Найти в Дзене
Эра разума

Путь истины

Путь истины - это особенный образ жизни и жизненная философия человека разумного, постигающего самую суть вещей и стремящегося достойно пройти по жизни. Внешне различных, но во многом одинаковых в своей сущности путей осознанного движения по жизни много. Например, путь йоги, по классическим представлениям, состоит в последовательном раскрытии энергетических центров, устранении их блокировок, начиная с нижних или низших чакр. Душа йога путешествует по уровням сознания чакр снизу вверх, преодолевая последовательно врождённые кармические проблемы в каждой из них. Она поднимается ступень за ступенью вверх в способности проявлять во внешний мир свою истинную божественную сущность. Обычной проблемой людей является сосредоточение сознания на внутренних физиологических ощущениях ума плотного тела. Каждый человек живёт с постоянным внутренним диалогом, его сознание пребывает в фантазиях и переживаниях прошлых обид, надеждах на лучшее будущее. С таким сосредоточением связано ощущение сознанием ч

Путь истины - это особенный образ жизни и жизненная философия человека разумного, постигающего самую суть вещей и стремящегося достойно пройти по жизни.

Внешне различных, но во многом одинаковых в своей сущности путей осознанного движения по жизни много. Например, путь йоги, по классическим представлениям, состоит в последовательном раскрытии энергетических центров, устранении их блокировок, начиная с нижних или низших чакр. Душа йога путешествует по уровням сознания чакр снизу вверх, преодолевая последовательно врождённые кармические проблемы в каждой из них. Она поднимается ступень за ступенью вверх в способности проявлять во внешний мир свою истинную божественную сущность.

Обычной проблемой людей является сосредоточение сознания на внутренних физиологических ощущениях ума плотного тела. Каждый человек живёт с постоянным внутренним диалогом, его сознание пребывает в фантазиях и переживаниях прошлых обид, надеждах на лучшее будущее. С таким сосредоточением связано ощущение сознанием человека растерянности, отсутствия опоры в жизни.

Свою работу йог начинает с преодоления заблуждений сознания, избавления от иллюзий, установления надёжного контакта со всеми обстоятельствами его обыденной жизни и внешнего мира. Иллюзорное представление о мире и замкнутость сознания внутри психических образов ассоциируется у него со стопами ног, в которых по йоговским представлениям находятся чакры (энергетические центры) стоп. С этой зоны своего тонкого тела и этих чакр он начинает свой путь к просветлению, освобождению души.

Одновременно он начинает осознавать существование бессознательного протеста в своём уме против состояния растерянности и замкнутости сознания на внутренних ощущениях, что обусловлено действием инстинкта независимости. Все инстинкты есть у всех людей, лишь их активность различна. Все инстинкты оказывают влияние на состояние деятельности ума человека и состав мыслей в его уме. В связи с этим в различные периоды времени доминируют различные идеи в его сознании. Йог переходит к преодолению нервозности организма, вызываемой стремлением к свободе, а создаваемой энергиями чакр голеностопа.

Свобода, независимость, как и все другие образы в сознании, связаны с основными потребностями человека, поэтому воспринимаются им как значимая ценность для его жизни, утрата которой болезненна для него. Ожидание утраты, осознание угроз ценностям называется страхом. Страхи есть у всякого человека, без них он не выжил бы в этом мире, но их избыток и ориентация на защиту идей о ценности какого-либо обстоятельства в жизни мешает движению человека к его цели. Страхи ограничивают деятельность ума, так как создают комплексы сознания, фиксированные идеи о том, чем являются для человека видимые им объекты внешнего мира, а также о том, каким образом он обязан реагировать на их воздействие.

Ограниченное сознание не позволяет полноценно использовать свой ум, закрывает ему доступ к новой информации, что противоречит естественным потребностям человека в расширении сфер влияния и познания мира. На этой стадии своей работы йог уже начинает понимать взаимосвязь и несовместимость всех сильных привязанностей сознания к чувственным ощущениям его тела и образам в сознании. В осознании значимости тела и его ощущений, стремлении к свободе и расширению жизненного пространства он видит наличие агрессии и агрессивного воздействия на мир. Он видит, как его организм использует агрессию и силу в качестве средства для реализации его потребностей.

Агрессивное воздействие всегда требует разделения мира на части, на враждебную и лояльную по отношению к человеку, появления категорий оценки характера их воздействия на человека. Дуальное представление о мире вызывает неприятие и отторжение его негативных частей и привязанность к его позитивным частям, и, как следствие, неприятную и приятную эмоциональную реакцию. Эмоциональный отклик на неприятие и привязанности формирует стремление к закреплению в своей жизни большего количества позитивных частей мира, созданию на их основе жизненного фундамента, подчинению себе слабых феноменов жизни и преклонению перед сильными феноменами. Властность и зависимость, стремление к созданию жизненного фундамента реализуется в привязанности к накоплению, присвоению ресурсов. Привязанность к присвоению ресурсов требует повышенной активности, возбуждения ума и всего плотного тела для их непосредственного получения, обслуживания и сохранения в неприкосновенности. Направление всей жизненной активности на борьбу с дуальным миром за свои привязанности не оставляет места в сознании для контакта с истинным умом, с интуитивной частью сознания, которая и может предоставить некую опору в жизни.

Последовательное устранение отмеченных выше взаимосвязанных проблем тонкой энергетики и ума плотного тела позволяет эффективно решить задачу по гармонизации их взаимодействия.

В самом начале всех практик йог фактически берёт под контроль своего интеллектуального сознания психические процессы своего физического организма. Затем изучает приёмы воздействия на тонкие энергетические структуры и стабилизирует нервную деятельность. Аналогичным образом происходит его продвижение далее по всем уровням сознания до высшей цели, состоящей в соединении его рационального сознания с интеллектуальным, с истинным сознанием, его истинным «Я», являющимся неразрывной частью единой вселенской тонкой энергии.

Для йога каждой группе качеств сознания и организма человека соответствует определённые чакры (энергетические центры), управляющие соответствующими частями организма и тонкого тела. При этом наш мир устроен так, что совершенно неважно, к какой части тела относятся уровни сознания, где находятся соответствующие им чакры (энергетические центры), с которыми йог работает, и существуют ли они вообще в природе. Все они являются в первую очередь основой для формирования пути сознания к избавлению от ограничивающих его проблем. Системные признаки этого пути и подтверждающаяся практикой его эффективность показывают правильность выбранной последовательности в устранении проблем и действенность выбранных представлений об устройстве мира.

Сознание обычного человека может смутить начало движения души человека из стоп его ног. Не стоит смущаться, даже если душа там изначально и размещается, ничем это не хуже её размещения в грудной клетке или голове. К тому же с давних времён признаётся, что душа иногда в пятки уходит.

Устоявшиеся народные выражения часто удивляют своей точностью, своим соответствием истине. Например, ни у кого не вызывает психологического конфликта выражение «человек пришёл в себя» после «потери им сознания». Ответьте себе на вопросы: кто куда пришёл, можно ли потерять и затем найти сознание, почему необходимо прийти в себя, чтобы его найти, можно ли прийти не в себя, а в кого-то другого? Есть ещё и выражение «человек вышел из себя» (в процессе выражения своего возмущения чем-либо). Чтобы обратно «прийти в себя» ему необходимо успокоиться, привести в порядок свою психику и свои эмоции. Выходит, что человек не хочет или не может вернуться в неспокойное возбуждённое тело. По-видимому, жить ему в таком теле не комфортно.

Прохождение души по уровням сознания является отражением физиологических изменений в организме человека, возникающих вследствие проводимых им психологических опытов со своими инстинктами и рефлексами. Именно опытов, а не «развития сознания» или «установления контроля над инстинктами и рефлексами». Мозг человека полностью физиологичен. Ни одна идея, не обусловленная физиологическими процессами индивидуальным образом устроенного организма, не будет поддерживаться деятельностью отдельной его части – головного мозга. Даже если часть сознания находится вне пределов мозга, без его участия идеи этой части сознания не смогут восприниматься организмом человека и надолго задерживаться в его памяти.

Движение сознания по такому же пути, но в различных вариациях и с различным набором наименований ступеней, предусмотрено всеми основными философскими, философско-религиозными и религиозными системами. Способы достижения цели во всех этих системах основаны на последовательном прекращении избыточной инстинктивной и рефлекторной деятельности организма, на прекращении избыточной деятельности его желёз внутренней секреции, вырабатывающих химические вещества в интересах обеспечения физиологических реакций. Действительная потребность человека в этих избыточно вырабатываемых веществах (в ожидании кризисной ситуации) в современных условиях в основном утрачена.

Многими религиозными и философскими системами путь осознанного движения по жизни представляется как достижение способности ума по управлению остальным своим организмом и использование этой способности в целях замены одних доминирующих (негативных) инстинктов и рефлексов, то есть физиологических процессов, на другие (позитивные). Не приведение инстинктов, рефлексов и иных процессов в стабильное состояние, оптимально востребованное организмом для осуществления жизнедеятельности в его индивидуальных условиях, а именно замена одних на другие.

Проблема здесь отмечена не из-за возможной игры слов, обозначающих разным своим набором один процесс. Дело в том, что появление противоположных качеств (например, агрессии и любви или жадности и щедрости) обусловлено деятельностью различных психофизиологических процессов в организме (и созданием потоков тонкой энергии различными энергетическими центрами). В результате применения практик, не учитывающих наличие этих несоответствий, неизбежно будет возникать бессознательный конфликт между различными психологическими образами, а также конфликт между потоками тонкой энергии, подавление одних потоков другими. Это не очень продуктивно, ресурсы тонкой энергетики и плотного тела лучше направлять не на ведение внутреннего противоборства, а на совместное устранение причин заболеваний.

Как правило, применяемые различными системами «развития» практики предусматривают подавление части избыточной рефлекторной деятельности организма, приводящей к страданиям, и активизацию другой части рефлекторной деятельности, вызывающей приятные ощущения. Действительная причина возникновения и существования данного подхода к формированию понятия о цели жизни и пути к ней состоит в том, что любая практика обращения к истинному устройству мира и общения с тонкими структурами связана с получением приятных ощущений.

Указанный путь к замене реакций организма долог, да и из западни приятных ощущений в дальнейшем трудно бывает выбраться. В случае же попадания человека в критические ситуации на него вставать и вовсе опасно для жизни из-за отсутствия времени для длительного движения. Разумеется, этот путь имеет право на жизнь и может быть выбран любым человеком в рамках близкой ему философско-религиозной системы.

Стремление к внешнему Богу, поиск его в своей душе, молитвенные действия всех религий, познание своего истинного «Я», любые другие медитации йоги и прочих мистических практик основаны на возникновении определённых физиологических процессов в организме человека, а также использовании этих процессов для достижения целей своего пути.

Человек, ставший на путь познания истинного устройства мира и приобщения к жизни в согласии с тонкими структурами, проходит на этом пути несколько стадий изменения своего организма. Этими стадиями знаменуются этапы установления умом человека более тесных контактов со своей истинной сущностью.

Первый из этих этапов достигается человеком, когда он научится ощущать изменения в своём организме в периоды пребывания в состоянии интуитивного восприятия мира. Многие люди спонтанно получают интуитивные озарения, не фиксируя разумом особенности чувственных ощущений, испытываемых организмом в это время. Движение к Богу, познание своего истинного «Я», проникновение в сущность йоги начинается с улавливания этих ощущений, понимания, что физический организм находится в это время в особом психофизиологическом состоянии, а также с сознательного удержания его в этом состоянии.

В последнем предложении изложена основа основ проникновения к пути осознанного движения по жизни. Религиозно ориентированный человек, даже сильно преданный своей церкви и не пропускающий богослужений, но не придерживающейся требований этой простой истины, не совершает настоящей молитвы, не приходит на свидание со своим Богом, а просто читает молитвенные стихи, как на уроке в школе. Последователи философских, духовных, йоговских учений с таким же подходом к познанию мира занимаются в своих практиках не более чем ментальными и физическими упражнениями.

Самостоятельное достижение первого этапа сопровождается возникновением приятных ощущений при медитативных практиках или молитве. Искусственное погружение в медитативное состояние под управлением наставника-оператора также приведёт к появлению у человека приятных ощущений, но без самостоятельной тренировки они не станут его личным опытом.

Все достигшие первого этапа познания мира испытывают эти приятные ощущения. В них нет ничего плохого. Проблема для искателей истины состоит в том, что эти ощущения являются слишком приятными для обычного человека, живущего в мире страданий и мелких неприятностей. Множество людей застревает на этом первом этапе, считая, что данное психофизиологическое состояние и означает слияние с Богом, проникновение к своему истинному «Я».

Ещё большие проблемы возникают у тех людей, которые доверяют различным наставникам-операторам перемещение их по пути поиска истины или Бога. В данном случае перемещение предусматривает полную передачу наставнику функций совершения каких-либо активных действий, самостоятельная работа при этом почти исключается. На основе таких принципов действуют все тоталитарные секты.

На втором этапе человек начинает понимать многие истины, имеющие отношение к устройству тонкого мира. Он уже физически ощущает и распознаёт воздействие на него внешних энергетических потоков, а также эгрегоров различных вероучений и философских систем.

Второй этап можно считать достигнутым с момента полностью осознанного подключения человека к особому психофизиологическому состоянию, которое принято называть изменённым состоянием сознания. К этому этапу человек уже становится способным контролировать деятельность своего мозга и многих внутренних органов. Он видит процесс возникновения многих своих эмоций, может их регулировать, снижает уровень агрессивности своего организма, то есть прекращает во многом избыточную активность надпочечников по выработке адреналина.

Он становится не способным на причинение вреда другим людям и прочим существам. Его организм утрачивает потребность в мясных продуктах и веществах, одурманивающих разум, вследствие чего человек полностью прекращает их употребление. Организм человека повышает эффективность своего функционирования, что наиболее наглядно проявляется в снижении в два-три раза требуемого ему количества пищи для решения своих обычных жизненных задач.

Самостоятельное достижение второго этапа сопровождается возникновением сильных приятных ощущений во время медитативных и молитвенных практик, а также частым возникновением умиротворённого общего состояния организма. Эти сильные приятные ощущения обычный человек называет эйфорией и блаженством. Умиротворённое состояние также связано с приятными ощущениями, появлением на лице спокойной полуулыбки.

На данном этапе многие искатели истины застревают ещё сильнее, особенно йоги, думая, что постижение своего истинного «Я» состоялось. Не многие способны пройти далее. Достижение второго этапа не является истинной целью пути осознанного движения по жизни. Оно – лишь эпизод в череде событий на этом пути, и не гарантирует окончательное и бесповоротное преобразование физического организма в идеальное состояние. Этот этап лишь фиксирует появление позитивных изменений в нём, подтверждает правильность выбранного пути.

Тем не менее эйфория и блаженство, умиротворённое состояние оказывают значительное влияние на сознание многих людей, формируют у них привязанности к практикам данного этапа познания мира. Фактически формируется привыкание к чувству эйфории. Книги по йоге и подобным духовным практикам пестрят сообщениями о блаженстве, которое сопровождает достижение цели данной практики. Этим блаженством гордятся многие адепты йоги, им же обнадёживают новых учеников.

Вместе с тем эффект возникновения эйфории не продолжается бесконечно, привыкание организма к процессам его расслабления постепенно снижает уровень приятных ощущений. В определённый момент человек может потерять их полностью, и в случае сохранения подверженности эмоциональным реакциям может впасть в депрессию.

Многие люди по своему врождённому устройству обладают привязанностью к чувственным удовольствиям, возникающим при отключении или одурманивании разума, стремятся к их возможно более частому достижению. Йогам такие люди зачастую поклоняются, уважают их за имеющиеся у них способности по достижению блаженного состояния. Точно так же уважают до поклонения людей талантливых (в связи с наличием у них виртуозного ума) или богатых (в связи с наличием у них денег и имущества), или начальников (в связи с наличием у них власти). То есть поклоняются наличию того, чего нет у многих страждущих.

Оставить эйфорию и блаженство и пойти дальше крайне сложно, особенно, для слабого и не очень умного человека. Многим людям помогает врождённое отсутствие сильных привязанностей к чувственным удовольствиям психологического характера, формируемым прямым воздействием на мозг. Существенную поддержку оказывает и сильная мотивация к осуществлению целительских практик, познанию истины и устранению неведения.

Дальнейший путь долог, отражение его в плотном теле будет представлять собой закрепление достигнутых способностей по контролю эмоциональности, управлению другой рефлекторной деятельностью. Физиологический ум человека на последующих этапах может достичь существенного контакта с интуитивным умом, мыслящей частью своего верхнего элементного энергетического кластера.

Первый такой явный контакт знаменуется внезапным пониманием какого-то озарения внутри ума, ощущением вспышки света и разливающегося тепла где-то в центре головного мозга, а затем и всего плотного тела. В восточной традиции этот контакт ещё называют озарением, а при укреплении в человеке его эффектов – просветлением, но и это не конец пути, а только его начало. В дальнейшем человек начинает жить, понимая, что он как бы со стороны наблюдает происходящие в плотном мире события, действия своего плотного тела и протекающие в нём процессы. Он осознаёт причинную связь явлений всем своим существом, видит своим разумом (в его новом состоянии) деятельность рефлекторного ума. Он осознанно допускает отдельную рефлекторную активность на немного избыточном уровне в зависимости от строения своего организма и требуемого ему образа жизни в каждый период времени при движении по своему пути.

Никакого смысла не имеет отслеживание или ожидание преодоления этих этапов. Озарение и свет в душе всегда бывают настолько явными, что пройти мимо, не заметить их невозможно. Состоится реализация этих элементов жизненной программы или нет, зависит уже от врождённой жизненной программы человека, выбора им своего духовного пути, уровня его приверженности этому пути и настойчивости в движении по нему. В своё время каждый человек пройдёт эти этапы в соответствии со своей жизненной программой.

Подробно об устройстве мира и улучшения своей судьбы при движении по пути истины рассказано в книге "Кодекс эры Водолея"