Концовка – это то, что определяет главный смысл любого произведения: от книги до фильма. Именно поэтому я на несколько лет забросила сериалы. Некоторые из них, хоть иногда хорошо начинались, просто не кончались, а герои их бегали по кругу. И это портило и сюжет, и персонажей. Самый показательный сериал в этом плане – «Сверхъестественное». Первые пять сезонов смотрятся на ура, а последующие воспринимаются уже как что-то не то. Здесь хочу рассказать, как потеря первоначального смысла портят саму историю. В тексте не буду обострять внимание на глупость каких-то моментов, сюжетные дыры, только на идее.
О чем первоначально «Сверхъестественное»?
Первые пять сезонов сериала составляют собой цельную довольно простую для понимания историю, где внешний конфликт героев повторяет внутренний. Есть два брата – Сэм и Дин Винчестеры. После смерти их матери от Желтоглазого демона отец выбрал для сыновей и себя разрушительную жизнь – бороться с нечистью. Жизнь охотника обычно заканчивается смертью в борьбе, а всех монстров все равно не истребить. Сэм идет против этого пути, Дин – по нему. Данный конфликт повторяется и на уровне божественном. Есть Бог – местный отец, который придумал для своих условных детей такую жесткую судьбу, конец света. Есть два сына. Один – праведный Михаил, второй неправедный – Люцифер. В их сражении мир должен погибнуть. А их смертными сосудами соответственно должны стать Дин и Сэм.
История двух героев планомерно развивается. Дин открыл первую печать, потому что не смог соответствовать идеалам отца – в аду стал демоном. А Сэм, пытаясь идти против судьбы, ее сначала повторил, а потом приблизил: возлюбленную Сэма, как и его мать, убил демон, после чего герой вернулся к охоте, затем он убил Лилит, выпустив Люцифера. При этом судьбой героев, как марионетками, руководили демоны, ангелы. Однако некоторые из них выступили против божественного плана: ангелы Кастиил, Гавриил, демон Кроули. И сами братья тоже. В конце 5 сезона братья как бы поменялись местами. Сэм, который хотел идти своей судьбой, пожертвовал собой ради спасения мира. Дин же выбрал мирную жизнь с любимой женщиной и ее сыном.
То есть «Сверхъестественное» первых пяти сезонов – про борьбу с судьбой, где побеждают люди благодаря своей силе духа, моральным качествам и братской любви тоже. При этом сюжет строится исходя из характеров главных героев, благодаря чему они могут развиваться.
«Сверхъестественное» после апокалипсиса
По логике вещей следующий этап для Винчестеров должен был быть выбором и построением своей собственной судьбы. Однако в 6 сезоне этим скорее начали заниматься ангелы и демоны. Кас и Кроули хотят стать новыми богами. Дин и Сэм здесь просто реагируют на произошедшее, пытаются восстановить равновесие своих жизней – победить врагов, вернуть душу Сэма. В 8 сезоне Винчестеры все же решают что-то изменить в балансе мира – герои пытаются закрыть врата ада и рая, чтобы ограничить людей от воздействия нечисти. Однако у Сэма не выходит это сделать, потому что ради этого нужно пожертвовать своей жизнью. 9-11 сезоны – это снова про борьбу с разной нечистью, когда решение одной проблемы порождает другую. В конечном итоге все приходит к примирению Бога и Тьмы, потому что они брат и сестра.
С одной стороны, это подчеркивает главную тему сериала – братские отношения. С другой, особо смысла это не делает. Потому что главная идея в произведении появляется за счет тезиса и антитезиса. Объясню на первых пяти сезонах. Тезис – человек решает сам свою судьбу. Антитезис – его судьба предрешена. И по идее на борьбе этих двух идей строится весь сюжет: то антитезиса оказывается верным утверждением (пример – в какой-то момент Сэму говорят, что, хотя он выбрал обычную жизнь, его повсюду окружали демоны), то тезис верным (люди смогли противостоять божьему замыслу).
Тьма же решила примириться с Богом, потому как поняла, что до сих пор его любит, хотя он предал ее, хотя ревновала к его созданиям. Тогда тезис можно обозначить как «любовь побеждает ненависть». Антитезис – «ненависть побеждает любовь». Однако нельзя сказать, что с 6 по 11 сезоны в сериале размышляли именно об этом. Отношения Дина и Сэма всегда были про любовь и самопожертвенность. В начале Дин продал за Сэма душу, затем Сэм пожертвовал собой ради Дина, прыгнув в темницу Люцифера, затем Дин вернул душу Сэма. После единственный раз, когда Сэм не стал вытаскивать Дина из Чистилища, и Дин обиделся на младшего брата. После Дин не дал Сэму умереть ради закрытия Ада, после Сэм снова сделал Дина человеком и помогал ему избавиться от метки, Дин не решается убить Сэма ради того, чтобы оберечь людей от метки Каина. Эти сезоны не строились на противостоянии Сэма и Дина – они могли иногда ссориться, быть пораженными какой-нибудь магией, но в общем и целом всегда были на одной стороне. В контексте идеи противостоянии «любовь-ненависть» здесь больше подходят отношения братьев и Каса, который предал их ради личных амбиций. Однако он вернулся на сторону Винчестеров не из-за раскаяния, а потому что обосрался – план стать богом не сработал, Левиафаны внутри его победили. Но Кас также большую часть времени был на стороне Винчестеров.
«Сверхъестественное» после Тьмы
В 12 сезоне две основные ветки. Первая – борьба американских охотников (более свободолюбивых и действующих по зову сердца) и британских (чопорных и действующих по правилам.) Вторая – охота за Люцифером и впоследствии за его сыном-нефилимом Джеком, который по всем правилам небес не должен был рождаться. Таким образом, главный конфликт заключительной фазы начинается с противостояния более закостенелого взгляда на жизнь и более открытого – я бы даже сказала толерантного, когда судишь человека не по ярлыку, а по поступкам.
Уже в следующем сезоне братья решают использовать силу Джека, чтобы воссоединится с матерью. Основной конфликт особо не развивается. Разве что еще раз подчеркивается, что без Сэма и Дина (и их свободолюбия) мир был хуже – на примере альтернативной реальности. И также, когда Дин уходит ва-банк и становится Михаилом, чтобы остановить Люцифера – иногда нужно принимать рисковые решения, чтобы выиграть.
В 14-15 сезонах снова появляется Бог Чак, который решает уничтожить мир, потому что его творения не слушаются – не следуют его правилам, его сюжету. В итоге братья побеждают Чака хитростью, а новым богом становится – Джек, более хороший персонаж, который начинает перестраивать рай. Арки братьев же завершаются тем, что Дин умирает на охоте (как первоначально и хотел), а Сэм продолжает жить своей жизнью, женится, сына воспитывает, а потом умирает. И хотя показано, что Сэм любит своего сына – последний все же становится охотником, продолжает семейное дело.
Еще не анализируя «Сверхъестественное», я думала, что концовки 5 и 15 сезона примерно об одном и том же, только с разным смыслом. То есть в первом варианте сюжетка братьев кончается тем, что они смогли противостоять судьбе. А сюжетки во втором варианте – что в жизни братьев все сложилось как раз так, как они хотели. Дин не смог выйти из разрушительной жизни охотника. А Сэм после смерти брата завел семью и жил обычной жизнью, но его род тоже застрял в охотничьем разрушительном ремесле. То есть на первый взгляд кажется, что показали тот же самый сюжет (борьба с Богом), но с более мрачным концом. Однако история в заключительных сезонах скорее не про борьбу с судьбой, а про борьбу с несправедливой властью. И в этом ключе совершенно не важен тот первоначальный конфликт Винчестеров: Сэм хочет идти против семейных традиций, Дин за. Они выступают на одной стороне, как единое целое, хотят одного и того же – победить несправедливую власть. Единственное, чем они в этом плане отличаются, – Сэм более открыт и добр к Джеку, нежели Дин. Поэтому их характеры и особо не развиваются: сюжет к этому не подталкивает. И в данном плане развивается скорее Джек (от рождения, жертвы душой до становления богом), а Винчестеры и Кас выступают ему наставниками.
Произведения про борьбу с несправедливой властью бывает довольно интересными. Но обычно такие истории про борьбу с системой – тоталитаризмом, капитализмом. И власть там действительно страшная, потому что у героев нет союзников, противник очень силен. Если это тоталитаризм, то часто в итоге размазывает героев, ломает их морально. Здесь же такого нет. Братья будто не подходят под эту историю. Также отмечу, что борьба с этой несправедливой властью в «Сверхъестественном» оканчивается довольно смазано. Да, мир перестраивается, но как-то и нет. Джек чуть-чуть изменил рай, но монстры так же и остались. Дина почему-то новый Бог решил не спасать – прошлый отличался таким же безразличием.
Выводы
Для меня хорошая история – это та, в которой сюжет строится исходя из главного конфликта. Если же в истории есть только сюжет, но нет идеи, то становится скучно: события происходят, но зачем и когда все это кончится – не особо понятно. Думаю, начиная с 6 сезона этой главной идеи как раз не было. Вероятно, «Сверхъестественное» можно было продолжить, но не в привычном виде типа Сэм, Дин – главные герои. Если бы Кас действительно стал новым Богом, но все привело к тому, что его новый мир похож больше на тиранию – это одна история. Если заострить внимание на то, что судьбу нельзя обмануть: раз мир «Сверхъестественного» должен был быть уничтожен, он будет к этому стремиться, – это вторая история. Подобный сюжет в «Академии Амбрелла». Или история про вообще новых героев, но в этом сеттинге. Также арка с Джеком кажется интересной, но будто мало сосредоточена на самом Джеке. А так получилось, что как будто бы Винчестерам в новых сезонах, кроме какого-то функционального спасения мира, и делать то нечего. Их характеры не раскрываются, не развиваются.
А вам как кажется? Пиши, с чем согласны, а с чем нет.