Удивительное дело: методы обучения, которые родители абитуриентов не простили бы школьному учителю, они считают допустимыми в арсенале репетитора, подготовившего с десяток 100-балльников и более сотни обладателей дипломов перечневых олимпиад.
Жаркие дебаты развернулись на одном из родительских форумов. Фитилек подожгла мама старшеклассницы, которая поделилась неоднозначными впечатлениями о визите в популярный в городе-миллионнике центр подготовки к ЕГЭ. Ее недоумение вызвал внешний вид попутчика в лифте – на лбу мальчика красовались нарисованные маркером знаки. Какие именно, женщина постеснялась разглядывать.
Форумчанки просветили, что автор налобной живописи – лучший преподаватель центра, у которого в послужном списке – с десяток 100-балльников и более сотни победителей и призеров перечневых олимпиад:
«А. рисует очки, если условие неправильно прочитал и понял. Может кинуть ручкой, стукнуть тетрадкой».
«У подруги сын учился у А. в группе. Было типа такого: опоздал - 10 отжиманий от пола».
В ходе обмена мнениями выяснилось, что занятия в этом центре являются своеобразной проверкой - «на что вы готовы ради поступления в вуз». В правилах обучения, которые подписывают и родители, и ребенок, закреплены трудовые повинности за провинности: мытье полов, приготовление еды на группу и т. п.
«Меня спрашивали, какие наказания считаю уместными по отношению к сыну, - рассказала мама ученика центра. - Дается возможность обозначить границы, что я и сделала, сказав, что только приседания-отжимания и ничего больше».
Как ни странно, сторонников у таких нестандартных методов подготовки к ЕГЭ нашлось немало:
«Не путайте эти моменты с истериками климактеричных учительниц в школе. А. абсолютно нормальный. Никто не заставляет к нему ходить. Есть масса других преподавателей, как в этом центре, так и других местах».
«Там все в своем уме и действия контролируют. Про надписи на лбу не слышала, слышала другие страшилки. При более подробном рассказе становилась понятна логика произошедшего. Пересказывать не стану, и с педагогом не согласна, но происходило, как выяснялось, по согласию. Так что на счет унижения - спорно. Проигрыш в споре, например, если оговаривали, что на кону, унизительно отрабатывать или нет?»
«Написать на лбу - не унижение, если это в качестве шутки и по обоюдному согласию. А вот если преподаватель заставляет, и еще потом запрещает стирать, чтобы ребенок по улице так шел, вот это унижение. Не думаю, что все так ужасно. Скорее всего, как раз там все на уровне «проспорил». А не стер, потому что забыл. Придет домой, посмотрит в зеркало, может, и отложится то, что "постояннопутаетхотьубей"».
«Тех, кто выполняет задания, не наказывают никакими способами. А судя по результатам, массе хороших отзывов и поднявшейся стоимости занятий с этим педагогом, он дорос уже до уровня, когда будет круче отбор в его группы. А. отличный педагог».
«Надпись на лбу - это последнее средство после того, как все остальные уже испробованы, а ваше чадо продолжает путать плюс с минусом, игрек с иксом. И сказали же, что никто ребенка не насилует».
Но не все сочли подобные педагогические приемы допустимыми:
«А розги этот А. еще не практикует? Если бы мой ребенок пришел с разрисованным лицом, долго бы потом такой преподаватель Свинку Пеппу из зеленки со лба оттирал».
«Преподавателя, который так делает, лучше подальше от детей держать. Если он стукнул тетрадкой, значит, у него проблемы с самоконтролем».
«На реальных хулиганов наказания не действуют или еще хуже делают, а в прилежных детях развивают кучу комплексов. Если этот дядя сейчас имеет право стукнуть, то потом в другой ситуации ребенок беспрекословно взрослому подчинится. Дальше додумывайте сами».
«Соглашаясь с такими "наказаниями", родители формируют у детей представление о том, что унижение - это норма, что для достижения цели любые средства хороши».
«Наверное, у каждого свои представления о том, что такое человеческое достоинство, интеллигентность, что допустимо в отношениях между учеником и учителем, да и вообще людьми, а что нет. Мне кажется абсурдной сама ситуация обсуждения с родителями методов наказания в образовательном учреждении, тем более оказывающем платные услуги. Неправильно прочитанное условие, опоздание - это тяжкие проступки, и они не должны оставаться без кары. Ходите и дальше с надписями на лбу. И предложите в правила обучения в центре внести корректировки: пусть провинившиеся дети моют полы носовым платком, так они лучше поймут геометрию».
«Правила образовательной деятельности не предусматривают наказаний. А устраивать спор несовершеннолетнего и преподавателя, где на кон ставят то, что унижает достоинство, минимум непедагогично. Ничего удивительного в том, что ученики терпят такое отношение. Многие привыкли подчиняться старшим и сильным».