Найти тему

29. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КРОВИ – 4. ДОСОФТМОЦАРТОВСКИЙ ПЕРИОД: ИСПОВЕДЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА. ВТОРАЯ СЕРИЯ.

10 ЛЕТ СПУСТЯ

1-ый год работы в ДШИ

В класс ко мне пришла К***, девочка 9-10 лет. Прежде чем ко мне её перевели, она училась уже как минимум у 3-х педагогов. Предысторией о ней охотно поделилась коллега: «Там зацепиться даже не за что: ни слуха, ни голоса, ни техники, ни желания…»

Завуч сказала: «Попробуйте, вдруг у Вас получится?»

Я свято верила тогда в то, что смогу зажечь огонечек в любом ученике, с какими бы данными он ни был, даже если этот огонечек уже погас.

На первом уроке я попросила её сыграть мне пьесы с последнего зачёта (та ещё задачка оказалась). После того как выяснили, что ученица не помнит ничего из того, что играла, я спросила про любимую песню… Она скептически хмыкнула, а потом «вошла в роль» и громко объявила: «Моя любимая песня – это "Андрей-воробей", хотите сыграю? Я могу это сделать от всех «До» на фортепиано", - после чего ученица начала яростно колотить по клавише указательным пальцем и громко горланить: «Андрей-воробей, не гоняй голубей!». После того как К*** угомонилась, спрашиваю: «И что это было? Показательный концерт для нового педагога?». Молчание.

Я решила начинать с самого начала, с легендарного сборника Корольковой. Ученица отрешенно, равнодушно отвела взгляд от поставленных на пюпитр нот. Как-то мы всё-таки сыграли первые пьесы, которые были на одной ноте. И вот мы дошли до пьесы с 3-мя нотами, К*** отказалась играть и сказала:

- Не понимаю!

- Что ты не понимаешь?

- Ноты не понимаю, где и что играть не понимаю!

Очень сдержанно я стала объяснять ей снова, показывать, что здесь, на странице и клавиши нарисованы, и ноты давай подпишем, чтобы тебе понятно было. Она никак не реагирует. Молчим, тогда спрашиваю её:

- А как же мы будем Академический зачет сдавать, технический? – она совсем от меня отвернулась и стала смотреть в окно и на часы.

- Ну знаешь, давай решать: если учиться сюда пришла, так давай учись.

Тут она мне стала рассказывать, что не хочет ходить в музыкалку, её мама заставляет, что раньше хотела, но на фортепиано нужно было ходить заниматься к маминой знакомой в детский сад, что уже несколько педагогов её «учили-учили, но так ничему и не научили, и Вы не научите!»

Звонок. Расписываюсь в дневнике и говорю, что на следующем уроке выберу этюд на технический зачет и будем разбирать его, по-маленьку, по тактикам, и выучим, сдадим и всё будет хорошо! На следующий урок моя третьеклассница не явилась, ещё на следующий пришла к концу урока и, не сыгравши ни одной ноты, ушла. Потом совсем пропала…и появилась в аккурат к зачёту.

- Ну что, сдаем зачёт? – спрашиваю, на что она пожимает плечами и хмыкает.

- Как хотите, – а сама поворачивается к противоположной стене и корчит какие-то рожи, как будто передразнивает меня перед кем-то. Потом опять что-то отвечает мне и снова «разговаривает» со стеной. И я тут вскипела, что это такое?! Она издевается? Вот нахалка, совсем обнаглела! Меня мощно накрыла волна внутреннего возмущения происходящим! Десятилетка казалась мне уже почти взрослой девочкой, но грубит мне, хотя я ей ничего не сделала и повода так вести себя со мной не давала. Куда мне было понять тогда что-то про эту девочку, свои-то детки были ещё детсадники, милые послушные малыши.

У меня в тот момент даже мысли не промелькнуло, что что-то может быть не так… Мне даже в голову не пришло, что девчонку спасать надо, а не злиться на неё.

Говорю: «Ничего не знаю, играй что хочешь, можешь хоть любимую свою песню» и пошла демонстративно звать педагога со стороны «принимать зачёт». Приёмчик тоже известный, видела однажды, как педагог заставила свою ученицу «позориться» и выходить на сцену играть невыученную программу, к ответственности приучала, наказала её так публично за лень. Я не на сцену заставила её выходить, хотя это нисколько не оправдывает...

По дороге объясняю коллеге, что ничего К*** играть не будет, потому что не было её на уроках у меня, а когда была ничего не играла. Зову, чтобы как-то повлиять на ученицу извне, встряхнуть её, разбудить, чтобы в чувства пришла, наконец!

А вот это уже сговор и заказ на «грязное дело» с благими помыслами, конечно! Только я совсем не отследила тогда это в себе, напрочь забыла СЕРИЮ №1 и каково это: двое взрослых против одного ребенка! "Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому два". Да уж, забывать тоже нельзя, оказывается, в том-то вся и фишка!

Прошу коллегу помочь мне, обострить ситуацию как врач, «ускорить вялотекущее протекание болезни и приблизить кризис для последующего выздоровления».

Молодец какая! Не правда ли очень красиво придумала всем причину, по которой позволила себе прибегнуть к такого рода манипуляциям, будто на психолога училась и знаю: когда можно, а когда нельзя.

А если всё своими именами - стресс хотела устроить 10-тилетней девочке искусственно, подсознание моё, видимо, распирало от желания сделать так же больно, как когда-то и мне!

..................................................................................................................................

Отчего людям обязательно нужно сделать так же, как когда-то сделали с ними? (Отчего люди не летают так, как птицы? - оттого вот они и не летают...) Голова объяснила себе, что так поступать – это норма, раз это однажды сделали со мной мои учителя, значит, теперь, когда учитель - я, то имею полное право делать то же самое со своими учениками! Всё очень логично, согласитесь? Это у психологов называется "зеркальные нейроны", "присвоение поведения" и "превращение в паттерн" (шаблон, формула, работающая схема, представление).

Только вот если вовремя не понять этого, искать оправдания и разрешать себе и дальше бездумно идти по этому кривому пути, однажды всё может закончиться вот этим:

"Лауреат всяких конкурсов, ученик Екатерины Мечетиной, добрейшей души человек…" Только вот его воспитывали как боксерскую собаку, чтобы справлялся с конкурентами, чтобы злой и непробиваемый был по части достижения цели, он других методов не знает и искать не будет, он сам, его достижения – результат этих приемов, их «лучший образец». Представьте себе, он и подобные ему просто не могут преподавать по-другому! А зарабатывать деньги, каким бы ты ни был прекрасным исполнителем, звездой и т.п. придется уроками, с учениками! Вопрос: кому нужен такой «сломанный учитель», который умеет только «ломать учеников»?

....................................................................................................................................................

Это было "лирическое отступление", но возвращаемся.

- Сможем ведь вдвоем поставить её на место?

- Сможем! - уверенно и решительно ответила соратница по труду.

Позорище! Арену устроила в Классной комнате, сражаюсь с девочкой-школьницей!

Коллега понимающе соглашается и с готовностью «помогает» мне. Видимо, ситуация для нее привычная, возможно и ею лично прочувствованная в годы обучения, поэтому "вААбще без проблем, можете рассчитывать в этом вопросе на плечо друга - всегда пожалуйста!"

МЫ СТАЛИ ТЕМИ, КЕМ БОЯЛИСЬ СТАТЬ

И вот так быстро, бац-бац, не успев оглянуться, я оказалось всё в той же пыточной комнате, как тогда в училище, только уже не в роли Жертвы, а в роли Заказчицы, да такой, какую ещё поискать! Наблюдать молча получалось плохо, я всё время пыталась вставить свои пять копеек к репликам Палача-Исполнительницы. Возможно, у нас получилось не так виртуозно провернуть это дельце, как у наших учителей, но мы очень старались.

Где-то прочитала однажды: «Жертва всегда больше помнит руки Палача, чем лицо Заказчика». Никогда и ни за что на свете не позволяйте себе быть Заказчиком и уж тем более не соглашайтесь на роль Палача!

Когда ученица заплакала, я очень даже удивилась, мне казалось, что в этой ситуации пострадавшее лицо – я и никто другой! Ни капли раскаяния в содеянном не чувствовала и в обеих ситуациях (серия №1, и серия №2) видела только несправедливость мира к себе.

Не буду описывать то, как и какими словами мы пытались "призвать к ответственности", внушить чувство вины и "причинить добро" этой девочке, потому что это всё -

безобразно, отвратительно, ужасно, унизительно для всех, дно…

После того, как К*** отказалась наотрез ходить в музыкальную школу, позвонила её мама и сказала: «Не знаю, что с ней и делать, может синтезатор купить, как думаете?!!!» /немая сцена/

Что тут скажешь? "Повезло" девчонке везде и сразу, окружили со всех сторон...

Больше её на уроке фортепиано никто не видел, а ещё чуть позже и в школе тоже.

Я не то, чтобы не смогла зажечь в ней уже погасший огонечек, я пошла дальше: растоптала все тлеющие искры до конца! /Занавес/

P.S.: Осознание и раскаяние в содеянном пришло ко мне позже, буквально через полгода, когда, набирая в интернете "фортепиано без слёз", нашла "Стать талантливым музыкантом? Легко!", Софт Моцарт и Е.В.Хайнер.

Как же я могла забыть? Как?!

Что мне остается? Чем оправдать себя?? Прости, К***, я уверена, всё могло бы быть иначе, если б у меня тогда был Софт Моцарт и знания о том, что можно по-другому!

......................................................................................................................................................

«Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб“. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:38-41).

Это фраза из Библии. Понимать её нужно не в прямом смысле. То есть не обязательно это будит физическое воздействие, типа пощёчины. Означает она, что "ударив" в ответ можно спровоцировать жёсткий конфликт и дальнейшую вражду. А если человек "подставил другую щёку", то такое поведение может заставить наподдающего человека призадуматься, умерить пыл... Иисус учит как можно победить зло, не делая зла другим.

............................................................................................................................................

Я тоже по-другому взглянула на эти слова, они не об этом: "ха-ха, меня бьют, а мне не больно, побейте меня ещё" - это пожалуй, будет иметь обратный эффект, ты только раззадоришь, раздразнишь обидчика, а не прекратишь. Это не про физическое насилие... Эти слова Иисуса о том, что важно научиться не давать негативной реакции, не давать продолжаться злу через тебя, твои руки, твои мысли и действия.

Мне очень жаль, но мною не был пройден этот урок. Не удалось вовремя остановиться и схватить себя за руку. Сил хватило только на осознание, пусть не сразу, но уже хорошо, что это случилось.

Мы все зеркала друг друга – получили любовь, отразили любовь, получили зло, отразили зло.

Жизненно важно знать, как не отражать полученное зло, знать и уметь выравниваться в своей частоте, в своих вибрациях. Нужно не поглощать то, что тебя разрушает, не прятать в дальнем углу под половиком (в подсознании), а уметь перерабатывать его – это очень сложно, но этому можно научиться, если понимать зачем.

А зачем, действительно?. Вроде бы с одной стороны получил – отдал, сам легкий и пустой. А затем, что всё возвращается по кругу и он замкнется на тебе снова, если ты не научишься, если ты не захочешь это изменить. Людям, которым любви и света перепало с детства в достаточном количестве научиться этому проще, у них, по крайней мере, больше шансов, у них есть пример перед глазами "как надо", а следовательно, есть выбор модели поведения. Может быть именно благодаря им, благодаря их осознанному сопротивлению внутри себя, удастся сломать цепочки боли и изменить себя, людей вокруг и жизнь?

Самое обидное (оно же и правильное), что не получится найти Наставника и прилепиться к нему, нет такого Учителя, который знает ответы-решения на все задачи-вопросы, которые ставит перед тобой ТВОЯ жизнь, как нет волшебной таблетки от болезней.

Мне нравится мысль о том, что Человек – это умная электростанция, которая, получая любой вид энергии, может перерабатывать и давать полезный, правильный электрический ток. Иначе он (Человек=электростанция) - просто обычный Передаст и ни разу не Творец и не Создатель собственной судьбы и реальности.

Французская короткометражка о действии негативных эмоций.

Вы же знаете факт о том, что если человеку причинять постоянно физическую боль, через некоторое время он перестает её чувствовать, это рассказывают те, кто подвергался пыткам во время военных действий, т.е. тело перестает быть чувствительным. А потом они начинают резать и причинять боль себе, проверяя «живой ли я вообще??? Почему я не чувствую?" Начинают применять физическое насилие к другим, в попытке через это вернуть хоть часть чувствительности себе.

То же самое и с психологическим насилием. Тот, кто подвергся такому насилию со временем отключает «сердечную», «эмоциональную» чакру перестает реагировать на слова, на глаза, на чувства других. Эмпатия отваливается как поврежденный, ненужный, не работающий орган. Остается злость, беспощадность, за то, что утеряно самим. Так вот нужно бороться за себя, за все свои границы, за все свои чувствительные места, чтобы оставаться Человеком, а не превратиться в отморозка.

Проработка психологических травм наверное и нужна как раз для того, чтобы излечиться, вернуть чувствительность своей душе и телу, научиться беречь себя, а через себя и друг друга.

И я никогда бы не стала вспоминать об этом и тем более писать, если б не случилось этой СЕРИИ №2. Страшно подумать даже, что была ещё и СЕРИЯ №3, но за неё я уже получила прощение у своей ученицы в Прощеное воскресенье 2023 года. Софт Моцарт очень вовремя пришёл в мою жизнь, я очень вовремя остановилась и не стала серийным полуубийцей.

Продолжение следует...

-2

Продолжение следует...