Японское искусство всегда вызывало в моей душе трепет и одними из лучших выставок, которые я видела за свою жизнь, я не задумываясь назову две выставки, посвященные японскому искусству (выставку японской живописи и графики в ГМИИ им. Пушкина в Москве в 2018 году и выставку кимоно в музее «Манггха» в Кракове в 2019 году).
А одну из самых впечатляющих в мире коллекций кимоно хранит в наши дни Музей Виктории и Альберта. Но даже среди этой огромной и безгранично прекрасной коллекции есть одно фантастическое кимоно, от которого захватывает дух. Именно ему я и решила посвятить эту публикацию.
Перед вами утикакэ (роскошное кимоно из дорогих тканей, которое надевали поверх основного и не закрепляли поясом) для высокопоставленной куртизанки ойран, созданное в 1860 – 1880 годах. Сразу напрашивается вопрос – почему именно для куртизанки? Но к ответу на него мы придем чуть позже. А пока изучим богатейший декор этого необычайно яркого одеяния.
Вышивка этого утикакэ представляет нам сцену из известнейшей пьесы «Сяккё» («Каменный мост»). Заимствованная из китайской легенды, эта история была превращена в период Муромати (1336–1573) в пьесу для классического театра Но.
По сюжету пьесы монах подходит к каменному мосту в горах Утайшань (священная буддийская гора в Китае). Там он встречает юношу, который рассказывает ему, что мост ведет в буддийский рай, где правит бодхисаттва мудрости Манджушри, но человеку не под силу перейти мост. Юноша исчезает, а монах остается ждать. Вскоре ему навстречу выходят львы дзиси, охраняющие вход на мост. Они исполняют танец с пионами, которым благословляют монаха. Пионы являются в Японии одним из самых популярных цветочных мотивов, но контексте пьесы на первый план выходит символическое значение этих цветов. Пионы олицетворяют удачу и честь.
В период Эдо (1615–1868) стала чрезвычайно популярной версия пьесы «Каменный мост» для театра Кабуки. Театр Кабуки часто заимствовал из пьес театра Но танцевальные представления сяккёмоно (танец львов), в которых действующими лицами являются львы дзиси. Именно сяккёмоно мы и видим на этом кимоно.
В центре на спине крупным планом вышит мост через крутое ущелье у вершины горы Утайшань, или, по сведениям специалистов музея Виктории и Альберта, горы Сэйрё (вероятно, имеется ввиду храм Сэйрё-дзи в Киото, задуманный, как точная копия Утай-шань). На мосту мы видим показанную в сложной динамике мужскую фигуру – это актер театра Кабуки, воплощающий дух льва дзиси, внизу – двух настоящих дзиси и еще пару мужских фигур, танцующих среди крупных красивых пионов.
Изначально было выдвинуто предположение, что кимоно предназначалось для актера театра Кабуки, так как костюмы, которые носили на сцене, были очень яркими и привлекающими внимание. Но в театральных кимоно вышивка не воспроизводила сюжет представления настолько буквально, поэтому более вероятно, что это кимоно принадлежало высокопоставленной куртизанке ойран. Ойран были настоящими звездами своего времени, они отличались высокой культурой, остроумием, артистическими способностями и были даже законодательницами мод. Выходя на улицу, ойран облачались в самые дорогие и богато расшитые утикакэ, как то, что сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта.
А теперь давайте вглядимся в детали, являющиеся не менее эффектными, чем общий вид кимоно. Особенно впечатляет главный герой сценки – актер, изображенный на мосту. Он вышит в разных техниках (вышивка гладью, шнуром, аппликация), что придает фигуре объемность, но мастера не ограничились этим. Черные волосы и брови актера натуральные, они сделаны из конского волоса. Очень натуралистично выглядят и стеклянные глаза, которые буквально вправлены внутрь лица актера. Потрясающая работа.
Кстати, стеклянные глаза можно увидеть и у львов дзиси, изображенных в нижней части кимоно. У одного из них они даже немного пугающие, словно налитые кровью. А вот у двух мужских персонажей глаза просто вышиты нитками.
Невозможно не обратить внимание на роскошный мост, мастерски вышитый золотыми нитями. Для работы использовались шелковые нити, обернутые в бумагу и покрытые тонким слоем золота. Сам процесс представляет собой обычную вышивку шнуром, когда шнур укладывается по контуру и прикрепляется к ткани небольшими поперечными стежками. При всей своей простоте эта техника позволяет добиваться невероятных результатов.
Остальные герои и декоративные детали кимоно (стилизованные облака и пионы) тоже вышиты в разных техниках. Здесь также активно используется аппликация, гладь, золотая нить, но мне особенно нравится, как с помощью небольших валиков под золотыми нитями мастера придали львам объемности.
Ну и в заключение посмотрим на подол. Так как утикакэ носились без пояса поверх основного кимоно, их подол делался утяжеленным, благодаря чему они лучше сидели на фигуре и позволяли во всех подробностях продемонстрировать вышивку. Утяжелителем служила широкая кромка, сшитая из той же ткани, что и подкладка кимоно (тут это красная парча с флоральным рисунком), и плотно набитая шелковыми нитями.
Фотографии этого утикакэ на манекене, условно облаченном в традиционные японские одеяния, позволяют во всех деталях рассмотреть, как верхнее кимоно обычно сидело на женщинах.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!