Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Няня» всей России: как княжна Елена Ливен стала начальницей благородных девиц?

Оглавление

«Запомни: благородное происхождение – не привилегия, но обязанность», - не раз назидательно говорил её отец. Впрочем, юная княжна Елена Александровна без слов понимала, что родитель имеет в виду – он подавал пример того, как должен вести себя дворянин. Тот, кто бывал в усадьбе Ливена, надолго оставался под впечатлением. Здесь царил дух старинных барских домов, и во дворе можно было увидеть не только отпрысков хозяина, но и местных сирот, обездоленных и нищих.

Елена знала, что человек, которому посчастливилось родиться в богатой и знатной семье, не должен оставаться равнодушным к тем, кому повезло меньше. Она мечтала, что пройдёт много лет – и она тоже сможет заботиться о тех, кто нуждается в её опеке. Но вряд ли девушка подозревала, насколько масштабным окажется воплощение её желаний. Кем же стала Елена Александровна? И что известно о её жизни?

Особенная семья

Светлейшая княжна Елена родилась в 1842 году в семье генерала от инфантерии князя Александра Ливена. Ранние годы малышки прошли в Крыму, и она запомнила эту пору как беззаботное и прекрасное время, озарённое солнечным светом. Вместе с другими отпрысками Ливенов (а в семье было восемь детей) юная княжна познавала мир и начинала изучать азы различных предметов. Представить девушку из столь знатного семейства необразованной было невозможно, а потому родители старались дать ей хорошее воспитание и образование.

Девочка из дворянской семьи / © Darya Vyunova
Девочка из дворянской семьи / © Darya Vyunova

Когда Елене исполнилось одиннадцать лет, Ливены переехали в Москву, где быстро обзавелись немалым числом знакомых. «Такого дома здесь больше нет», - говорили современники. И действительно, в усадьбе Ливенов царила атмосфера доброты и понимания. Здесь мог найти приют любой нуждающийся. В то же время имение не превращалось в «проходной двор», где проживал всякий сброд.

Друзья семейства отмечали, что своих детей Александр Карлович и Екатерина Никитична воспитывают в духе уважения к традициям и старинным обычаям. Да-да, это был барский дом в самом лучшем своём воплощении. Князь и княгиня пользовались огромным уважением у москвичей за свои вовсе не показные гостеприимство и милосердие. Министр народного просвещения Боголепов, побывавший в доме Ливенов, отмечал, что увидел там вдохновляющие «великие образцы благородства и нравственной силы».

Покровительница младших

Именно в такой благотворной атмосфере и подрастала Елена Александровна. Но, увы, счастливая жизнь семьи оборвалась в одно мгновение. После смерти матери в 1867 году все заботы легли на юную девушку. Княжна занималась воспитанием младших братьев и сестёр, вела домашнее хозяйство.

Портрет Елены Ливен / © Darya Vyunova
Портрет Елены Ливен / © Darya Vyunova

Когда маленькие сёстры повзрослели и перестали нуждаться в опеке Елены, она посвятила несколько лет иному занятию. Такое дело выбрала бы далеко не каждая дворянка, однако княжна была выше предрассудков. Она устроилась в московскую пересыльную тюрьму, где занималась воспитанием и просвещением заключённых. Она даже организовала специальную школу для них, где читала поучительные книги. Александр Давыдов, племенник Елены Александровны, вспоминая о тётушке, не переставал восхищаться её благородством и прекрасными качествами характера:

«Чувство доброты уживалось у ней с чувством долга, в отношении к которому она была одинаково требовательна как к другим, так и к самой себе… Гордая и прямая, она не шла на компромиссы со своей совестью или на какую-нибудь интригу».

Служба Елены Ливен

После смерти князя Ливена в 1880 году каждый из его отпрысков получил небольшое состояние, однако для поддержания привычного уровня жизни требовались гораздо большие средства. Елена Александровна не вышла замуж, а потому могла полагаться только на себя. Она отправила письмо императрице с просьбой подыскать место службы. Вскоре оно нашлось. Она возглавила одно из отделений Николаевского сиротского института в Москве.

Здесь княжна действительно занималась любимым делом, однако долго в Первопрестольной Елена Александровна не задержалась. По решению императрицы она была избрана новой начальницей Смольного института благородных девиц.

Её можно назвать настоящим реформатором Смольного, начальницей которого она стала в 1895 году. Она изменила многие правила, которые усложняли жизнь воспитанниц. Например, при Елене Александровне смольнянкам стали разрешать прогуливаться в одиночестве (прежде было разрешено гулять только парами). Были сокращены некоторые учебные программы, больше стали поощряться занятия на улице и гимнастика.

На склоне лет Елена Ливен часто усмехалась и произносила: «Да уж, прабабка мною гордилась бы». Княжна была правнучкой Шарлотты Ливен, которая большую часть своей жизни посвятила воспитанию императорских отпрысков. Елена Александровна тоже дарила свою любовь чужим детям – впрочем, чужих детей для неё не было. Представители царской семьи высоко ценили Ливен, а за год до смерти она была награждена за свои заслуги портретом императрицы Марии Фёдоровны, украшенным бриллиантами. Эта женщина до последних дней демонстрировала, что такое истинные благородство и верность долгу.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))