Преподобный Илия Макеевский всей своей жизнью, подвигами и делами старался уподобиться Христу, и Господь в ответ наградил его богатыми духовными дарами. О жизни схимонаха до приезда в преклонных летах на Донбасские земли известно мало. В Макеевке же он жил у разных людей и постоянно находился под преследованием безбожной власти. Но при этом силой Господней благодати старец исцелял людей, прогонял бесов, молился по ночам и прозревал судьбы людей. О чудесах он смиренно приговаривал: «Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись ему, благодари — и все будет хорошо в твоей жизни!».
Белые пятна биографии
В биографии схимонаха Илии сохранились подлинные сведения лишь о последних 19 годах его жизни в Макеевке. Как складывалась судьба старца Илии до этого, известно лишь по нескольким документам и кратким воспоминаниям самого афонского подвижника.
Илья Яковлевич Ганжа, как звали старца в миру, родился в 1837 г. в поселке Макеевка (сегодня это город Макеевка Донецкой области). В 15 лет, по словам старца, он «пошел искать святые места». И, вероятно, нашел их на Горе Афон. Как принял постриг в монашество и схиму – неизвестно. Но однажды отец Илия обмолвился, что на Святой Горе у него была келья в труднодоступном месте, куда еду приходилось передавать по веревке. Сохранившиеся документы указывают на то, что долгие годы схимонах Илия подвизался в Ильинском скиту на Афоне. И предположительно оттуда в начале ХХ в. он перебрался в Киево-Печерскую Лавру. Однако вскоре притеснения советской власти вынудили насельников лавры покинуть обитель и рассеяться по стране. Так, в 1927 г. 90-летний старец Илия попал в родную Макеевку. Как он признавался: «Вернулся сюда умирать». Первые 9 лет старец прожил в селе Калиново близ города, посещая местный Свято-Троицкий храм. А после закрытия церкви в 1936 г. подвижник перебрался жить в город. Собственное жилье у него появилось лишь за два года до кончины, а до этого он кочевал от одной верующей семьи к другой.
Старец Илия с послушницей
Внешний облик подвижника
Люди, знавшие старца, рассказывали, что отец Илия был стройным, красивой наружности, всегда в аккуратном светлом подряснике. От духовной чистоты он словно бы ощутимо светился. Невзирая на возраст, ходил с палочкой бодрее и быстрее молодых. Один глаз у старца казался закрытым, хотя на всех фотографиях видны оба открытых глаза. Схимник однажды пояснил это так: «На этот мир достаточно смотреть и одним глазом». Окна своей кельи старец также отгораживал от внешнего мира всегда задернутыми занавесками. В мягком ласковом голосе преподобного слышались добродушие и любовь к ближним. Обычно он обращался ко всем: «Мои дорогие». Никто никогда не видел его раздраженным, недовольным или унылым.
Уподобление Христу
Странствовал, гонимый властями.
Все имущество отца Илии составляли лишь иконы и книги Священного Писания. Не имея своего жилья, старец находил приют у разных благочестивых семей Макеевки. У одних он мог жить несколько лет, у других лишь пару дней. Причиной тому были серьезные гонения со стороны безбожной власти, которую раздражало, что к старцу за утешением и советом съезжается народ со всей Макеевки и других городов, в том числе священники. Отцы причащали схимонаха, когда храмы были закрыты, помогали с духовной одеждой и книгами. Милиция и представители НКВД преследовали старца по пятам, но всякий раз отец Илия знал об их приходе и накануне переезжал к другой семье. Известен лишь один такой случай, когда милиция нагрянула внезапно, и старцу пришлось прятаться.
Тогда схимонах жил у доброй семьи Романовых. Как-то он заметил в окно приближающегося к дому милиционера и, спрятавшись в комнатке, отделенной от других лишь занавеской, сказал хозяевам: «Вы только не говорите обо мне и не волнуйтесь – сюда он не войдет». Следователь вошел в дом с вопросом: «Где у вас тут монах прячется?» – «У нас никого нет». Тот не поверил и стал обыскивать каждый уголок дома, но комнатки, где сидел и молился праведник как будто не замечал. Так и ушел ни с чем, к радости хозяев и старца.
За укрывательство монаха людям грозил срок и даже гибель, но многие верующие считали большой радостью приютить у себя этого сильного молитвенника и прозорливца.
С какого-то момента постоянными спутницами старца стали четыре послушницы: вдова Мария с дочерью Еленой, нищая и больная девица Фекла и странница Паша. Они находили старцу кров, готовили пищу, следили за порядком и во всем ему помогали.
Молился по ночам. Главным делом жизни схимонах считал молитву и молился много, особенно по ночам, так как днем его часто занимали посетители. Приучал к ночной молитве и хозяев дома с детьми. Поначалу люди боялись, что после таких бдений не смогут днем как следует трудиться из-за усталости, но потом быстро понимали, что ночная молитва вместе со старцем не утомляет, а наоборот придает сил. Ежедневно старец читал Евангелие, Псалтирь и акафисты, часто распевал псалмы, отдыхая на лавочке. Неукоснительно посещал церковные службы, когда храмы были открыты и учил: «В воскресенье и праздники дома не сиди, в храм иди – и все будет у тебя хорошо!»
Исцелял больных и изгонял бесов. Известно немало случаев, когда по молитвам схимонаха Илии исцелялись неизлечимые больные и бесноватые. Например, как-то к нему приехал генерал с юной дочерью, которая была почти полностью парализована. Старец попросил оставить девушку с ним на месяц. Прожив с подвижником положенный срок, она научилась молиться, читать акафисты. И спустя месяц в один день отец Илия обратился к ней с упреком: «Я такой старенький и хожу, а ты такая молодая, а лежишь. Вот лежебока! А ну вставай!» Смутившись, девушка повиновалась и неожиданно для себя смогла подняться и пройтись. Приехавший генерал не знал, как благодарить старца за такое счастье, а отец Илия сказал: «Господа благодарите! Живите в вере православной. Живите с Богом!».
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Одна девушка из Макеевки имела дурной «колючий» характер, унаследованный от матери: часто насмехалась над людьми и легко могла обидеть словом. И вот однажды пришло наказание: ей диагностировали рак ротовой полости. Девушка мучилась от страшных болей день и ночь, никакие лекарства не помогали. Последней надеждой оказался старец. Когда мать привела ее к старцу Илие, тот с порога сказал: «Колючка пришла. И колючку с собой привела. Нашли лекаря-знахаря». Обе тут же разрыдались. Схимонах пожалел их и встал на молитву. После этого он попросил подать ему святой воды и масла из лампадки. Снова помолился и велел крестообразно помазать болящей рот святой водой и маслом. Затем отправил, наказав уложить спать и не будить, пока сама не проснется. Девушка проспала около полутора суток, а когда проснулась, от болезни не осталось и следа.
Наставлял и обличал. Приходилось старцу и обличать, но всегда делал он это с неизменной любовью и болью в сердце за немощного человека.
Однажды к духовной дочери старца постучался нищий. Она в это время занималась стиркой и не хотела отвлекаться, подумала: «Постучит, постучит, да и уйдет». А вечером она пришла к старцу, и первым делом он ей сказал: «Значит, постучит, постучит нищий, да и уйдет? А если это святой под видом нищего приходил, чтобы стать потом твоим ходатаем перед Господом? Слова Христа знаешь? “То, что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали”. Согрешила ты перед Богом…».
Как-то старец жил у рабы Божией Евдокии и однажды ночью, когда она проходила мимо него, сказал: «Ну, хватит тебе ходить, Евдокия, остановись. А то ты сегодня ночью где только не бывала: и блудила, и вешалась, и под поездом была». И действительно, в ту ночь женщину мучили мысли о возлюбленном, вгоняя в грех блуда и уныния. В конце концов она даже подумала, что покончит с собой, только не могла решить, как именно. Благо старец в миг обличил ее помыслы и молитвой вырвал из бесовских сетей.
Прорицал. Схимонаху Илие Господь открывал многое о судьбах людей и города Макеевки.
Когда в начале Великой Отечественной войны на людей напал страх за свою жизнь и детей и они приходили к старцу за благословением уехать в более безопасное место, он его не давал и говорил: «Не бойтесь — в Макеевке войны не будет». И действительно, за все годы войны в городе не было серьезных боев и больших разрушений, народ не голодал.
Однажды раба Божия Надежда привела к отцу Илие своего молодого человека, чтобы получить благословение на брак, но старец не благословил. Девушка стала настаивать, рассказывая о положительных качествах жениха. Тогда подвижник ласково сказал: «Если уж так хотите, благословлю через три месяца». Они ушли довольные. А через установленный срок молодой человек погиб на работе, попав под поезд.
Все верующие мужчины, уходя на фронт, сперва приходили к старцу. Многим он предсказывал, что их ждет на войне. Однажды к подвижнику пришла женщина, получившая похоронку о смерти мужа. Она очень скорбела и не знала, как ей жить дальше. Тогда старец ее утешил и уверенно сказал: «Ходи в Церковь, усердно молись, причащайся каждое воскресенье — вернется твой муж!». Женщина послушалась старца и делала все, как он велел. Через некоторое время она получила письмо от живого мужа: «В бою меня контузило, 7 суток лежал, присыпанный землей. Меня нашли местные жители и отправили в американский госпиталь, где меня буквально вернули к жизни».
Силой молитвы творил разные чудеса. Чудеса, которые поражали простых людей, для старца Илии были словно чем-то естественным.
Как-то одна семья позвала схимонаха в гости на ужин, и беседа затянулась до позднего вечера. Отца Илию уговаривали остаться на ночь, потому что путь домой был непростым: в одном месте нужно было пройти через большой овраг, что и днем было опасно. Но старец всех заверил, что доберется благополучно и ушел. Хозяин дома решил проследить за ним и увидел невероятное. Дойдя до оврага, подвижник не стал в него спускаться, а плавно перелетел по воздуху. Когда вскоре мужчина встретился со старцем, то не удержался от вопроса: «Как было возможно то, что я увидел?» На это отец Илия улыбнулся, погрозил пальцем и сказал: «Нехорошо подсматривать! Это тебе Господь за твою любовь ко мне показал. Но смотри, никому не рассказывай».
А во время Второй мировой войны старец чуть не погиб от руки немецкого солдата. Схимонах сидел во дворе дома, где жил, а мимо проходил молодой немец. Увидев старца, тот со злобой что-то проговорил, достал пистолет и выстрелил в преподобного. Промазав, он подошел ближе и, прицелившись, выстрелил еще несколько раз, но в каждую из попыток промахивался. Наконец солдат в испуге пролепетал: «Ты кто?!» И, не услышав ответа, быстро ушел прочь. Такой удивительной силы была молитва старца Илии.
Последнее пристанище
В 1944 г. за щедрые пожертвования посетителей старца послушницы наконец смогли купить для него небольшой дом в Старо-Рабочем городке около Макеевки. Здесь схимонах прожил последние два года жизни. С того момента, как людям стало известно точное место жительство старца, к нему шли потоком. И подвижник принимал всех до последнего, словно не знал усталости.
Непрестанная молитва о нас
«Хоронить меня два раза будут» – пророчествовал о себе старец Илия, зная точно день и час своей кончины. Предсказал он и где будут похоронены его четыре верные послушницы. Тех, кто будет молиться о нем, схимонах обещал поминать пред Престолом Божиим: «Кто на земле будет молиться обо мне – будет со мною».
В конце Великого поста 1946 г. отец Илия сказал: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться уже будете без старичка, меня уже не будет…». В Страстную Среду 17 апреля на 109 году жизни преподобный отошел ко Господу.
Погребение старца состоялось 19 апреля в Великую Пятницу при большом стечении верующих. Многим духовным чадам старец являлся во сне и говорил: «По-вашему я умер, но для вечности я жив».
Через 50 дней после погребения сбылось пророчество старца: его могилу ночью кто-то раскопал, но тело не тронули. Точную причину этого происшествия не установили, но было обнаружено, что мощи старца остались нетленными и источали тонкое благоухание.
И в Царствии Небесном отец Илия помнит всех, кто его когда-то приютил. К тому времени, как один из его благодетелей – раб Божий Сергий – умирал, отец Илия уже упокоился. Преподобный приснился ему и сказал: «Пойдем со мной, я тебе уже все приготовил». И увидел Сергий во сне красивую комнату с кроватью, озаренную ярким белым светом. Проснувшись от сна, мужчина почувствовал тихую радость, и через несколько дней мирно упокоился.
8 мая 2012 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви схимонах Илия (Ганжа) был канонизирован в лике местночтимых святых Донецкой епархии. С того дня в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки покоятся мощи преподобного.
Подтверждением того, что святой и по кончине продолжает молиться о жителях родного города, является одно чудесное явление. В разгар боевых действий 2014 г. было замечено, что тапочки на мощах преподобного покрылись слоем дорожной пыли, словно схимонах Илия лично обходил город, молясь о страждущих. При этом мощи все время находились под стеклом, и остальное облачение осталось чистым. Вспоминается известное многим аналогичное чудо с тапочками свт. Спиридона Тримифунтского.
Удивительным светом освещают мир угодники Божии, укрепляя нас в вере и надежде на милость Господа. Молимся преподобному Илие Макеевскому и просим его святых молитв о воцарении мира на землях Святой Руси и спасении всех православных христиан. Преподобне отче Илие, моли Бога о нас!
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ