, теперь кровати нет, диванчик маленький…

- То, что надо! - сказала Надя. - Спасибо, мама…

- Я могу теперь это сказать, - вздохнула Екатерина. - Я иногда думаю, что может быть… Я ошиблась. Мне стоило попытаться сохранить брак с твоим отцом. Но… Виктор хуже него. Он… Он уже перешел черту. И теперь ты должна быть сильной, развестись и… Главное, не потерять веру в то, что однажды ты можешь встретить хорошего человека и стать счастливой!

- Но… Ты не смогла… - прошептала Надя, опустив глаза.

- Могла бы… Но не захотела… Я просто всегда продолжала любить твоего отца.

Надя кивнула — она и раньше уже об этом догадывалась. Но только с некоторых пор они действительно перестали с мамой говорить о том человеке, они лишь помнили его — каждая по-своему.

Надя смотрела в окно. Мама подлила горячего чаю… Там, за окном, совсем стемнело и зажглись городские огни, там был целый мир. Он был таким многообразным и в нем существовали самые разные люди! Но в этом мире им обеим почему-то не посчастливилось встретить мужчин, которые оказались совсем не теми, за кого они их принимали. Но теперь… Оставалось только продолжать с этим жить. И не терять надежды на лучшее!

Автор: Антонова Анна