Найти тему
Олег Панков 1

Паломничество на Афон (продолжение)

Оглавление

3

Скит Продром и Великая Лавра

Продром – румынский скит на Афоне, подчиняющийся монастырю Великая Лавра и находящийся в 4 км от неё. Основан в XIX в. Посвящен Иоанну Предтече. Румынские монахи обосновались в этой местности с 1750 г., неподалеку от церкви Святого Иоанна Крестителя. В 1800 г. здесь поселились три отшельника – Иустин Влах, изгнавший огромный рой саранчи из Великой Лавры, и его ученики – Григорий и Потапий. Иустин мечтал увеличить их келлию и даже получил благословение обители, но в 1816 г. скончался. До 1852 г. келлия пустовала, пока ее не выкупили молдавские монахи Нифонт и Нектарий, являющиеся основателями общежительного скита Продром. Во время оккупации Святой Горы турки нападали на святыни Афона, грабили и опустошали обители. Продром также не миновала эта участь. Сохранилось предание об одном таком случае и чудотворной помощи от святого покровителя обители. Однажды захватчики ворвались в скит и увидели икону Иоанна Предтечи, сурово смотревшего на них, и начали стрелять в образ. Но пули отскакивали от иконы, возвращались к стрелявшим и поражали их. В 1859 г. Продром расширился, были возведены новые здания, проведен водопровод. Многие постройки скита серьезно пострадали от сильного землетрясения 1905 г. Главный храм Продрома построен в 1866 г. Восхищение вызывают изысканная мозаика с изображением крещения Спасителя в Иордане, иконы и общее убранство собора.

Румынский скит Продром (общий вид)
Румынский скит Продром (общий вид)
Главный скитский храм в честь Иоанна Предтечи
Главный скитский храм в честь Иоанна Предтечи
Дорога в скит
Дорога в скит

Итак, мы с Божией помощью переночевали в гостеприимном скиту. Отец Спиридон и мой сын Александр побывали на ночной службе. Я уже был не в силах. Утром нас пригласили на трапезу. Затем мы приложились к местным святыням и стали искать попутный транспорт до Великой Лавры.

Меня монахи подвезли на легковом автомобиле к монастырю первого, минут через двадцать микроавтобус доставил Сашу и отца Спиридона. Я поджидал их под тенью дерева. Напротив меня располагалось здание водяной мельницы. Я обратил внимание на то, что мельница давно уже не используется и обветшала, колесо заржавело. Въезд в нее зарос травой. Мне невольно представилась картинка из прошлого, когда эта «кормилица» была востребована. Возможно, тут выстраивалась целая очередь «транспортных средств», нагруженные мулы стояли со своей поклажей от разных монастырей и скитов, дожидаясь, когда их разгрузят. Верхом или в повозках, уже нагруженных мукой, погонщики повернут обратно к своему пристанищу. В наше время уже не требуется завозить сюда зерно для перемалывания. Следует предположить, что затраты на это дело в прошлом были немалыми: вода сюда доставлялась с горы, а значит, строили акведук или водопровод для ее подачи. Возможно, лет двадцать, а то и тридцать тому назад эта мельница была еще в рабочем состоянии и делала свое дело. Теперь готовую муку с корабля привозят машинами и доставляют куда надо.

Когда мы шли лесной дорожкой к Лавре, обратили внимание, что половина пути была выложена камнем, и, как оказалось, нам пришлось идти не 9 км, а все 29. Я представил себе, какой был проделан колоссальный труд, чтобы построить эту дорогу. Нужно было обтесывать громадные камни и доставлять к месту строительства, чтобы весной или осенью в дождливую погоду не вязнуть в дороге. Теперь хорошо прогуляться тут с рюкзачком в качестве туриста или паломника. Великая Лавра ‒ один из самых величественных монастырей Афона. На интернет-сайте монастыря приводится такая информация: «Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας) ‒первенствующий монастырь на Святой Горе Афон. Находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова в получасе пути пешком от моря. Престольный праздник ‒ пятого июля (по юлианскому календарю), в день преподобного Афанасия Афонского».

Монастырь Великая Лавра на Афоне (вид с моря)
Монастырь Великая Лавра на Афоне (вид с моря)
Монастырь Великая Лавра на Афоне (вид с горы)
Монастырь Великая Лавра на Афоне (вид с горы)
В Великой Лавре
В Великой Лавре
Уникальные фрески
Уникальные фрески

Лавра основана в 963 г. св. Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии, который привнёс в пещерное и отшельническое монашество систему общежития (киновии), которая впоследствии стала преимущественным монашеским образом жизни как на Афоне, так и в иных монастырях на востоке. Основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество владений. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров. Один за другим монастыри Гомат, Моноксилит и Амалфитянский отходили во владение Лавры вместе с монастырями Каликас и Ксирокастрон, что подтверждено императорскими грамотами (хрисовулами) Андроника II и Димитрия Палеолога (1453 ‒1465). Щедрые пожертвования делал сербский правитель Стефан Душан. Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния монастыря. Монастырь держался киновийного устава вплоть до XIV в. Преобразование Лавры в XIV в. в особножительный монастырь привело к установлению Типика (устава). В 1574 г. Патриарх Александрийский Сильвестр возвратил монастырь к общежитию. Спустя почти 100 лет, в 1670 г., Лавра вновь стала особножительной. С 1980 г. ‒ общежитие. В Лавре находится Соборный храм X в. (кафоликон) в честь Благовещения с фресками XVI в. работы Феофана Критского. Кафоликон имеет два придела. Северный посвящён сорока Севастийским мученикам, а южный ‒ святителю Николаю Мирликийскому. В северном приделе расположена гробница преподобного Афанасия, день памяти которого ‒ особо почитаемый праздник Лавры. Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров в обители хранятся крест и жезл преподобного Афанасия, две чудотворные иконы: «Экономисса» (поставлена в память явления святому Афанасию Богоматери на месте, где находится живоносный источник) и «Кукузелисса», находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Имеются также части животворящего древа Креста Господня в драгоценных оправах и мощи святых: Василия Великого, Михаила Синадского, апостола Андрея Первозванного, Ефрема Сирина и многих других. В трапезной сохранились фрески XVI в. В лаврском дворе, перед входом в кафоликон, установлена мраморная чаша для освящения воды. Рядом с ней растут два тысячелетних кипариса. По преданию, их посадил сам преподобный Афанасий. Библиотека Лавры насчитывает примерно 2116 рукописей, 20 000 печатных книг и 100 манускриптов на иностранных языках, 8 карт с Коаленовского кодекса (VI в.), Афонский кодекс Великой Лавры и др. В Святогорской библиотеке Великой Лавры хранится хартия, датируемая февралём 1016 г., подписанная настоятелями афонских монастырей, в том числе настоятелем обители Росов. Это время начала правления Ярослава Мудрого, разбившего в тот год дружину Святополка Окаянного и взявшего Киев.

Чудотворная икона Экономисса
Чудотворная икона Экономисса
Святой источник Афанасия Афонского
Святой источник Афанасия Афонского

Войдя в Лавру, видишь много обветшалых старых зданий. Такое впечатление, что им около тысячи лет. Лавра много пережила всяких бед и нашествий. Одно время даже сам преподобный Афанасий, основатель обители, хотел уходить из нее, но ему явилась Божия Матерь и укрепила на дальнейший монашеский подвиг. Вот вкратце его житие.

Преподобный Афанасий Афонский, в Святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде (территория современной Турции) и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, преподобный обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там поступить так, как Господь устроит. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости. Все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия устроить на его средства монастырь, то есть построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница, странноприимница и другие необходимые постройки.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» ‒ тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», ‒ отвечал Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?» ‒ спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», ‒ отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так, что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевала и размышляла над словами преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам и после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, были еще живы. Все слышали, как преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся.

Преподобный почил в 980 г. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада. 5 июля 1981 г. Великая Лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии. В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного. Этому святому молятся о том, чтобы он помог справиться с искушениями и делами житейскими. Ему также молятся об исцелении от недугов душевных и телесных. Для тяжелобольного у него просят легкой смерти. Акафист Афанасию Афонскому начинается со слов: «Избранный от града Трапезунда во Афоне постнически просиявый…» Это хвалебное церковное пение, при котором нельзя сидеть.

В Лавре мы зашли в главный храм, приложились к святыням ‒ иконе Божией Матери «Экономисса» и к мощевикам святых. Затем направились в архиндарик с просьбой остаться на ночлег. Прождали гостиничного около часа и услышали от него ответ: «Мест нет, надо заранее записываться через Интернет, можете пробыть до пяти вечера, по византийскому до 21:00. Если бронированные места будут свободны, тогда переночуете». Мы не стали рисковать и после полудня решили подыскать транспорт, который доставил бы нас к Иверскому монастырю. Выйдя из Лавры, мы увидели подъехавшую полицейскую машину и решили попросить водителя довезти нас до Иверона. Отец Спиридон кое-как изъяснил нашу просьбу на английском и договорился о цене. С нас запросили десять евро с человека, и полицейская машина повезла нас по серпантину к другому знаменитому древнему монастырю. Сказочная красота Афона чем-то напоминала Кавказские горы.

Продолжение следует.