Пролетела уже половина марта! Не знаю, как к вам, а ко мне ощущение весны ещё не пришло. Чтобы наконец-то избавиться от зимней апатии и разбудить свои чувства, я решила пересмотреть шедевры о любви от "мастера настроений", а именно так называют гонконгского режиссёра Вонга Кар-Вая. Могу с уверенностью сказать, что этим двум волнующим фильмам под силу растопить даже ледяное сердце.
"Мои черничные ночи" (2007 г.)
Ночь, Нью-Йорк, кафе "Ключ"... Один из самых красивых поцелуев за всю историю кино случился именно здесь.
Это первый "западный" фильм постановщика Вонга Кар-Вая и его попытка поговорить о любви на иностранном языке. На главные роли он пригласил свою любимую блюз-певицу Нору Джонс (это её первая роль в кино), "парня мечты" Джуда Лоу (пытающегося выйти из этого амплуа), невероятно красивых Натали Портман и Рэйчел Вайс и, неожиданно, Дэвида Стрэтэйрна.
Хозяин заведения "Ключ" Джереми (Джуд Лоу) и его постоянная посетительница Элизабет (Нора Джонс) болтают ни о чём, смеются и едят пироги. Самый важный пирог в кафе - черничный, хотя его никто, кроме Элизабет не заказывает, но он всегда должен быть. На всякий случай.
- Что не так с черничным пирогом?
- Все с ним в порядке, просто люди всегда выбирают что-то другое. Нельзя винить в этом черничный пирог, просто… его никто не хочет.
- Подожди! Дай мне кусочек.
Однажды Элизабет перестаёт появляться в кафе. В поисках спасения от любовных неудач она, как это принято в Америке, отправляется в путешествие: работает в Мемфисе официанткой, потом в Неваде знакомится с яркой и необычной девушкой Лесли (Натали Портман), профессионально играющей (и обыгрывающей мужчин) в покер. Есть здесь и другие истории разбитых сердец, разделённые расстоянием, но всех их собирает воедино героиня Норы Джонс. Кстати, путешествует она по знаменитой дороге номер "66" . А это один из символов США, как и черничный пирог, но об этом немного позже.
Кар-Вай, который всегда носит тёмные очки, известен своим особенным взглядом на мир и поэтическим киноязыком, поэтому не стоит ждать от "Черничных ночей" напряженного и динамичного сюжета. Это полотно, сотканное из мрака ночи и всполохов огней, неона и стекла; кино, которое покажется вам ярким ускользающим сном.
Необычные ракурсы съёмки, нарочито красивые кадры, разговоры вроде бы ни о чём, а на деле - о самом важном и, конечно же, осколки разбитых сердец повсюду. Кар-Вай всегда исследует темы расстояния, одиночества и любви в своём творчестве. Главный сюжет его фильмов - это смена состояний человеческой души. "Черничные ночи" - попытка ухватить саму жизнь и показать её через свет и цвет, ритм и образы и, конечно же, музыку.
Еще одна особенность фильмов Кар- Вая - культ еды. Пища - это всегда что-то большее, чем просто то, что насыщает тело. Почему именно ЧЕРНИЧНЫЙ пирог? Если подойти к делу особенно щепетильно, то "blueberry"– это разновидность голубики, растущая только в Северной Америке. У нас часто черникой и голубикой называют одну и ту же ягоду.
Но голубика (а в нашем переводе более привычная черника) в Америке - это символ, который стоит рядом с национальным видом спорта - бейсболом, статуей Свободы и дорогой "66", о которой я уже упоминала выше.
Поэтому пирог из этой ягоды - метафора уюта и дома, которая часто звучит в американских произведениях искусства и поп-культуре. Но почему в кафе "Ключ" его никто не заказывает? Почему он всегда остаётся нетронутым? Кар-Вай намекает нам - все люди вечно стремятся к чему-то... особенному, новому, яркому, неизведанному.
В Америке, как и во всём остальном мире, люди колесят по земным просторам в поисках себя, счастья, тепла и любви. Только часто мы ищем "что-то", не замечая - то, что нам нужно находится совсем рядом, стоит только руку протянуть. Иногда, чтобы это понять приходится объехать полмира. Вот, и Элизабет возвращается в Нью-Йорк, где её всегда ждёт черничный пирог...
Весна - самое время посмотреть чувственный, поэтичный фильм "Мои черничные ночи", который доставляет зрителю почти физическое удовольствие, как будто вы медленно едите кусок тёплого и сладкого ягодного пирога.
P.S. Когда заканчивался пост-продакшн ленты, Нора Джонс сочинила песню "The Story" и прислала её постановщику со словами: «Я написала песню, и это мое видение этой истории». Вонг Кар-Вай включил её в саундтрек фильма.
"Любовное настроение" (2000 г.)
Невероятно стильный, завораживающий фильм о не проговорённой вслух, всепоглощающей и одновременно ускользающей любви, охватившей замужнюю женщину и женатого мужчину.
"Любовное настроение" - это полутона, намёки, тень из-под которой проглядывают эмоция и чувства. Только Кар-Вай умеет так говорить о любви: создать напряжение и заставить сердце зрителя биться чаще, не показав почти ничего.
Слоган фильма: "Почувствуй жар, не отпускай это ощущение, позволь чувству взорваться"
Гонконг, 1962 год: семьи Су и Чоу снимают соседние комнаты в одной большой квартире. Их супруги всё время задерживаются на работе или уезжают в командировки. Однажды мистер Чоу узнаёт сумочку миссис Су - подарок её мужа, — у его жены такая же. А Су узнаёт галстук Чоу, который ему подарила жена, — такой же есть у её мужа. Оба догадываются, что у их супругов роман и начинают общаться, пытаясь выяснить, почему им изменяют и, когда всё это началось. Тем временем, они сами сближаются...
В главных ролях в "Любовном настроении" - Тони Люн и Мэгги Чун, которые уже ни раз работали с Кар-Ваем. Снимали картину привычными и любимыми методами постановщика: на плёнку и без конкретного сценария, в процессе много импровизируя. Таким образом, фильм изначально задуманный, как лёгкая романтическая история о еде и физической связи между мужчиной и женщиной, трансформировался в поэтическое, утончённое и эстетское высказывание о душевной близости.
Как всегда у Кар-Вая, всё держится на деталях и нюансах, ведь именно они создают ту самую атмосферу, которую зритель не всегда может описать словами, но обязательно почувствует.
Режиссёр предпочитает работать в слаженной команде и в этот раз ему снова помогал Уильям Чжан Шу Бин - художник-постановщик, мастер костюмов и монтажёр в одном лице. Он получил за «Любовное настроение» технический Гран-при Каннского кинофестиваля в 2000 году. По словам художника, работа над каждым фильмом начинается для него именно с вопроса: «Из чего состоит атмосфера?».
Кстати, еда, которая занимала особое место в первоначальной задумке картины (и вообще во всех фильмах постановщика), конечно же, осталась. Ежедневный выход миссис Су за лапшой - это ритуал и невероятно красивое действо. То, как двигается актриса, как она выглядит создаёт ощущение, что это не фильм, а ожившее художественное полотно. Мэгги Чун показана во всех сценах в разных ципао - традиционных китайских платьях. За время съемок было использовано 46 ципао, но в финальную версию вошли не все. Её образы рифмуются и с настроением самой героини, и с окружающим миром: улицами города или интерьером помещений. На причёску и макияж актрисы тратилось по пять часов каждый день.
Фильм завораживает своей цветовой гаммой, игрой света и тени невероятной красотой обычных действий, которую мы обычно не замечаем: то, как поднимается дым от сигареты или пар от кипящей еды, как окружающие нас простые предметы, например, офисная обстановка складываются в неповторимый гармоничный узор. Кинематограф Кар-Вая про внимательность к жизни, к своим чувствам и чувствам другого, о том, что в обычной жизни всегда есть место какой -то таинственной магии.
Изначально герои должны были несколько раз заниматься любовью, но в итоге, в фильме нет ни единого поцелуя мистера Чоу и миссис Су, они могут только едва соприкоснуться руками, могут молчать часами наедине, но всё это время мы чувствуем, что между ними есть что-то... возможно даже большее, чем любовь. То, чему еще не придумали название.
Очень рекомендую хотя бы раз в жизни посмотреть "Любовное настроение", но я уверена, что вам обязательно захочется увидеть, а главное, ощутить его еще раз.
Друзья, здесь я рассказываю про кино, книги и культуру. Если вам тоже это интересно, то смело подписывайтесь на мой канал. Обещаю писать для вас вдохновляющие и полезные статьи:*
Вам может быть интересно: