- Вашу презентацию мне плохо видно на моём телефоне, делайте в следующий раз буквы крупнее! – такой отзыв написала милая девушка после просмотра моего нового вебинара о фрейминге.
- И вообще я не поняла, что такое фрейминг, почему вы даёте иностранные слова, надо всё объяснять на русском, дайте перевод! – прилетело мне в отзыве от другой участницы.
«Да», - подумала я. «Хорошо, что в анонсе курса о фрейминге я написала, что возьму не каждого». Человек, на экране телефона которого буквы моей презентации слишком маленькие, и человек, который за 1,5 часа вебинара не увидел объяснения слова «фрейминг» русскими словами – явно не будут участниками моего курса.
Участниками двух вебинаров о фрейминге были 130 человек. Только 7 из них написали, что понимают тему, знакомы с проблематикой и очень хотят в этом разобраться, хотят научиться этому. А вот отзыв, который сильно воодушевил меня и ко мне пришла уверенность, что я делаю нужные вещи. Участник написал, что давно интересуется этой темой и ищет, у кого этому поучиться. Написал, что благодарит меня за то, что я вязла на себя труд исследовать, описать эту тему и сделать прикладной обучающий курс.
В общем, примерно такие итоги я и ожидала. Меньше 10 процентов первоначальных зрителей будут реально понимать тему и захотят этому научиться. Именно научиться, освоить мастерство, а не просто «есть попкорн» за просмотром вебинара.
Мне всегда нравилось смотреть, как люди умеют всё «переиначивать». За мгновение в очень плохом находить много хорошего, одной фразой поворачивать ход разговора, одной идеей зажигать коллектив и вести его за собой. Я восхищалась такими ситуациями, снова и снова прокручивала в памяти эти моменты и пыталась «на молекулы» разложить таланты способных людей. У меня аж дух захватывало, когда я встречалась с мастерами фрейминга.
Много научных трудов и популярной литературы мне пришлось «перелопатить», много переговоров и юридических сражений провести прежде, чем смогла сказать себе: «Я поняла, как это делать! У меня каждый раз это получается! Теперь я могу этому научить!» Теперь я могу себя называть фреймером с 20-ти летним стажем.
Без сомнений, начало своего собственного мастерства – это возможность видеть свои и чужие фреймы, ментальные рамки, если кому-то нужно русскими словами. Сначала это вызывает страх и разочарование. Как! Разве я тоже видела не всю картину мира, а только малую её часть?! Разве на мне тоже есть невидимые шоры? Не может этого быть!!! Особенно печально было осознавать, что многие давние решения, многие обидные слова, которые были произнесены в адрес близких людей – это всё результат того же фрейминга, тех же невидимых ментальных рамок. Это было самым тяжелым участком на пути познания.
Но постепенно становилось легче. Как всегда, помог Милтон Эриксон с его пятью принципами. «Человек всегда выбирает наилучшее решение из возможных на тот момент» - повторяла я себе по семь раз на дню, когда вспоминала то, чего не хотелось вспоминать и оценивать из моей текущей картины мира. Награда оказалась достойной. Теперь легко вести конфликтные переговоры, и нет никакого страха, что я с чем-то не справлюсь в острой ситуации. Приятно и легко говорить на личные темы, и те вопросы, которые раньше приводили в отчаяние или доводили до ярости – теперь не сложнее беседы о погоде и природе. Потому что я теперь говорю с людьми не о проблемах и конфликтах, а о фреймах. Чего и вам желаю!
И теперь мне понятно, что даже мой стремительный переезд на Патрики – это осознанная необходимость сменить рамки, которые меня ограничивали. И с новыми рамками мне хорошо!
На Патриках хорошо) Ох уж эти Патрики!