Нацию создают те, кто создает культуру.
Макс Вебер
Эта статья выходит восьмого марта. В этот день в 1944 г. произошла депортация балкарского народа в Среднюю Азию. Сегодня же это не только день траура для балкарцев, но и день солидарности для всех остальных народов Северного Кавказа. Даты, связанные с национальным горем, на время объединяют даже самые конфликтующие этнические группы. Это связано с тем, что практически все народы Северного Кавказа переживали тяжелые исторические времена, в том числе депортации, геноцид, утрату исторических земель и т.д.
Но кажется, что именно национальная боль не дает нам утратить малые этносы в столь стремительно развивающемся мире. Эта боль показывает, что вопреки всем трудностям, этнос продолжает жить и, что самое главное, создавать свою нацию…
Как рождается нация
В прошлой статье упоминалось, что нация - это большая, политизированная этническая группа с общей культурой и историческим наследием. Так нация всегда связана с государством, которым она либо уже обладает, либо стремится к собственной суверенности. Но что нужно этнической группе, чтобы стать нацией?
Во-первых, необходимо осознать свою принадлежность к нации. Иными словами, нация - продукт человеческих убеждений.
Во-вторых, огромную роль играет общая история. Нация - это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения. Национальная идея основывается на героическом прошлом, великих людях и общей славе. Особое значение имеет траур: общие страдания соединяют больше, чем общие радости.
Но историческая память нуждается также и в постоянной поддержке. И тут на помощь приходят работники духовной сферы, интеллигенция, интеллектуалы. Культура и ее творцы культивируют и транслируют духовные процессы, возникающие в глубинах национального характера. Далее на базе нематериальных этнических ценностей возникает комплиментарность. Она означает понятность, когда все ее члены едины в своих культурных ориентирах, что и обеспечивает успешную коммуникацию. Благодаря этому общество становится интегрируемым. Этническая комплиментарность и информация необходимы для функционирования социума, формирование норм социального и экономического поведения, моральных ценностей и императивов.
Нациогенез или нациестроительство?
Какие условия необходимы для зарождения нации? Это наличие доступных природных ресурсов, естественная защищенность определенной территории, непрерывное самопроизводство своей политической элиты, успешные войны, гомогенность, прочный союз центральной власти с региональными элитами и т.д. При этом процесс нациогенеза неодинаков: часть народов развивается как население суверенных государств, часть вырастает из угнетенного и подчиненного национального меньшинства, часть выступает колонизатором на чужой территории.
Главным фактором в создании нации выступает определенное этническое ядро. Оно необходимо для этнической мобилизации, которая дает импульс дальнейшему процессу. А далее есть два пути развития. Первый - латеральный - когда отдельные племенные или клановые общности инкорпорированы в единую государственную структуру и представляющую ее этническую группу. Второй - демотический - когда даже этнически неоднородные группы консолидируются благодаря единой религии.
Процесс нациогенеза включает в себя и создание правящих элит. Если их политика будет благоприятной для всех этнических групп, то может возникнуть однородное общество. Но большинство стран не справляются с этой задачей, и мы сталкиваемся с национализмом отдельных этнических групп внутри национального государства. Так национальное движение развивается как национализм угнетенных народов.
До этого момента мы говорили о “нациогенезе”. Этот термин предполагает, что любой исторический народ естественно стремится к созданию нации и/или собственного государства. Но некоторые исследователи утверждают, что нация - это искусственно созданная система объединения людей. То есть ее можно смоделировать. Этот процесс называется “нациестроительством”. И примеры такого явления мы можем встретить в Восточной Европе. Это связано со странами, некогда входящими в состав одного государства: Сербия, Украина, Эстония, Словения. Как мы можем наблюдать, все ранее указанные инструменты успешно создают национальное единство в этих странах сегодня. Это развитие национального языка и издание литературы на нем, общая религия и развитие политической жизни.
Национализм
Что же такое национализм и для чего нужен этот термин, когда, казалось бы, исчерпывающее определение дает и термин “нация”? Можно сказать, что национализм - это настолько абстрактное понятие, что каждое последующее данное ему трактование будет отличаться от предыдущего. Национализм - это комплекс идеологических представлений и политической практики, в котором центральное место занимают интересы нации. Также обратимся к определению Г. Кона: “Национализм -это состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство”. Ему же принадлежит и следующее пояснение: “Национализм - это прежде всего и в основном способ мысли, творение сознания”.
Здесь мы хорошо видим, что ни одно из приведенных определений не описывает явление национализма в полной мере. Поэтому необходимо рассмотреть происхождение и разновидности национализма.
Как возникает национализм?
По мнению ученых, национализм возникает при переходе от аграрного общества к индустриальному. Это связано с тем, что в аграрном обществе существует сильная дифференциация слоев населения. Грубо говоря, за каждым сословием изначально закреплены определенные функции, каждый человек живет в понятной и привычной ему среде. В таких условиях нет никакой необходимости обращаться к своей этничности и культуре: человек и его соплеменники живут внутри этой культуры, говорят на одном языке, размышляют общими понятиями. Все меняется при переходе к индустриальному обществу. Теперь все население грамотно, хорошо ориентируется в информационной среде, а отдельный человек на протяжении всей жизни примеряет на себя разные социальные роли: он учится, чтобы обрести профессию, меняет должности, род занятий. Теперь человек чувствует себя “выброшенным” в большой мир. И здесь возникает естественная необходимость - сплочение в группы, объединенные по какому-то принципу. И принцип этничности - самый сильный. Он обеспечивает знакомую культуру, язык, систему моральных ценностей и т.д.
В таких условиях государство неизбежно вынуждено брать ситуацию под контроль. Так возникает государственный национализм или патриотизм как способ объединения людей общими национальными интересами. Это называется “национализм сверху”. Но какие перспективы развития общества, если идеи всеобщего патриотизма приживаются плохо? Рассмотрим варианты "национализма снизу".
Национализм ≆ Нацизм
Распространено деление национализма на гражданский и этнический. Гражданский, который рассматривался выше, часто отождествляется с патриотизмом. Этнический национализм же может быть политическим и культурным. Политический национализм имеет целью достижение и удержание власти определенной группой. Целью культурного национализма являются поддержание и развитие языка, культуры и исторического наследия.
Наиболее опасной формой является этнонационализм, направленный на достижение властных преимуществ для одного народа. Здесь возникает в том числе и ксенофобия, и нацизм.
Однако эти формы явления далеко не фиксированные. Если этнос ведет политику протекционизма и не претендует на суверенитет сегодня, это не значит, что этой тенденции он будет придерживаться всегда. По мнению некоторых ученых, для человека естественна агрессия в отношении всего “чужого”. Этим объясняются и агрессивные формы национализма: группа людей выступает за защиту собственных ценностей и культурно-исторического наследия и считает, что соседняя этническая группа представляет некую опасность для сохранения собственной культуры.
Нам нужна консолидация?/!
В России на сегодняшний день сильная политика патриотизма. Однако в ней же и процветают разнообразные формы этнического национализма. Почему же так? Разберем на примере Дагестана в составе Российской Федерации:
- Религия
Религия важная часть мировоззрения каждого человека. Население Дагестана преимущественно - мусульмане. На фоне жизни в многоконфессиональном государстве, где значительная часть населения - православные, жители Дагестана часто чувствуют себя ущемленными. Это отражается в постоянных конфликтах за строительство мечетей или церквей внутри и за пределами региона.
2. Адаты и традиции
Справедливо будет сказать, что между русской культурой и культурами Северного Кавказа существует огромная пропасть. Так сложилось, что будучи жителями одной страны (а потому и представителями одной государственной нации) мы имеем кардинальные различия в ментальности. То, что покажется совершенно безобидным москвичу, вгонит в краску махачкалинца. Но так как мы являем собой одно общество, этнические кавказцы опасаются за сохранность своих исторических ориентиров, боятся ассимиляции культуры.
Эти противоречия тянутся, пожалуй, с момента завоевания Кавказа. Помимо них мы имеем еще очень большое количество разных социальных конфликтов, не позволяющих нашему обществу окончательно консолидироваться. Вопрос лишь в том, способны ли мы консолидироваться в перспективе?
..................................................................................................................................................................
Список литературы:
Федоров С.Е., Филюшкин А.И., "История и теория наций и национализма", «Санкт-Петербургский государственный университет», 2016
Калхун Крейг, "Национализм", "Территория будущего", 2012
Миллер А.И., "Национализм и Формирование Наций", Москва, 1994