Найти в Дзене
Ирина Райкова

Детская книга , вспоминая о которой я обнаруживаю нечто загадочное .

Речь в этой статье пойдёт о том , как порой при воспоминании о чём то из прошлого , пазлы никак не складываются . В данном случае в центре моего внимания - детская книга. Условно назову её книгой - икс , чтобы не запутать читателя , потому что в статье буду упоминать и другие детские книги . До 4-х лет я , как и многие дети ,сама не умела читать , но слушать сказки , сочиняемые мамой и бабушкой , как и то , что мне читают , очень любила . Книги обычно мне читала мама. Их названий я уже не помню . Точно я помню только те книги , которые были у меня , начиная с 5 -ти лет . Если бы я не знала своё детство до 5 лет , то думала бы ,что мои первые книги были такие , как например , вот эта книга замечательного писателя Н .Носова , чьи произведения в детстве я многие перечитала , а эту книгу ⬇️ я привожу в пример просто потому , что в личном архиве она первой оказалась у меня под рукой Содержание книги понятно маленькому ребёнку . Но поскольку я из тех , кто сохранил эпизодическ

Речь в этой статье пойдёт о том , как порой при воспоминании о чём то из прошлого , пазлы никак не складываются .

В данном случае в центре моего внимания - детская книга.

Условно назову её книгой - икс , чтобы не запутать читателя , потому что в статье буду упоминать и другие детские книги .

До 4-х лет я , как и многие дети ,сама не умела читать , но слушать сказки , сочиняемые мамой и бабушкой , как и то , что мне читают , очень любила .

Книги обычно мне читала мама.

Их названий я уже не помню .

Точно я помню только те книги , которые были у меня , начиная с 5 -ти лет .

Если бы я не знала своё детство до 5 лет , то думала бы ,что мои первые книги были такие , как например , вот эта книга замечательного писателя Н .Носова , чьи произведения в детстве я многие перечитала , а эту книгу ⬇️ я привожу в пример просто потому , что в личном архиве она первой оказалась у меня под рукой

Фото моё
Фото моё

Содержание книги понятно маленькому ребёнку .

Фото моё
Фото моё

Но поскольку я из тех , кто сохранил эпизодические воспоминания из раннего детства до 5 лет , то я знаю ,что у нас дома , когда мне было года три ( то есть где то в 1974-м ) , появилась иная по содержанию книга - та самая книга - икс, и это была не сказка и не короткий рассказ для маленьких .

Книга - икс произвела на меня особое впечатление , никогда впоследствии не повторяющееся и вытесненное из памяти ...

Каждое её прочтение было просто праздником, словно это была не просто информация воспринимаемая на слух , а встреча с иной формой реальности !

Чтение этой книги мамой вслух погружало меня в такие удивительные чувства , которым в более позднем возрасте аналога просто нет .

И пусть даже чуть позднее - в 5 лет -чтение другой книги: сборника народных сказок - помню у меня тогда появился сборник ,,Латышские народные сказки ,, - тоже было чем то особенным и сопровождалось погружением в чувство таинственного , но эти чувства я хоть чуть помню ( в более позднем возрасте они тоже утратились) .

Во взаимодействии же с той книгой- икс , которой я посвящаю эту статью , было то ,чему у меня вообще нет никаких определений .. и даже ,,чувство таинственного ,, в этом случае совсем не то .

У меня есть предположение , что те необычные эмоции и ощущения вытаскивались этой книгой -икс в рамках какого то иного взаимодействия с реальностью , свойственной раннему детству .

Я помню её , как книгу завышенного формата и в твёрдой обложке . Даже цвет - жёлтый ( или может охры) тоже помню .

Как я уже написала , это была не сказка .. а скорее фантастическое повествование о приключениях каких то ребят , учившихся в школе .

По воспоминаниям мне казалось , что это были какие то лоботрясы и , из- за их собственных недостатков характера , с ними случилось что то странное, касающееся изменения их тел ..вроде как уши или голова меняли пропорции , увеличивались , а один мальчик вроде на голове любил стоять и с этим тоже были связаны какие то его неприятности..

Чтение про эти телесные метаморфозы , по моему , больше всего порождало необычные эмоции .

Вот такие совсем смутные крохи от сюжета , остались в моей памяти , а также точные воспоминания ,что книга вступала в необычный резонанс с моим внутренним миром .

Теперь мне ещё странно , а как я могла понимать повествование про школьную жизнь , если даже ещё не умела читать и писать , но я каким то образом понимала , иначе было бы и не интересно.

В 4 года я сама научилась читать .

Это произошло как то очень быстро : мама показала буквы и как их складывать в слоги , а я ловила всё налету , что больше похоже на узнавание , как будто ,уже существующий когда то, опыт и знания только и ждали , когда их снова вынут из каких то глубин , где они хранились до поры до времени

И как раз впервые сама читать я стала именно эту книгу- икс , и училась читать по ней .

С тех пор я перечитывала её сама .

  • Как всегда смутные воспоминания соседствуют с очень чёткими. ⬇️

Мне 4 года. Я сидела за журнальным столиком .

Как ни странно ,что касается этого момента ,то я помню чётко даже расположение этого столика : он -посередине комнаты , стоит вплотную к стене .

Я в том моменте сидела спиной к окну .

А ведь ,что касается расположения мебели в то время ,когда мне было 4 года , я не могла бы теперь вспомнить даже более крупных предметов мебели : например , не могла бы точно сказать , где стоял шкаф .

Тогда откуда такая ясность того момента , о котором я сейчас напишу ?

Книга - икс лежала передо мной

Вот тогда вдруг возникла странная мысль , что эту книгу я должна порвать !

Это , кстати ,был ещё такой возраст ,когда внутренний диалог , как таковой отсутствовал , и поэтому эта мысль словно вынырнула из пустоты без связи с тем , чем я была занята , и без связи с какими то чувствами из прошлого .

Мысль из пустоты ощущалась тогда намного весомее и ярче , чем это бывает в более поздних возрастах , когда этих мыслей обычно целый рой кружится в каждодневной словомешалке , называемой внутренним диалогом .

Поэтому к такой мысли я не могла не прислушаться . Правда ответить на вопрос ,,почему не могла ? ,, , тоже не получилось бы.. даже сейчас ..то была другая система восприятия ...

Порвать книгу ...ту ,которую я так любила !

И была ещё вторая , менее заметная мысль : я обязательно должна последовать той первой мысли.

Поначалу , в тот момент , я не знала , как мне разрешить противоречие между этой странной мыслью и моим отношением к книге - икс ,которую я обожала , как что то необыкновенное , непохожее на другие книги.

И я придумала , как мне выпутаться : я пойду на кухню , где моя мама чем то занималась , и спрошу у неё. Как она скажет ,так и будет, но это я должна выполнить , не меняя решения .

Хорошо помню , как я шла по проходу и появилась с этой книгой в руках на входе в кухню ,и что моя мама в этот момент сидела боком ко мне за столом .

Возможно , она в этот момент делала работу , которую брала на дом..заполняла бумаги.

Но точно я этого не помню , мне почему показалось ,что она просто сидит за столом в задумчивом состоянии.

,, Порвать ?" - спросила я её , показывая книгу , а она словно во сне ( как то отрешённо, задумчиво ) отвечает : ,,Порви ,, . И я тут же порвала .

Мама , увидев это , уже гораздо бодрее воскликнула :

,,Ой ! И правда порвала ! ".

Эта её фраза означала ,что она не верила в то ,что за словами последует действие.

Уже взрослой я напомнила ей этот эпизод .

Она очень удивилась : ,,Как я могла сказать ,,Порви ,, ? Этого не может быть ! ,,

Но я это очень хорошо помню.

А после стала вспоминать и она..вроде вспомнила . Говорит ,что наверное была погружена в свои мысли ,сказала машинально ,не думая ,что я в самом деле это сделаю.

Так же думаю и я ,причём понимала это даже в тот момент , но раз я обещала сделать то ,что она скажет ...а кому ?? себе ? но та мысль ,,порвать,, не могла быть моей ..она скорее была чем то чуждым...раз обещала и пришлось выполнить.

Что то странное во всём этом .

Мне не свойственно было ломать игрушки и тем более рвать книги .

А моя мама теперь озадачила меня ещё одним несоответствием : как я могла так легко порвать ,если книга была в твёрдом переплёте ?

И я , и она помним , что я сделала это легко и быстро ...мама предположила ,что может в мягком переплёте та книга была ...но я помню точно твёрдую..

Может это снова те странные фрагменты реальности которые с одной стороны совершенно точно не являются снами , но с другой представляют из себя что то нетипичное - словно пазлы , вставленные неизвестно откуда в привычную ткань реальности ?

Да и будь хотя бы все странности ограничены только этим , это одно ...

Но словно подтверждая , что с той книгой и правда что то не так , впоследствии никогда больше она мне не попадалась !

Вот если б на её месте была такая , как ,,Витя Малеев в школе и дома ,, или ,, Фантазёры ,, Носова , то всё равно такая книга после вернулась бы ко мне , потому что выпускалась не раз в разных видах - и в мягкой обложке ,и в твёрдой .

Эти книги Носова в детстве постоянно оказывались в моей библиотеке : то кто то отдал ,то сами купили ...одни и те же произведения , но в разных оформлениях.

Кстати , с книгой ,, Витя Малеев в школе и дома ,, - тоже странность. Я хорошо помню её не маленькой по формату , а внушительной...и так бы и думала , если б не хранилась она у меня в личной библиотеке

Я об этом и не забывала , однако не задумывалась о некотором диссонансе с воспоминаниями .

Реально она такая - довольно мелкая : ширина переплёта какой-то сантиметр ⬇️.

Никак не могу этот факт привести в соответствие с восприятием её в детстве .

Фото моё.
Фото моё.

Книга эта ⬆️ тоже очень хорошая , и я её читала и перечитывала ещё в дошкольном возрасте , но когда мне было уже больше 5 лет . Она мне нравилась , но это была уже другая , обычная форма взаимодействия с книгой .

А та книга- икс , которую я пыталась после вспомнить всю жизнь , словно канула в никуда и я не помнила её названия .

А ведь моя мама в 80-е была постоянным завсегдатаем книжного магазина , записывалась в очереди , не пропускала новых поступлений , но среди тех книг , которые она покупала , эта никогда не попадалась .

Странно ,что ни я , ни моя мама не помнили её названия даже уже в 80-е , хотя ещё не так много времени прошло после раннего детства , но если б она снова попала в руки , то узнали бы .

В 80-е я не думала особо о ней , просто всегда помнила . Может уже после 2000- го я стала больше концентрироваться на загадочности этих воспоминаний и захотелось вспомнить и перечитать эту книгу ,чтобы понять , что такого необычного было в ней .

И уже подозрительно странным казалось ,что она канула в никуда и все воспоминания о ней подтёрты не только у меня

Какое то время я думала ,что эта необычность была связана с тем , что в том раннем возрасте вообще многое кажется таинственным , но оказалось ,что моя мама , несмотря на то ,что была взрослой ,тоже ощутила в этой книге что то ,что делало её непохожей на другие книги : ,, А книга та и правда очень необычной была ,, - сказала она .

Однако почти ничего конкретного она , как и я , из этой книги вспомнить не могла .

И это в отличии от многих других детских книг , которые она до сих пор вспоминает ,таких , как например ,,Приключение Карика и Вали ,, ...вот эта книга , как и книги Носова , из этой реальности , а та ?

Когда у меня появился интернет ,я подумала ,что теперь наконец то найду эту книгу- икс , и стала просматривать все детские книги , издававшиеся в те годы

Я предполагала , что она могла быть издана в 60-е и на всякий случай смотрела и более ранние , в надежде узнать ту свою .

Надежда была , что увижу обложку и узнавание сработает , но и это не помогло , а просмотрела я всё , что было по этой теме .

Я уже всерьёз стала думать , что эта книга существовала на какой то другой ветке реальности , и никто кроме меня её не знает , ни в каких архивах она не зафиксирована ..и может даже поэтому мне и было дано то указание - порвать книгу : потому что я и не должна была бы видеть её и читать , а раз каким то образом она ко мне попала , это надо было исправить .

Но вот свершилось чудо : в одном чате , несмотря на мизер моих данных о сюжете , мне подсказали и автора , и название книги :

А .Мошковский ,, Семь дней чудес ,, .

И вроде бы моя версия о возможности попадания книги с другой ветки реальности потерпела в тот момент фиаско

Это даже немного расстроило )) ..так то ведь думать было интереснее )) и многое на это указывало .

Я нашла эту книгу в интернете , впервую очередь надеясь узнать по обложке , но обложка оказалась совершенно иной..и я искала разные варианты обложек , но не узнавала в них той своей книги- икс .

Стала читать , и сначала подумала , что книга уж явно совсем не та : содержание её не соответствовало книге , которая подходила бы для возраста 3 -4 года . Она соответствовала среднему школьному возрасту.

Даже теперь взрослой мне приходилось вникать в текст , разбираясь во всяких технических штучках , которые встречались там , как оказалось , по сюжету .

Однако в каком то месте я узнала те специфические эпизоды про телесные метаморфозы , про неудачное стояние на голове , после которого , как оказалось мальчик шмякнулся о стену ..а также про взаимодействие им с собственным отражением : эпизод , который , как я вспомнила , меня очень веселил, так как мальчик решил ,что оно нарочно дразнит его ...

Узнала я и эпизод ,в котором другой мальчик пытался плоскогубцами выправить свой нос, что тоже тогда в детстве особенно меня веселило .

Эти эпизоды нельзя было спутать ни с чем ! Значит книга всё таки та !

Но как я могла её такую читать в 4 года ?

Уже с первых строк попалось слово ,,программист ,, !

У мальчика - школьника старший брат работал программистом на станции слежения за космическими кораблями и спутникам.

А я то думала , что это слово впервые узнала в 80-х , да и то в середине , когда у нас в школе появился предмет ,,информатика ,, или может ,когда нас водили на экскурсию в вычислительный центр смотреть на ЭВМ и общаться с программистами. Книга же та - 1969 года издания !

Если уже там было это слово ,то почему оно не отложилось в памяти ?

Можно было бы объяснить эту несостыковку тем , что та моя книга- икс была лишь выборочными главами , но я помню, что она не была тонкой , была большая и в твёрдой обложке.

Да и в интернете я не нашла информации , что книга печаталась как то иначе , кроме как полностью .

Оказывается , по сюжету мальчик нашёл странный прибор с таинственными кнопками , нажатие на которые оказывало то или иное воздействие на людей : ЭМЧ -1 - экспериментальный микрогенератор чувств .

Иными словами речь шла о манипуляции эмоциями людей на расстоянии .

Каким именно будет это воздействие - вызовет ли прилив страха , глупости , смелости - мальчик открывал только экспериментальным путём, методом проб и ошибок , и очередное нажатие последней кнопки в конце книги привело к тому ,что прибор самоуничтожился !

Это был конец книги : самоликвидация прибора - манипулятора человеческими чувствами .

Кстати , даже теперь ,в наш век компьютерных технологий , я нахожу это техническое решение очень необычным .

Фото из открытых источников .
Фото из открытых источников .

Самоуничтожение прибора .. это как то интересно совпадает с тем , что я почему то порвала эту книгу , словно мне было подсказано уничтожить её... почему то так должно было быть .. И уничтожался прибор кнопкой Х , а ведь я , когда для этой статьи придумала назвать эту книгу книгой - икс (Х) , уже и не помнила таких подробностей . Вот даже в этом отношении получилось интересное созвучие смыслов.

Но как , читая её в 4 года , я могла бы всё это понимать: всякие технические штуки , не простые даже для нашего времени ?!

Ничего про этот прибор я теперь уже не помнила , когда пыталась по памяти воспроизвести содержание книги . Ниже на иллюстрации этот прибор ⬇️ но и по иллюстрации я его вспомнить не могу .

Изображение из открытых источников .
Изображение из открытых источников .

Я прочитала эту книгу теперь ,взрослой , и даже не сразу во всё вникла..там описываются довольно сложные с технической точки зрения игрушки , которые придумывал тот программист !

И сам этот прибор...Как может быть ,что в три - четыре года я слушала эту книгу , а после сама читала , и никаких непоняток в сознании не возникало ?

Мне думается ,что это понимание шло не через словесно - логическую форму , а какую то совершенно иную ,которую академическая наука не рассматривает ,считая человека продуктом развития в результате физиологических и социальных факторов .

Если же исходить из одной системы , в которой всё развивается от причины к следствию и время всегда линейно ,то пазлы у меня совершенно не складываются .

Эпизоды ,которые указывают ,что это именно та книга , там точно есть.

Есть даже занятные иллюстрации ...например , иллюстрация эпизода , где у ребят выросли уши.

Полуовальные линии на рисунке изображают волны , исходящие от того прибора ⬇️ .

Можно видеть и текст книги . Как я могла читать и понимать её в 4 года ?

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Такую то необычную иллюстрацию я должна помнить ! ⬆️ Но как в одном очень известном фильме скажу : ,, Помнить должна , но я не помню " .

Я помню немного какую то другую картинку ..по стилю такая же чёрно белая , но интернет ничего похожего на неё , мне не показал , а я уже вроде всё через него просмотрела .

И ещё , если книга именно та ..то как же обложка цвета охры и завышенного формата?

Интернет выдавал только светло фиолетовую обычного формата , и вдруг сегодня откуда-то вынырнул оранжевый вариант ! ⬇️

Изображение из открытых источников .
Изображение из открытых источников .

Это уже ближе к цвету охры .

Интересно , а она тогда в 1969 издалась сразу нескольких цветов ?

Судя по обложке ⬆️ , в этой книге было совмещено две : там была ещё и повесть ,,Заблудившийся звездолёт,, , и это название загадочным образом варьируется , и в других вариантах предстаёт, как ,,Пятеро в звездолёте ,, ( это я узнала из интернета )

Я бегло почитала и эту книгу.

В ней тоже много таких понятий , которые я не могу совместить с фактом понимания сюжета 4-х летним ребёнком...Например , ,,электронный ум ,, ..роботы ...

Но как ни странно , моя память откликнусь и на эту книгу , как что то знакомое . Мне смутно помнилось ,что дети находились внутри какого то корабля с иллюминатором , и этого я не нашла в ,, Семь дней чудес ,, , где подводная лодка присутствовала , но была игрушечной , и вот я думала ,что просто всё перепутала : игрушечную и настоящую , хотя смутно помнила даже иллюстрацию , на которой ребята внутри ..каюты ?

Так вот оказалось , что в повести ,,Заблудившийся звездолёт ,, дети как раз внутри корабля ,только он космический . Возможно в моей памяти , как раз совместились эти две книги , раз они были в одном сборнике

Но загадок от этих предположений не убавилось.

Или прошлое и правда кем то переписывается , или некоторые предметы , с которыми там имелось дело изменяются , а может одно вытекает из другого .

Есть ещё ощущение существования двух систем восприятия , в одну из которых двери закрываются после 5 лет.

Такое впечатление , что эта книга обросла новыми подробностями и понятиями ...но предположить , что сначала она включала в себя отдельные главы тоже невозможно , там по сюжету всё слеплено одно с другим . И я уже просмотрела несколько отзывов о ней.

В таком виде она была издана в 1969 - м .

Я с удивлением увидела ,что те , кто писали отзывы , эту книгу тоже находили очень необычной , непохожей на другие книги и встреча с ней побуждала полюбить чтение .

Правда я не знаю точно в каком возрасте те , кто писал эти отзывы ,открыли эту книгу для себя .

В моём случае имело место странное совмещение этой книги с возрастом 4-х лет .

Подобные отзывы подтверждают , что это должно быть точно она ..моя книга - икс , но вспомнить , почувствовать тот резонанс , который при её прочтении в 4 года возникал в моём сознании ,эмоциях ,ощущениях , всё это не помогает..загадок меньше не становится ..только больше .

И ещё ... мне один подписчик писал , как он ощущал ,что прошлое изменилось , читая собственные записи.

Евгений :

Я уже давно заметил, что прошлое, которое я помню, и прошлое, которое, так скажем, подтверждается документально (какие-то записи, вещи) различаются. И не всегда в мою пользу. В радиоэлектронике я разбирался, но, читая "свои" старые записи, понимаю, что это точно был не я. Тот, кто это писал, был умнее меня. Там реально есть вещи, о которых я просто не знаю... 

Вот и у меня похожее ощущение ,что в 4 года я читала книгу ,которая была умнее некоторых последующих , хотя по логике должно быть наоборот .

Из тех последующих исчезли слова , связанные с электроникой ... Этому может быть и естественное объяснение : в 60-х и до конца 70-х из детей стремились воспитать будущих исследователей и покорителей космоса , к концу же 70-х эти программы освоения космоса стали сворачиваться...Так ,например ,из того ,что я тогда в детстве читала - тревога по поводу формирования общества потребления в ближайшем будущем начала звучать уже в конце 70-х в научно - фантастических рассказах для самых маленьких автора А. Семёнова ,,Научно фантастические сны. Путешествие туда и обратно ,,

А может кому то тоже знакома эта книга Мошковского , о которой я рассказала ? Может это у меня было так , что она никогда после 1974 года не попадалась мне , а у кого то было иначе ?

Бывали в вашей жизни такие странные книги ,которые после словно исчезали из вашей реальности ? А если и находились ,то тоже в ореоле новых загадок , как и моя книга - икс ?

Изображение из открытых источников .
Изображение из открытых источников .