Речь в этой статье пойдёт о том , как порой при воспоминании о чём то из прошлого , пазлы никак не складываются .
В данном случае в центре моего внимания - детская книга.
Условно назову её книгой - икс , чтобы не запутать читателя , потому что в статье буду упоминать и другие детские книги .
До 4-х лет я , как и многие дети ,сама не умела читать , но слушать сказки , сочиняемые мамой и бабушкой , как и то , что мне читают , очень любила .
Книги обычно мне читала мама.
Их названий я уже не помню .
Точно я помню только те книги , которые были у меня , начиная с 5 -ти лет .
Если бы я не знала своё детство до 5 лет , то думала бы ,что мои первые книги были такие , как например , вот эта книга замечательного писателя Н .Носова , чьи произведения в детстве я многие перечитала , а эту книгу ⬇️ я привожу в пример просто потому , что в личном архиве она первой оказалась у меня под рукой
Содержание книги понятно маленькому ребёнку .
Но поскольку я из тех , кто сохранил эпизодические воспоминания из раннего детства до 5 лет , то я знаю ,что у нас дома , когда мне было года три ( то есть где то в 1974-м ) , появилась иная по содержанию книга - та самая книга - икс, и это была не сказка и не короткий рассказ для маленьких .
Книга - икс произвела на меня особое впечатление , никогда впоследствии не повторяющееся и вытесненное из памяти ...
Каждое её прочтение было просто праздником, словно это была не просто информация воспринимаемая на слух , а встреча с иной формой реальности !
Чтение этой книги мамой вслух погружало меня в такие удивительные чувства , которым в более позднем возрасте аналога просто нет .
И пусть даже чуть позднее - в 5 лет -чтение другой книги: сборника народных сказок - помню у меня тогда появился сборник ,,Латышские народные сказки ,, - тоже было чем то особенным и сопровождалось погружением в чувство таинственного , но эти чувства я хоть чуть помню ( в более позднем возрасте они тоже утратились) .
Во взаимодействии же с той книгой- икс , которой я посвящаю эту статью , было то ,чему у меня вообще нет никаких определений .. и даже ,,чувство таинственного ,, в этом случае совсем не то .
У меня есть предположение , что те необычные эмоции и ощущения вытаскивались этой книгой -икс в рамках какого то иного взаимодействия с реальностью , свойственной раннему детству .
Я помню её , как книгу завышенного формата и в твёрдой обложке . Даже цвет - жёлтый ( или может охры) тоже помню .
Как я уже написала , это была не сказка .. а скорее фантастическое повествование о приключениях каких то ребят , учившихся в школе .
По воспоминаниям мне казалось , что это были какие то лоботрясы и , из- за их собственных недостатков характера , с ними случилось что то странное, касающееся изменения их тел ..вроде как уши или голова меняли пропорции , увеличивались , а один мальчик вроде на голове любил стоять и с этим тоже были связаны какие то его неприятности..
Чтение про эти телесные метаморфозы , по моему , больше всего порождало необычные эмоции .
Вот такие совсем смутные крохи от сюжета , остались в моей памяти , а также точные воспоминания ,что книга вступала в необычный резонанс с моим внутренним миром .
Теперь мне ещё странно , а как я могла понимать повествование про школьную жизнь , если даже ещё не умела читать и писать , но я каким то образом понимала , иначе было бы и не интересно.
В 4 года я сама научилась читать .
Это произошло как то очень быстро : мама показала буквы и как их складывать в слоги , а я ловила всё налету , что больше похоже на узнавание , как будто ,уже существующий когда то, опыт и знания только и ждали , когда их снова вынут из каких то глубин , где они хранились до поры до времени
И как раз впервые сама читать я стала именно эту книгу- икс , и училась читать по ней .
С тех пор я перечитывала её сама .
- Как всегда смутные воспоминания соседствуют с очень чёткими. ⬇️
Мне 4 года. Я сидела за журнальным столиком .
Как ни странно ,что касается этого момента ,то я помню чётко даже расположение этого столика : он -посередине комнаты , стоит вплотную к стене .
Я в том моменте сидела спиной к окну .
А ведь ,что касается расположения мебели в то время ,когда мне было 4 года , я не могла бы теперь вспомнить даже более крупных предметов мебели : например , не могла бы точно сказать , где стоял шкаф .
Тогда откуда такая ясность того момента , о котором я сейчас напишу ?
Книга - икс лежала передо мной
Вот тогда вдруг возникла странная мысль , что эту книгу я должна порвать !
Это , кстати ,был ещё такой возраст ,когда внутренний диалог , как таковой отсутствовал , и поэтому эта мысль словно вынырнула из пустоты без связи с тем , чем я была занята , и без связи с какими то чувствами из прошлого .
Мысль из пустоты ощущалась тогда намного весомее и ярче , чем это бывает в более поздних возрастах , когда этих мыслей обычно целый рой кружится в каждодневной словомешалке , называемой внутренним диалогом .
Поэтому к такой мысли я не могла не прислушаться . Правда ответить на вопрос ,,почему не могла ? ,, , тоже не получилось бы.. даже сейчас ..то была другая система восприятия ...
Порвать книгу ...ту ,которую я так любила !
И была ещё вторая , менее заметная мысль : я обязательно должна последовать той первой мысли.
Поначалу , в тот момент , я не знала , как мне разрешить противоречие между этой странной мыслью и моим отношением к книге - икс ,которую я обожала , как что то необыкновенное , непохожее на другие книги.
И я придумала , как мне выпутаться : я пойду на кухню , где моя мама чем то занималась , и спрошу у неё. Как она скажет ,так и будет, но это я должна выполнить , не меняя решения .
Хорошо помню , как я шла по проходу и появилась с этой книгой в руках на входе в кухню ,и что моя мама в этот момент сидела боком ко мне за столом .
Возможно , она в этот момент делала работу , которую брала на дом..заполняла бумаги.
Но точно я этого не помню , мне почему показалось ,что она просто сидит за столом в задумчивом состоянии.
,, Порвать ?" - спросила я её , показывая книгу , а она словно во сне ( как то отрешённо, задумчиво ) отвечает : ,,Порви ,, . И я тут же порвала .
Мама , увидев это , уже гораздо бодрее воскликнула :
,,Ой ! И правда порвала ! ".
Эта её фраза означала ,что она не верила в то ,что за словами последует действие.
Уже взрослой я напомнила ей этот эпизод .
Она очень удивилась : ,,Как я могла сказать ,,Порви ,, ? Этого не может быть ! ,,
Но я это очень хорошо помню.
А после стала вспоминать и она..вроде вспомнила . Говорит ,что наверное была погружена в свои мысли ,сказала машинально ,не думая ,что я в самом деле это сделаю.
Так же думаю и я ,причём понимала это даже в тот момент , но раз я обещала сделать то ,что она скажет ...а кому ?? себе ? но та мысль ,,порвать,, не могла быть моей ..она скорее была чем то чуждым...раз обещала и пришлось выполнить.
Что то странное во всём этом .
Мне не свойственно было ломать игрушки и тем более рвать книги .
А моя мама теперь озадачила меня ещё одним несоответствием : как я могла так легко порвать ,если книга была в твёрдом переплёте ?
И я , и она помним , что я сделала это легко и быстро ...мама предположила ,что может в мягком переплёте та книга была ...но я помню точно твёрдую..
Может это снова те странные фрагменты реальности которые с одной стороны совершенно точно не являются снами , но с другой представляют из себя что то нетипичное - словно пазлы , вставленные неизвестно откуда в привычную ткань реальности ?
Да и будь хотя бы все странности ограничены только этим , это одно ...
Но словно подтверждая , что с той книгой и правда что то не так , впоследствии никогда больше она мне не попадалась !
Вот если б на её месте была такая , как ,,Витя Малеев в школе и дома ,, или ,, Фантазёры ,, Носова , то всё равно такая книга после вернулась бы ко мне , потому что выпускалась не раз в разных видах - и в мягкой обложке ,и в твёрдой .
Эти книги Носова в детстве постоянно оказывались в моей библиотеке : то кто то отдал ,то сами купили ...одни и те же произведения , но в разных оформлениях.
Кстати , с книгой ,, Витя Малеев в школе и дома ,, - тоже странность. Я хорошо помню её не маленькой по формату , а внушительной...и так бы и думала , если б не хранилась она у меня в личной библиотеке
Я об этом и не забывала , однако не задумывалась о некотором диссонансе с воспоминаниями .
Реально она такая - довольно мелкая : ширина переплёта какой-то сантиметр ⬇️.
Никак не могу этот факт привести в соответствие с восприятием её в детстве .
Книга эта ⬆️ тоже очень хорошая , и я её читала и перечитывала ещё в дошкольном возрасте , но когда мне было уже больше 5 лет . Она мне нравилась , но это была уже другая , обычная форма взаимодействия с книгой .
А та книга- икс , которую я пыталась после вспомнить всю жизнь , словно канула в никуда и я не помнила её названия .
А ведь моя мама в 80-е была постоянным завсегдатаем книжного магазина , записывалась в очереди , не пропускала новых поступлений , но среди тех книг , которые она покупала , эта никогда не попадалась .
Странно ,что ни я , ни моя мама не помнили её названия даже уже в 80-е , хотя ещё не так много времени прошло после раннего детства , но если б она снова попала в руки , то узнали бы .
В 80-е я не думала особо о ней , просто всегда помнила . Может уже после 2000- го я стала больше концентрироваться на загадочности этих воспоминаний и захотелось вспомнить и перечитать эту книгу ,чтобы понять , что такого необычного было в ней .
И уже подозрительно странным казалось ,что она канула в никуда и все воспоминания о ней подтёрты не только у меня
Какое то время я думала ,что эта необычность была связана с тем , что в том раннем возрасте вообще многое кажется таинственным , но оказалось ,что моя мама , несмотря на то ,что была взрослой ,тоже ощутила в этой книге что то ,что делало её непохожей на другие книги : ,, А книга та и правда очень необычной была ,, - сказала она .
Однако почти ничего конкретного она , как и я , из этой книги вспомнить не могла .
И это в отличии от многих других детских книг , которые она до сих пор вспоминает ,таких , как например ,,Приключение Карика и Вали ,, ...вот эта книга , как и книги Носова , из этой реальности , а та ?
Когда у меня появился интернет ,я подумала ,что теперь наконец то найду эту книгу- икс , и стала просматривать все детские книги , издававшиеся в те годы
Я предполагала , что она могла быть издана в 60-е и на всякий случай смотрела и более ранние , в надежде узнать ту свою .
Надежда была , что увижу обложку и узнавание сработает , но и это не помогло , а просмотрела я всё , что было по этой теме .
Я уже всерьёз стала думать , что эта книга существовала на какой то другой ветке реальности , и никто кроме меня её не знает , ни в каких архивах она не зафиксирована ..и может даже поэтому мне и было дано то указание - порвать книгу : потому что я и не должна была бы видеть её и читать , а раз каким то образом она ко мне попала , это надо было исправить .
Но вот свершилось чудо : в одном чате , несмотря на мизер моих данных о сюжете , мне подсказали и автора , и название книги :
А .Мошковский ,, Семь дней чудес ,, .
И вроде бы моя версия о возможности попадания книги с другой ветки реальности потерпела в тот момент фиаско
Это даже немного расстроило )) ..так то ведь думать было интереснее )) и многое на это указывало .
Я нашла эту книгу в интернете , впервую очередь надеясь узнать по обложке , но обложка оказалась совершенно иной..и я искала разные варианты обложек , но не узнавала в них той своей книги- икс .
Стала читать , и сначала подумала , что книга уж явно совсем не та : содержание её не соответствовало книге , которая подходила бы для возраста 3 -4 года . Она соответствовала среднему школьному возрасту.
Даже теперь взрослой мне приходилось вникать в текст , разбираясь во всяких технических штучках , которые встречались там , как оказалось , по сюжету .
Однако в каком то месте я узнала те специфические эпизоды про телесные метаморфозы , про неудачное стояние на голове , после которого , как оказалось мальчик шмякнулся о стену ..а также про взаимодействие им с собственным отражением : эпизод , который , как я вспомнила , меня очень веселил, так как мальчик решил ,что оно нарочно дразнит его ...
Узнала я и эпизод ,в котором другой мальчик пытался плоскогубцами выправить свой нос, что тоже тогда в детстве особенно меня веселило .
Эти эпизоды нельзя было спутать ни с чем ! Значит книга всё таки та !
Но как я могла её такую читать в 4 года ?
Уже с первых строк попалось слово ,,программист ,, !
У мальчика - школьника старший брат работал программистом на станции слежения за космическими кораблями и спутникам.
А я то думала , что это слово впервые узнала в 80-х , да и то в середине , когда у нас в школе появился предмет ,,информатика ,, или может ,когда нас водили на экскурсию в вычислительный центр смотреть на ЭВМ и общаться с программистами. Книга же та - 1969 года издания !
Если уже там было это слово ,то почему оно не отложилось в памяти ?
Можно было бы объяснить эту несостыковку тем , что та моя книга- икс была лишь выборочными главами , но я помню, что она не была тонкой , была большая и в твёрдой обложке.
Да и в интернете я не нашла информации , что книга печаталась как то иначе , кроме как полностью .
Оказывается , по сюжету мальчик нашёл странный прибор с таинственными кнопками , нажатие на которые оказывало то или иное воздействие на людей : ЭМЧ -1 - экспериментальный микрогенератор чувств .
Иными словами речь шла о манипуляции эмоциями людей на расстоянии .
Каким именно будет это воздействие - вызовет ли прилив страха , глупости , смелости - мальчик открывал только экспериментальным путём, методом проб и ошибок , и очередное нажатие последней кнопки в конце книги привело к тому ,что прибор самоуничтожился !
Это был конец книги : самоликвидация прибора - манипулятора человеческими чувствами .
Кстати , даже теперь ,в наш век компьютерных технологий , я нахожу это техническое решение очень необычным .
Самоуничтожение прибора .. это как то интересно совпадает с тем , что я почему то порвала эту книгу , словно мне было подсказано уничтожить её... почему то так должно было быть .. И уничтожался прибор кнопкой Х , а ведь я , когда для этой статьи придумала назвать эту книгу книгой - икс (Х) , уже и не помнила таких подробностей . Вот даже в этом отношении получилось интересное созвучие смыслов.
Но как , читая её в 4 года , я могла бы всё это понимать: всякие технические штуки , не простые даже для нашего времени ?!
Ничего про этот прибор я теперь уже не помнила , когда пыталась по памяти воспроизвести содержание книги . Ниже на иллюстрации этот прибор ⬇️ но и по иллюстрации я его вспомнить не могу .
Я прочитала эту книгу теперь ,взрослой , и даже не сразу во всё вникла..там описываются довольно сложные с технической точки зрения игрушки , которые придумывал тот программист !
И сам этот прибор...Как может быть ,что в три - четыре года я слушала эту книгу , а после сама читала , и никаких непоняток в сознании не возникало ?
Мне думается ,что это понимание шло не через словесно - логическую форму , а какую то совершенно иную ,которую академическая наука не рассматривает ,считая человека продуктом развития в результате физиологических и социальных факторов .
Если же исходить из одной системы , в которой всё развивается от причины к следствию и время всегда линейно ,то пазлы у меня совершенно не складываются .
Эпизоды ,которые указывают ,что это именно та книга , там точно есть.
Есть даже занятные иллюстрации ...например , иллюстрация эпизода , где у ребят выросли уши.
Полуовальные линии на рисунке изображают волны , исходящие от того прибора ⬇️ .
Можно видеть и текст книги . Как я могла читать и понимать её в 4 года ?
Такую то необычную иллюстрацию я должна помнить ! ⬆️ Но как в одном очень известном фильме скажу : ,, Помнить должна , но я не помню " .
Я помню немного какую то другую картинку ..по стилю такая же чёрно белая , но интернет ничего похожего на неё , мне не показал , а я уже вроде всё через него просмотрела .
И ещё , если книга именно та ..то как же обложка цвета охры и завышенного формата?
Интернет выдавал только светло фиолетовую обычного формата , и вдруг сегодня откуда-то вынырнул оранжевый вариант ! ⬇️
Это уже ближе к цвету охры .
Интересно , а она тогда в 1969 издалась сразу нескольких цветов ?
Судя по обложке ⬆️ , в этой книге было совмещено две : там была ещё и повесть ,,Заблудившийся звездолёт,, , и это название загадочным образом варьируется , и в других вариантах предстаёт, как ,,Пятеро в звездолёте ,, ( это я узнала из интернета )
Я бегло почитала и эту книгу.
В ней тоже много таких понятий , которые я не могу совместить с фактом понимания сюжета 4-х летним ребёнком...Например , ,,электронный ум ,, ..роботы ...
Но как ни странно , моя память откликнусь и на эту книгу , как что то знакомое . Мне смутно помнилось ,что дети находились внутри какого то корабля с иллюминатором , и этого я не нашла в ,, Семь дней чудес ,, , где подводная лодка присутствовала , но была игрушечной , и вот я думала ,что просто всё перепутала : игрушечную и настоящую , хотя смутно помнила даже иллюстрацию , на которой ребята внутри ..каюты ?
Так вот оказалось , что в повести ,,Заблудившийся звездолёт ,, дети как раз внутри корабля ,только он космический . Возможно в моей памяти , как раз совместились эти две книги , раз они были в одном сборнике
Но загадок от этих предположений не убавилось.
Или прошлое и правда кем то переписывается , или некоторые предметы , с которыми там имелось дело изменяются , а может одно вытекает из другого .
Есть ещё ощущение существования двух систем восприятия , в одну из которых двери закрываются после 5 лет.
Такое впечатление , что эта книга обросла новыми подробностями и понятиями ...но предположить , что сначала она включала в себя отдельные главы тоже невозможно , там по сюжету всё слеплено одно с другим . И я уже просмотрела несколько отзывов о ней.
В таком виде она была издана в 1969 - м .
Я с удивлением увидела ,что те , кто писали отзывы , эту книгу тоже находили очень необычной , непохожей на другие книги и встреча с ней побуждала полюбить чтение .
Правда я не знаю точно в каком возрасте те , кто писал эти отзывы ,открыли эту книгу для себя .
В моём случае имело место странное совмещение этой книги с возрастом 4-х лет .
Подобные отзывы подтверждают , что это должно быть точно она ..моя книга - икс , но вспомнить , почувствовать тот резонанс , который при её прочтении в 4 года возникал в моём сознании ,эмоциях ,ощущениях , всё это не помогает..загадок меньше не становится ..только больше .
И ещё ... мне один подписчик писал , как он ощущал ,что прошлое изменилось , читая собственные записи.
Евгений :
Я уже давно заметил, что прошлое, которое я помню, и прошлое, которое, так скажем, подтверждается документально (какие-то записи, вещи) различаются. И не всегда в мою пользу. В радиоэлектронике я разбирался, но, читая "свои" старые записи, понимаю, что это точно был не я. Тот, кто это писал, был умнее меня. Там реально есть вещи, о которых я просто не знаю...
Вот и у меня похожее ощущение ,что в 4 года я читала книгу ,которая была умнее некоторых последующих , хотя по логике должно быть наоборот .
Из тех последующих исчезли слова , связанные с электроникой ... Этому может быть и естественное объяснение : в 60-х и до конца 70-х из детей стремились воспитать будущих исследователей и покорителей космоса , к концу же 70-х эти программы освоения космоса стали сворачиваться...Так ,например ,из того ,что я тогда в детстве читала - тревога по поводу формирования общества потребления в ближайшем будущем начала звучать уже в конце 70-х в научно - фантастических рассказах для самых маленьких автора А. Семёнова ,,Научно фантастические сны. Путешествие туда и обратно ,,
А может кому то тоже знакома эта книга Мошковского , о которой я рассказала ? Может это у меня было так , что она никогда после 1974 года не попадалась мне , а у кого то было иначе ?
Бывали в вашей жизни такие странные книги ,которые после словно исчезали из вашей реальности ? А если и находились ,то тоже в ореоле новых загадок , как и моя книга - икс ?