С такой деликатной проблемой могут столкнуться родители не только малышей, но и детей постарше. Причин такого поведения может быть множество.
В 1-2 года малыши могут изучать содержимое своего горшка с точки зрения познавательного интереса, и в этот момент важна реакция родителей на происходящее. Если придавать этому большое значение, ругать, собирать вокруг зрителей, то невольно можно закрепить такое поведение, как способ привлечения внимания и манипулирования. Лучше постараться максимально ограничить доступ ребенка к горшку или памперсу. Например, на памперс надевать боди со сложными застежками, которые ребенок не может расстегнуть. Во время дефекации на горшке занимать игрушками, а после сразу же забирать горшок, не оставляя ребенка с ним наедине.
Если у ребенка "сенсорный голод" и он использует фекалии, для того чтобы "насытиться" тактильными, обонятельными или даже вкусовыми (!) ощущениями, то можно попробовать восполнить такую потребность играми с другими липкими и пахучими материалами (например, пена для бриться, тесто для лепки, пластилин, кинетический песок, лизуны с добавлением ярких аромамасел).
У детей более старшего возраста такие игры связаны с психологическими проблемами или психическими отклонениями.
Подобное поведение замечено у детей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, депрессией, шизофренией, аутизмом, психопатией или в рамках посттравматического расстройства у жертв насилия.
Подсознательными мотивами такого поведения могут быть:
- Ощущение контроля над своим телом и своими действиями, в то время как остальные сферы жизни находятся под контролем родителей, воспитателей, учителей;
- Выражение злости, беспомощности, подавленности, протеста;
- Предотвращение нежелательных социальных контактов (вызвать отвращение, чтобы лишний раз не трогали); часто встречается у детей, подвергшихся насилию;
- Привлечение внимание к своей персоне пусть и в негативном ключе.
На приеме психиатр в первую очередь выясняет, нет ли у ребенка проблем с ЖКТ (заражение паразитами, вызывающими зуд ануса, запоры, геморрой, выпадение прямой кишки, вызывающее недержание кала), какие отношения складываются в семье, какие ситуации провоцируют такое поведение, т.е. что было до каломазания и после (как реагируют на это родители).
Чтобы решить эту проблему, необходимо проанализировать мотивацию ребенка играть с калом:
1. Что происходит прямо перед тем, как проявляется такое поведение? (мама оставляет ребенка одного на горшке и идет заниматься своими делами; поругала перед этим, выдвинула требования, которые он не хочет выполнять и т.д.).
2. В чем именно заключается нежелательное поведение ребенка? (ковыряется пальцем в фекалиях, размазывает по полу и стенам,пытается что-то писать или рисовать ими, пробует на вкус, обнюхивает).
3. Какова первая реакция взрослых? (бросаются с обвинениями, обзывают, собирают вокруг всю семью и т.д).
Когда становится ясна причина и последствия, которые закрепляют подобное поведение, то вполне возможно все изменить.
Советы родителям:
1. Постараться максимально спокойно отнестись к произошедшему, не давать бурной реакции (как бы не было тяжело, это необходимая мера!).
2. Вознаграждать за желательное поведение. Ребенок должен усвоить, что он будет получать внимание и позитивное общение только в том случае, когда ведет себя хорошо. Можно использовать доску мотивации, на которой будете отмечать дни, когда ребенок удержался от "фекальных игр", а в конце недели поощрить.
3. Привлекать к уборке. Даже если ребенок мал, можно убираться вместе, рука в руке. Мало кому из детей нравится уборка, поэтому желание повторять эту игру с фекалиями отпадет быстро.
4. Информировать ребенка о физиологических процессах в организме и, в частности, об испражнении (для малышей можно использовать детские рассказы, для более взрослых - энциклопедии).