Моисей и прообраз Пасхи
Теперь из эпохи Иосифа перенесемся через 400 лет в эпоху Моисея, событиям, описываемым библейской книгой «Исход».
В Библии есть два события, разделенные тысячами лет, но имеющие связь друг с другом, более того, даже называющиеся одинаково – Пасха. Ветхозаветная Пасха есть прообраз Новозаветной, и Воскресение Христово не случайно связано генетическими корнями с одним из главных иудейских праздников. Этим еще раз подчеркивается внутреннее единство Библии.
В толковании событий «Исхода» мы сделаем больший акцент именно на прообразный аспект. Рассматриваемые нами библейские тексты – очень яркий пример так называемой «многоуровневой прообразности», когда отдельные события являются одновременно прообразом служения и судьбы Иисуса Христа, Израильского народа, отдельного христианина и человечества в целом.
Краткая предыстория пасхальных событий такова.
По приглашению Иосифа вся многочисленная семья Иакова-Израиля со всеми его сыновьями и их детьми в количестве 70-ти человек приезжает жить в Египет. Четыреста лет они жили в Египте, и за это время от них образовался трехмиллионный Израильский народ. Однако к концу этого периода, евреи попадают в тяжелейшее рабство, и даже подвергаются настоящему геноциду, поставившему под угрозу само существование избранного Богом народа. Тогда Бог воздвигает израильтянам избавителя – Моисея, который по Его повелению должен вывести Божий народ из египетского рабства и привести его в «землю обетованную»; землю, обещанную еще патриарху Аврааму, прародителю Израильского народа.
Само состояние египетского рабства имеет прообразный смысл. Это и плен человечества в сетях языческого многобожия, это и рабство отдельной души в плену страстей и неизбежной смерти.
Бог повелевает Моисею в месяц «авив», или «нисан», кстати, тот же месяц, в котором произойдут впоследствии смерть и Воскресение Иисуса Христа, совершить символическое жертвоприношение пасхального агнца, чьей кровью нужно помазать входы в дома, а самого съесть ночью.
Думаю не стоит даже специально указывать, что пасхальный агнец символизирует собой Иисуса Христа, а его жертвенная смерть и спасительная кровь, благодаря которой Ангел смерти проходил мимо домов израильтян, является прообразом жертвенной смерти Спасителя, пролившего Свою Кровь во искупление наших с Вами грехов.
«…Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29).
Иоанн Креститель так и называет Иисуса Христа – «Агнцем Божиим».
А пророк Исайя еще более подробно иллюстрирует этот образ Агнца, причем, связывая образ страдающего Мессии с таким характерным для поведения овечки «непротивлением злу»:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…
Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст своих, как овца, веден был Он за заклание, и, как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53. 5, 7).
И распят Иисус Христос был 14-го нисана, как раз тогда, когда в Иерусалиме заколали пасхальных агнцев…
В чем здесь прообразное значение для отдельного человека и людей в целом? Евреи не могли себя спасти в ту страшную пасхальную ночь – их спасла кровь Агнца, и люди не могут спастись самостоятельно от греха и смерти, их спасает только вера в жертвенную Кровь Спасителя:
«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
Но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1. 18-19).
Мясо жертвенного агнца нужно было съесть, и, как известно, учреждая таинство причастия, во время Тайной Вечери Иисус Христос, преломив хлеб, дал его ученикам и сказал: «ядите, сие есть тело Мое» (Мф. 26. 26).
Мясо этого жертвенного ягненка Бог повелел съесть вместе с пресным хлебом и горькими травами, что тоже символично в нескольких аспектах.
Пресный хлеб без закваски символизирует чистоту и безгрешность будущего Агнца-Мессии, а также чистоту верующих в Него последователей, омытых в Его Крови. Горькие травы – аллегория мук и страданий как Самого Спасителя, так и всех уверовавших в Него:
«…Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3. 12).
Вот еще одно указание Божье о том, как должен быть съеден пасхальный агнец:
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, ешьте его с поспешностью: это – пасха Господня» (Исх. 12. 11).
Для евреев это означало начало исхода, готовность к выходу из Египта; для нас, христиан, это может означать то, что после уверования во Христа и Его спасительную Кровь, каждый из нас должен быть готов к своему крестному пути, должен быть готов к выходу из мира сего, лежащего во зле, должен быть готов сбросить с себя рабство греха, чтобы последовать зову Божьему и идти за ним в «землю обетованную».
Тут особо стоит упомянуть, что каждое событие исхода, описанного в Библии, каждое искушение, через которые проходил Израильский народ на своем пути – все это предстоит пройти верующему и многое из этого он должен пережить на собственном опыте.
Следующее событие, непосредственно связанное с Пасхой, - переход Израильского народа через Чермное море. Ожесточившийся фараон посылает войско догнать израильтян, которые за неделю пути, подойдя к берегу моря, оказываются словно бы в ловушке.
Символически это означает, что все злые силы, державшие душу человеческую в рабстве, потерпевшие поражение во время обращения человека ко Христу, словно оправившись от этого «удара», бросаются за ним вдогонку, стараясь смутить его и вернуть в «Египет», в прежнее состояние духовной смерти.
Здесь важно выстоять, не смутиться, как смутились многие евреи, увидев войско фараона и упрекая Моисея:
«…разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?
… лучше быть нам в рабстве у египтян…»(Исх. 14. 11-12).
Так же и человек, вновь настигаемый прежним состоянием духа, пребывает в тягчайших сомнениях: не лучше ли было остаться «там, где я был», не лучше ли совсем не порываться изменить свою жизнь, не делать даже первых шагов к иному бытию?.. Ведь «теперь будет хуже!..»
Но если человек выстоит и не сломится, Сам Господь приходит к нему на помощь, как пришел на помощь израильтянам. Под жезлом Моисея море раздвинулось, израильтяне перешли по его дну «яко посуху», а погнавшееся за ними войско фараона было погребено под обрушившимися стенами воды.
Хотя мы уже договаривались не заниматься «доказательствами» реальности библейских событий, в виду исключительности этого чуда, сделаем одно такое исключение. Предоставим слово известному библеисту Д.М. Щедровицкому, на мысли и описания которого мы опирались и раньше:
«То было чудо невиданное: расступилось море, вода, «огустев» (Исх. 15. 8), застыла с двух сторон, как две стены, образовав широкий проход, по которому прошло около трех миллионов человек (шестьсот тысяч одних только мужчин, способных воевать). Предание утверждает, что в море образовалось двенадцать проходов, и каждое колено Израилево шло путем, под особым знаменем, предводительствуемое собственным главой. Происшедшее чудо на протяжении веков пытались объяснить по-разному, в зависимости от взглядов того или иного комментатора. Некоторые материалистически мыслящие комментаторы считали даже, что в это время могла произойти в другом месте Земли колоссальная катастрофа, связанная, например, с гибелью Атлантиды, море могло ненадолго отхлынуть, открыв часть суши. Однако никому еще не удалось объяснить отливом и приливом тот факт, что посуху удалось перейти море трем миллионам человек!
Это уникальное в истории явление – явное чудо Божие. И израильтяне, ставшие его свидетелями, настолько были поражены увиденным, что потомки их остались верны Богу в течение тысяч лет, следуя традиции, передававшейся из рода в род.
Еврейский народ, в лице своих наиболее сознательных представителей, оставался всегда народом верующим. Никакие исторические катаклизмы, включая самые страшные преследования и тотальное истребление, никакие философские теории на протяжении прошедших тысячелетий не смогли поколебать его веру. Она утверждена на очень прочном основании – свидетельстве предков-очевидцев о неповторимых, из ряда вон выходящих событиях. Одним из них, навсегда утвердивших в сознании народа веру, был переход посуху через море. Следующим подобным событием стало откровение Господне на горе Синай, дарование Десяти Заповедей.
Согласно восточной, в том числе древнееврейской традиции, обычно дед пересказывает внуку события истории, ему известные, т. е., знания передаются через поколение. Подсчитали, сколько примерно поколений прошло от времени исхода до сего дня. Исход совершили в 14 в. до н. э. Для простоты будем считать периодом одного поколения срок в 25 лет. Значит, за столетие проходит четыре поколения. За 33 столетия, по этому счету, прошло 132 поколения. Если же учесть, что дед, а не отец повествует внуку о событиях священной истории, то число «поколений передатчиков» получается в два раза меньше. Всего лишь 66! До сих пор существуют арабские семьи, члены которых помнят десятки имен своих предков, вплоть до Измаила, сына Авраамова. И современный израильтянин, имей он возможность перечислить шестьдесят с чем-то имен своих праотцев, считая через поколение, неожиданно скоро дошел бы до того самого предка, который переходил Чермное море и стоял у горы Синай во время Богооткровения.
Теперь представим себе, могло ли быть такое событие, как переход через море? Истории целого народа невозможно вообразить такую чудовищную фальсификацию. Выдумавшего подобное тотчас обличили бы в неправде те люди, которые от своих предков ни о чем таком не слышали. Представим себе, что россияне 20-го века, имеющие многовековую историческую литературу, попробовали «примыслить» к русской истории никогда не бывшее событие и приурочить его к какому-нибудь определенному времени. Например, стали бы утверждать, что при Иване Грозном или при Петре Первом разверзалось море, и весь народ прошел сквозь него посуху. Нас засмеяли бы, потому что существует летописи, сохранились исторические воспоминания, запечатленные в книгах, обладает преемственностью и устная традиция. Древний Восток в этом смысле отличался от нашего времени тем, что памятных событий было меньше, история протекала более «ровно», и все значительные происшествия были как бы постоянно «на виду», «пред глазами» последующих поколений. Существовали летописи, письменные памятники шумеров, египтян, хеттов, народов Ханаана. Того, кто вздумал бы примыслить к истории никогда не бывшее событие, всегда могли обличить. Ибо история предков рассматривалась народами Ближнего Востока как летопись священных деяний, которую следует передавать из рода в род в целостности и сохранности.
Воспоминание о переходе евреями Чермного моря сохранилось и у мусульман (см., например, Коран: 7, 132(134); 20, 79(77)-81(78); 28, 40) – оно заняло важное место в преданиях всех трех монотеистических религий».[1]
Итак, какое же духовно-прообразное значение имеет этот невиданный переход израильтян по дну моря?
Апостол Павел называет его «крещением»:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком; и все прошли сквозь море;
И все крестились в Моисея в облаке и в море…» (1 Кор. 10. 1-2).
В Новом Завете упоминаются несколько видов крещения, кроме водного – крещение огнем и Святым Духом, означающие суровые испытания на пути веры:
«…Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать обувь, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3. 16).
Видимо, все эти виды крещения и символизирует этот переход. Утвердив себя христианином в водном крещении, человек получает благодатную помощь свыше в яростной огневой схватке с силами зла, пытающимися повернуть его обратно – проходит «боевое» крещение огнем и Духом. А, выйдя победителем из этой борьбы, человек оказывается готовым к принятию Божьего Закона. Его душа готова повиноваться Божьим заповедям и жить уже не по собственной воле и прихотям, а следуя Божьим велениям.
Именно такую последовательность духовного развития прошел Израильский народ, и проходит каждый христианин. Вот человек уверовал, совершил «исход из Египта», иначе говоря, принял Христа и освободился от безраздельной власти греха и тьмы. Вот он подходит к «Чермному морю», устрашившись последним отчаянным натиском «фараона», всего своего греховного прошлого. Но вот он переходит «верою» символические воды морские, и «фараон» (дьявол) уже не имеет власти над таким человеком.
Однако это только начало пути.
На третий месяц своего исхода из Египта израильтяне подходят к горе Синай, на которой Моисею и были даны знаменитые Десять заповедей, представляющие собой сердцевину Ветхого Завета, кульминацию его духовно-нравственного учения.
К изучению этих заповедей мы с вами и переходим.
[1] Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Исход. М., 1997, с. 102-104.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь