Найти тему
Military Wolf

Как США потеряли сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Валькирия

XB-70 Valkyrie был прототипом сверхзвукового бомбардировщика, разработанного компанией North American Aviation в конце 1950-х. 8 июня 1966 года во время летных испытаний XB-70 столкнулся с истребителем F-104 Starfighter, в результате чего оба самолета были потеряны, а два члена экипажа погибли. Этот инцидент остается одним из самых значительных происшествий в истории авиации и оказал неизгладимое влияние на развитие сверхзвуковых самолетов.

XB-70 в сопровождении истребителей. F-104 имеет оранжевое килевое оперение / Источник https://clck.ru/33iadn
XB-70 в сопровождении истребителей. F-104 имеет оранжевое килевое оперение / Источник https://clck.ru/33iadn

XB-70 был массивным самолетом длиной 59 м. и размахом крыльев 32 м. Он оснащался шестью двигателями General Electric и мог развивать скорость до 3 Махов, что в три раза превышало скорость звука. Самолет был предназначен для полетов на большой высоте около 23 000 м., для доставки ядерного оружия к объектам находящимся в глубине территории противника.

https://clck.ru/33iagX
https://clck.ru/33iagX

В день катастрофы XB-70 совместно с четырьмя другими самолетами ( F-4 Phantom, F-5, T-38 Talon и F-104 Starfighter ) выполняли испытательный полет над калифорнийской пустыней Мохаве, параллельно проводя заказную фотосессию General Electric, которая производила двигатели для всех пяти самолетов. Целью испытаний была оценка характеристик «Валькирии» на больших скоростях и высотах.

Сразу после столкновения; F-104 взорвался, а у XB-70 отсутствует один из вертикальных стабилизаторов. F-4, F-5 и Т-38 еще не вышли из строя. / Источник https://clck.ru/33iaet
Сразу после столкновения; F-104 взорвался, а у XB-70 отсутствует один из вертикальных стабилизаторов. F-4, F-5 и Т-38 еще не вышли из строя. / Источник https://clck.ru/33iaet

Летчик истребителя F-104 Джо Уокер, пытался сделать фотографии XB-70 Valkyrie во время полета на близком расстоянии, не соблюдая при этом необходимого дистанцирования и не учитывая опасности, которые могут возникнуть из-за его действий. Впоследствии это привело к столкновению с правым крылом XB-70, после чего F-104 взорвался разрушив вертикальные стабилизаторы «Валькирии» и повредив его левое крыло. Несмотря на потерю обоих вертикальных стабилизаторов и повреждений крыла, XB-70 сохранял горизонтальный полет в течение 16 секунд, после чего вошел в неуправляемый штопор и рухнул. Второй пилот бомбардировщика Карл Кросс погиб, а пилот Эл Уайт катапультировался, но получил серьезные травмы. Лётчик F-104 также не выжил.

Причину аварии расследовал Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB - National Transportation Safety Board), который установил, что столкновение произошло из-за ошибки пилота F-104. Расследование показало, что майор Джо Уокер пролетел слишком близко к XB-70, и турбулентность, созданная его самолетом, привела к тому, что правое крыло «Валькирии» задело хвост F-104.

XB-70 мог нести 27 273 кг боеприпасов в своих бомбоотсеках. / Источник https://clck.ru/33iabm
XB-70 мог нести 27 273 кг боеприпасов в своих бомбоотсеках. / Источник https://clck.ru/33iabm

Данная авиакатастрофа оказала значительное влияние на развитие сверхзвуковых самолетов. Инцидент показал опасность эксплуатации высокоскоростных самолетов в непосредственной близости друг от друга и привел к разработке новых протоколов безопасности и технологий для минимизации риска столкновений в воздухе. Программа XB-70 также была отменена вскоре после аварии, поскольку внимание военных сместилось в сторону разработки межконтинентальных баллистических ракет как основного средства доставки ядерного оружия.