Найти в Дзене
Wladimir Barinoff

Дело монархистов-фальшивомонетчиков

Банковский билет в один червонец образца 1922 г. Фото из открытых источников.
Банковский билет в один червонец образца 1922 г. Фото из открытых источников.

Попытки подорвать экономику враждебного государства путем печатания фальшивых денег предпринимались неоднократно. Известно, что Наполеон перед вторжением в Россию наладил выпуск поддельных российских ассигнаций. В гитлеровских лагерях заключенные соответствующей специализации корпели над изготовлением английских фунтов стерлингов. Случаи, когда частные лица или организации пытались бороться с враждебным государством путем подделки денежных знаков, довольно редки. Одной из таких операций было дело монархистов- фальшивомонетчиков, о котором говорится в книге «Служба внешней разведки Российской Федерации. 100 лет. Документы и свидетельства». (М.: 2023).

В 1921 г. на смену «военному коммунизму» пришел НЭП. В стране произошла денежная реформа, и первые 200 тысяч бумажных червонцев были выпущены в ноябре 1922 г. С появлением новой валюты возникли попытки массового изготовления и сбыта поддельных червонцев. Для борьбы с экономическими преступлениями еще в 1919 г. на базе экономического отдела ВЧК было создано Экономическое управление (ЭКУ) ВЧК. В 1922 г. ВЧК была преобразована в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В связи с новой экономической политикой в число первоочередных задач ЭКУ ГПУ входит и агентурно-разведывательная деятельность за рубежом.

В ноябре 1924 г. лондонская резидентура ЭКУ сообщила в Центр, что граф Орлов-Давыдов, сторонник великого князя Николая Николаевича, намерен организовать выпуск фальшивых червонцев с целью подрыва экономики Советской России. Позднее чекистам стало известно, что вторым руководителем предприятия по производству поддельных денег является князь Ф. Ф. Юсупов.

Князь Феликс Юсупов и его жена Ирина. Фото из открытых источников.
Князь Феликс Юсупов и его жена Ирина. Фото из открытых источников.

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, женатый на племяннице Николая II, был одним из богатейших людей России. Покидая родину после революции, он смог вывезти только фамильные драгоценности и две картины Рембрандта. Вероятно, это было немало, так как в производство фальшивых червонцев он, как и граф Орлов-Давыдов, вложил собственные средства. Всего, согласно данным агентуры, Юсупов потратил на это сомнительное дело около миллиона франков. Еще несколько лиц, финансировавших изготовление поддельных червонцев, чекистам установить не удалось. Техническим организатором операции стал поверенный в делах Юсупова А. Н. Грамматиков, который сновал между парижской штаб-квартирой, Лондоном, откуда шли основные средства, и Берлином, где было налажено производство фальшивых денег.

Кандидат юридических наук О. Б. Мозохин в статье «Борьба органов ВЧК-ОГПУ с фальшивомонетчиками» пишет: «Специально был приобретен в Берлине небольшой дом в пустынном районе города, в подвальном помещении которого была оборудована типография для печатания денег. Клише для червонцев было сделано безукоризненно, краска для печатания и бумага были приобретены у тех же самых фирм, у которых приобретало их правительство СССР. Путем подкупа одного из служащих Госбанка были добыты секретные знаки, употребляемые на настоящих червонцах, и получены номера, соответствующие действительно находящимся в обращении. Саму работу проводил один из мастеров, ранее работавший над печатанием настоящих червонцев в государственной типографии».

Однако, несмотря на это, первую партию поддельных червонцев, изготовленных летом 1926 г., пришлось полностью уничтожить из-за несоответствия цветовой гамме подлинных банкнот. Но уже в последних числах декабря 1926 г. крупные партии фальшивых денег были отправлены в Советский Союз.

В феврале 1927 г. в Москву поступило сообщение, что французская полиция арестовала за сбыт поддельных червонцев князя Н. Эристова (Эристави), Н. Челокашвили (Челокаева), бывшего секретаря Распутина А. Симановича и его сына. Эристов и Челокашвили являлись потомками старинного грузинского рода, входили в парижскую группу великого князя Николая Николаевича и были тесно связаны с эмигрантским «правительством» Грузии.

Великий князь Николай Николаевич (1856-1929). Фото из открытых источников.
Великий князь Николай Николаевич (1856-1929). Фото из открытых источников.

По предложению руководства ОГПУ представители Народного комиссариата иностранных дел СССР обратились в МИД Франции по вопросу обмена информацией по делу задержанных фальшивомонетчиков. Французы предоставили советской стороне две поддельные банкноты червонцев образца 1922 г. Экспертиза Госбанка установила характерные признаки фальшивых денег.

А в это время в ценных пакетах, поступающих в страну из-за рубежа стали регулярно обнаруживать фальшивые червонцы. Также поддельные банкноты появились в железнодорожных кассах на пограничных с Польшей станциях.

В марте 1927 г. в Берлине за распространение фальшивых червонцев был арестован некто Рош, эмигрант, заведующий столовой Клуба советских сотрудников полпредства «Красная звезда». Поддельные червонцы, обнаруженные у Роша, имели те же признаки, что и фальшивые банкноты, изъятые у арестованных во Франции.

Расследуя дело Роша, немецкая полиция вышла на Васо Садатирашвили, секретаря известного авантюриста периода гражданской войны генерала П. Р. Бермондт-Авалова. При аресте у Садатирашвили было изъято клише и около двадцати печатных листов с незаконченными оттисками. От секретаря князя Бермондт-Авалова тянулись ниточки к Орлову-Давыдову, Юсупову и дальше в Лондон. Но распутывать эти нити было не в интересах следствия, которое решило ограничиться мелкой рыбешкой.

Следствие по делу фальшивомонетчиков во Франции и Германии тянулось около двух лет. В Германии фальшивомонетчики вообще попали под амнистию, и лишь позже дело все же довели до суда. Фемида европейских стран оказалась благосклонной к преступникам. Судьи учли, что фигуранты подделывали денежные знаки не ради личной наживы, а в целях политической борьбы. К тому же, своими действиями они не нанесли ущерб стране пребывания. Все обвиняемые получили минимальные сроки, которые истекли за время следствия, так что после оглашения приговора они были освобождены прямо в зале суда.

Феликс Юсупов избежал скамьи подсудимых. Но участие в рискованных операциях подорвали благосостояние князя. Из-за финансовых неурядиц в 1939 г. Юсуповым пришлось продать дом в Булонском лесу и перебраться в небольшую квартиру, правда, в престижном 16 округе Парижа. Здесь в 1967 г. в возрасте 80 лет и скончался последний из князей Юсуповых. Его жена Ирина умерла в 1970 г. и была похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Князь Ф.Ф. Юсупов (1887-1967). Фото из открытых источников.
Князь Ф.Ф. Юсупов (1887-1967). Фото из открытых источников.

Тяжела доля эмигранта. Хотя судьба его противников в деле о фальшивых червонцах оказалась гораздо хуже. Последовательно занимавшие должность начальника Экономического отдела ГПУ-ОГПУ-НКВД комиссары госбезопасности З. Б, Кацнельсон, Г. Е. Прокофьев, Л. Г. Миронов были расстреляны в годы Большого террора. И даже могилы от них не осталось.