Гуляя по улицам Санкт-Петербурга, можно, не переставая, любоваться зданиями 18-20 веков постройки. Когда-то одни были дворцами, другие- доходными домами, различными ведомствами и не только… Проходя мимо, мы не всегда задумываемся, а что здесь было раньше? Кто/ когда/ для чего/ какой след в жизни?
Сменялись эпохи, с ними архитектурные стили. Сегодня у нас есть возможность достаточно легко узнать информацию и прикоснуться лично к историческим местам. И я начинаю тему «Прогулки по истории Петербурга». Буду потихоньку ползать 🐌 по городу Петра, собирать факты и рассказывать о своих исследованиях.
Когда в 1711 году столицу Российской империи официально перенесли в Санкт-Петербург, ещё продолжалась война со Швецией за возвращение Ингерманландии (земель, издавна принадлежащих Новгороду и вынужденно отданных шведам при Иване Грозном).
Для ведения войны необходимо было постоянное обеспечение армии оружием. И Пётр Алексеевич решил построить ещё один Пушечный двор для литья пушек. В новой столице.
Не совсем в самом городе, а сразу за его границей, которая тогда проходила вдоль Безымянного Ерика, ныне реки Фонтанки. По одну сторону Фонтанки- Летний сад с домом Петра, по другую- Литейно-пушечная слобода.
Сегодня Литейный проспект- один из самых красивых и значимых. А в начале 18-го века на его месте был лес с прорубленной просекой от «Большой першпективы» (Невского проспекта) к новой слободе. Первое здание Пушечного двора поставили там, где сейчас начинается Литейный мост.
Сначала это был большой бревенчатый амбар, через 20 лет перестроенный в камне в стиле петровского барокко.
Двор обрастал мастерскими, цехами, складами. Здесь же находилась артиллерийская канцелярия. Всё это хозяйство стало называться Арсеналом. А руководил им один из ближайших сподвижников Петра, генерал Яков Брюс.
Шло время, сменялись правители, а артиллерийское производство развивалось. При Екатерине ll, в 1770е, Василий Баженов построил для Арсенала красивое здание в стиле классицизм.
Ещё при Петре l слобода заняла почти всё пространство до Фонтанки.
В начале 19-го века архитектором Фёдором Демерцовым было построено здание Нового Арсенала, объединившего инфраструктуру Литейного двора. Тоже в классическом стиле, с восьмиколонным портиком, арками, скульптурами, пушками у входа- здание расположилось напротив баженовского здания, которое теперь стали называть Старым Арсеналом.
Но в таком виде Н.А. просуществовал недолго. В середине 19-го века Литейно-пушечный двор модернизировали и частично перевели в новые, специально построенные заводские здания на другом берегу Невы. После революции завод продолжал работать. Эпоха Перестройки 90-х поставила много точек в фабрично-заводском развитии страны, и Арсенал не стал исключением. Сегодня там чего только нет (автосервис, банкетные залы, кафе, скалодром, роллерклуб…), но некоторые корпуса ещё пока работают «по теме». Перенесёмся на минутку туда, на Выборгскую сторону- посмотреть, как выглядят сейчас здания, когда-то грандиозного, предприятия.
Вернёмся обратно на Литейный.
В 1860-е первое здание Петровского Пушечного двора разобрали для продолжения проспекта и возведения Литейного моста.
Арсенал Демерцова перестроили в соответствии с новыми технологиями. То есть, в царствование Александра ll орудийное производство расширилось- и на новом месте огромный завод построили, и бывший Пушечный двор продолжил традицию. Существовал завод на этом месте до 1918 года. На память о нём оставлена надпись со стороны улицы Чайковского.
Патронно-гильзовое отделение- со стороны Шпалерной, там же памятная табличка о рабочем Калинине М.И.
В советское время здесь размещалось Ленинградское артиллерийское техническое училище. Сегодня часть здания занимает Михайловская артиллерийская академия. (Основные корпуса академии- через мост, возле Финляндского вокзала.)
Красивое здание. В стиле неоренессанс, ставшего популярным в 19-м веке. О принадлежности артиллерии напоминает настенный декор в виде орудий.
А вот Старый арсенал Баженова не дошёл до нас :(
В его стенах при Александре ll разместили Окружной суд и во время революционных беспорядков в 1917-м здание сожгли.
Вместо него теперь стоит мрачный свидетель сталинского режима. Это знаменитый Большой дом.
Тут царило НКВД… Зловещие истории о подземных этажах, в которых происходили пытки и расстрелы, об электрической костемолке и тонелях-спусках в Неву, когда не хватало электричества, о «живом щите» на крыше из пленных немецких офицеров, чтобы не бомбили- все эти страшилки про дом на Литейном, 4 звучат как бред, но они передаются до сих пор. К этому «букету» можно добавить факт использования могильных каменных плит для облицовки первого этажа, с которых рабочие счистили надписи.
Что же сейчас находится в этом невесёлом доме, строго начинающему Литейный проспект стилем конструктивизм? Кто смотрел сериал «Литейный», ответят: ГУВД, и отчасти будут правы, потому что два этажа в начале 2000-х заняло это ведомство. А ещё здесь работает ФСБ.
А мы свернём на Шпалерную улицу, ведущую в сторону Смольного и пройдём немного по ней.
Большой дом действительно большой. Он занимает квартал между Шпалерной и Захарьевской улицами и плавно переходит в другие ведомственные здания, в том числе, в Дом предварительного заключения, доставшегося ему «по наследству» от царского режима. Вот он, на нашем пути справа. Симпатичный такой дом… И не скажешь, что тюрьма. Там, кстати, провёл два года Ленин. Его камера под номером 193 музеефицированна. Здесь и сейчас находится СИЗО.
Где-то на этом месте стоял дом Брюса.
Во времена Петра слобода росла и в эту сторону. Стали образовываться целые улицы (тогда их называли линиями) с жилыми домами не только пушкарей. Дело в том, что выяснилось выгодное возвышенное положение этой местности- при наводнениях её не затапливало! Первая Береговая линия, теперь улица Шпалерная, удостоилась чести быть заселённой родственниками Петра l, переехавшими по его приказу в новую столицу.
Рядом с усадьбой Брюса построили дом для невестки царя- жены его умершего старшего брата Фёдора. Царица Марфа Матвеевна была сестрой адмирала Фёдора Апраксина, и после её смерти дом перешёл к нему. А он отдал его под Шпалерную мануфактуру. Теперь понятна история одного из названий улицы.
Нынешнее здание- перестроенное в середине 19-го века под нужды царского конвоя. Что здесь сейчас- загадка. Никаких вывесок и обозначений на карте нет.
Логично предположить, что рядом с СИЗО- что-то ведомственное, возможно, спецтранспорт, тем более такие ворота есть:
В России шпалерное производство развивалось с переменным успехом. Одно время (в 18 веке) оно процветало , и для него, в дальнейшем, даже были выстроены ещё здания на противоположной стороне улицы, потом тоже отданные конвою (под казармы и конюшни).
Вообще, в петровское время эта улица была застроена только с одной стороны, фасадами к Неве, т.е. из дворцов царских родственников был вид на воду. Это уже позже построили второй ряд домов между Шпалерной улицей и Невой.
Рядом с домом Марфы Апраксиной стоял дом второй невестки Петра, вдовы его брата Иоанна, Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, матери будущей императрицы Анны Иоанновны. На месте её дома тоже перестроенное здание. В конце 18-го века здесь разместились каретные мастерские. А затем- Придворное экипажно-конюшенное ведомство.
После революции экипажная тема продолжила своё существование в виде ремонтных автомастерских. Сейчас здесь, похоже, скорые помощи «лечатся».
Дальше на «царской» улице стоял дворец царевича Алексея, после смерти которого здесь устроили питейное производство медов и квасов. При Елизавете Петровне сюда переехали склады и дворцовая контора, занимающаяся хозяйственными вопросами царского двора.
За 200 лет на этом месте сменялись разные постройки, в том числе, доходные дома. А в 1930-м построили школу, она и сейчас функционирует.
Владелицей дворца на следующем участке была младшая сестра Петра l, царевна Наталья Алексеевна.
Прогрессивная для своего времени, её можно назвать родоначальницей столичного театра, который разместился неподалёку. К сожалению, ни театр, ни дворец не сохранились. После смерти царевны в её доме разместили сначала Канцелярию городовых дел, преобразованную потом в Канцелярию домов и садов. Дворец неоднократно перестраивался. Нынешнее здание построено в середине 19-го века архитектором Кузьминым.
А вот так выглядел дворец на гравюре Зубова 1716 г.
Внутри находилась церковь Воскресения Христова, для которой Наталья привезла из Москвы почитаемую икону Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Позже, через 100 лет архитектор Руска построил на месте домовой церкви отдельностоящий храм, названный в честь той иконы.
Внутри зал не совсем обычный- больше напоминает древнеримский храм-ротонду с ионическими колоннами по внутреннему диаметру.
Обрамление светового отверстия купола, расписанное в технике гризайль, кажется коридором Туда.
Глядя на обилие украшений оклада, в памяти всплыл отрывок стихотворения Барто: «Так меня закутали, что я не знаю- тут ли я?» 😅
Один из списков святыни, на котором нет обильных «жертвоподношений» и можно рассмотреть суть сюжета, где у ног Богоматери болящие просят об исцелении.
К слову, для болящих и нуждающихся женщин, по указу Петра, к церкви была сделана пристройка богадельни.
Я, пожалуй, сегодня здесь закончу прогулку по следам Петра l. На прощание, выйдя из церкви- фотография проспекта Чернышевского, в прошлом- Воскресенского (от первоначального названия церкви), а при Петре- канала, впадающего в Неву. Ведь мы знаем, что одной из мечт этого царя было сделать из Петербурга город, подобный Амстердаму или Венеции. А получился бесподобный Санкт-Петербург! 💖