История, которая очаровывает миллионы зрителей и которую мы выучили наизусть. Строки шедевра Эльдара Рязанова произносили поколениями. Кажется, что мы знаем об этом фильме все, но даже самый преданный фанат может быть удивлен некоторыми фактами о создании "Служебного романа". Готовы ли вы узнать больше о своем любимом фильме?
Как они одели Мумру и превратили Лукашина в "офисную крысу"
Подобрать подходящую одежду для воссоздания образов героев на экране было еще сложнее. Особенно сложным был образ Людмилы Прокофьевны Калугиной. Выбор банальных и скучных нарядов для эффектной Алисы Фрейндлих не мог понравиться даже художникам по костюмам. Поэтому Алиса Бруновна лично выбрала самый ужасный костюм в костюмерной "Мосфильма".
Изюминку в образ добавили своеобразные очки, которые на съемочную площадку принес оператор, забрав их у отца-пенсионера. Кроме запоминающегося образа, Калугина отличалась походкой. Элегантную Фрейндлих долго учили ходить как неаккуратные и грубые начальницы. В Советском Союзе настоящих «мымр» хватало, актриса прообраз своей героини наблюдала воочию.
Под Калугину пытались создать и соответствующего Новосельцева. Эльдар Рязанов хотел, чтобы зритель никоим образом не видел в этом образе Лукашина из «Иронии судьбы». Герой Андрея Мягкова был типичной «канцелярской крысой», но застенчивым, странным и скромным.
По указанию Рязанова, Новосельцев с первых минут фильма должен был казаться зрителю недотепой. Мягкова сделали таким с помощью мешковатого костюма, смешных усов и огромных очков.
Разбитая "Волга" и Союзпечать
В фильме герой Олега Басилашвили занимает серьезную должность — заместитель директора. Как полается, у человека такого статуса должен быть личный автомобиль. Самохвалову дали служебную «Волгу», но, как оказалось, Басилашвили не умел водить. Режиссерам пришлось делать комбинированные съемки, а машину тянуть на тросе.
Актеру доверяли лишь легкие повороты, а обучал Олега Валериановича чемпион Союза по спидвею. Но, увы, это не помогло: однажды перед «Волгой» выскочили случайные прохожие.
Басилашвили испугался и что есть силы, нажал, как он думал, на тормоз. Неподготовленный водитель перепутал педали и въехал в киоск «Союзпечати». На радость всей съемочной группы, никто не пострадал.
"Уважение к зрителю" или почему Рязанов решил снять фильм
Режиссер Рязанов задумал снять простое кино: доброе, теплое и душевное. Чтобы не было в нем скандалов, цензуры и войны. Уважение к зрителю — вот причина, по которой он взялся за «Служебный роман». Ведь основе картины лежит пьеса «Сослуживцы», написанная Рязановым и Эмилем Брагинским.
История о романе директора Калугиной и сотрудника Новосельцева была успешно поставлена в театрах СССР и за рубежом. Со временем появилась телепостановка спектакля, но зритель ее не понял. Рязанов и Брагинский тоже остались не в восторге. Тогда и решил Эльдар Александрович сделать из «Сослуживцев» свой фильм.
Удачное "расселение"
Рязанов всеми способами пытался сделать «Служебный роман» непохожим на кинопостановку «Сослуживцев». Для этого студийные сцены разбавляли пейзажами и красочными видами Москвы, для режиссера она — действующее лицо картины. Герои фильма живут в разных концах огромного города согласно статусу.
Людмила Прокофьевна жила в центре, как и положено большому руководителю. На Большой Никитской во время съемок фильма обитали работники номенклатуры.
Самохвалов тоже жил в элитном районе — на Тверской. А вот рядового сотрудника Новосельцева после работы ждала небольшая, без особых излишеств квартира в спальном районе возле метро Новослободская.
Ольга Рыжова, как среднестатистический бесперспективный работник, жила в Подмосковье и каждый день на работу добиралась электричкой. Верочке досталось жилье в новом квартале на Чертановской улице.
Сцены не по сценарию
Эльдар Рязанов собрал на съемках «Служебного романа» своих любимых актеров. С Алисой Фрейндлих он мечтал давно поработать, сценарий написал специально для нее. Актриса получила роль без проб, а если бы отказалась, то миллионы зрителей картину так и не увидели. Рязанов твердо стоял на своем — «Служебный роман» будет только с Фрейндлих.
Светлану Немоляеву режиссер позвал в новый проект после того, как не взял ее в «Иронию судьбы». Такая же ситуация была, и с Олегом Басилашвили: сначала он был заявлен на роль Ипполита. А после актер требовал для себя роль Новосельцева, но послушал Рязанова и согласился воплотиться в образ Юрия Самохвалова.
На съемках актерам было разрешено импровизировать. Сцена застолья в квартире Калугиной и разговор с Новосельцевым — полностью придумана самими актерами. Знаменитое «рационализаторское предложение», которое Анатолий Ефремович озвучивает Людмиле Прокофьевне, аналогично было сымпровизировано Мягковым и Фрейндлих.
Технические новинки в кадре
Картина 1976 года показывает много технологических новинок и необычных для зрителя вещей. Первые кадры фильма демонстрирует зрителю Мерседес-Бенц, который в то время был скорее исключительным явлением, даже для московских дорог.
В служебной «Волге» Юрия Самохвалова показан и вовсе роскошный автомобильный аксессуар — стереосистема BASF, которая проигрывала кассеты. В 1978 году водители только мечтали об этом.
Разнообразна и техника в квартире у Людмилы Прокофьевны. Хоть она и «мымра», но дома директор учреждения позаботилась о своем досуге и уюте: радиоприемник, телевизор, проигрыватель и пылесос «Вихрь».
Удивляет наличие в кабинете Калугиной и вовсе чудо-техники — венгерского компьютера. Машина, оснащенная выдвижной клавиатурой, каждый день доставлялась на съемку сотрудником из ЦСУ (Центральное статистическое управление). Вечером компьютер отвозили обратно, ведь стоил он 440 тысяч рублей, нереальные деньги!
"Плохая погода" для Мягкова
Главная песня «Служебного романа» была написана лично Эльдаром Рязановым. Сперва были случайно сняты кадры с зеленой листвой и снегом: на несколько часов Москву завалило снегом в сентябре. А вот когда пришло время сопоставить музыку и кадры, Рязанов был разочарован: подходящих стихотворений не было.
Режиссер рассматривал варианты от классиков и современников, но не находил нужные. Лучшие четверостишья пришли к Эльдару Александровичу спонтанно во время прогулки в лесу. Но свое авторство он скрывал, коллегам рассказал, что стихи написал английский поэт Вильям Блейк.
Такой ход Рязановым был придуман для того, чтобы его не раскритиковали в случае непринятия текста песни. Но переживал маэстро зря: ассистенты, актеры, музыкальный редактор приняли «У природы нет плохой погоды». Не понравились стихи лишь Андрею Мягкову, актер хотел для главной песни фильма чего-то выразительного.
Рязанов такие слова воспринял близко к сердцу и «наказал» Мягкова: в фильме «Гараж» актеру предложили роль персонажа без голоса! «Чтобы был по догадливее», — объяснил Рязанов.