Войны клонов были очень кровопролитным конфликтом, и хотя они продолжались всего три года, за это время было уничтожено бесчисленное количество миров. Мирные, приграничные планеты превратились в обширные поля сражений, где десятки тысяч солдат были брошены в мясорубку Республикой и КНС.
Такая же судьба постигла и планету, о которой сейчас пойдёт речь. Вероятно, что вы даже никогда не слышали о битве при Атракене, но это было одно из самых продолжительных и угнетающих сражений Войн клонов, одиннадцатимесячная битва, в которой проиграли абсолютно все, но больше всех пострадали жители Атракена. И сейчас я расскажу об этом более подробно.
Атракен был захолустной планетой, расположенной в секторе Ролион во Внешнем кольце, на самой границе пространства сепаратистов. Это был ничем непримечательный мир, с тремя спутниками, мелководными океанами и гористой местностью.
Население Атракена было немногочисленным и составляло всего один миллион существ, которыми правила верховная гильдия, заседающая в столице планеты Кателлин-Сити. Основной отраслью промышленности Атракена была добыча полезных ископаемых, и вполне вероятно, что здесь также как и во многих подобных мирах всем заправляла Торговая федерация, которая довольно жёстко контролировала горнодобычу во Внешнем Кольце.
Только одно обстоятельство делало Атракен более значительным, чем тысячи других шахтерских миров региона - его рудники были богаты дунием. Дуний был чрезвычайно ценным металлом, который был необходим для производства корпусов крупных звездолётов - именно он придавал Звездным разрушителям характерный серо-белый цвет.
Как и следовало ожидать, с началом Войн клонов спрос на дуний взлетел до небес, поскольку и Республика, и КНС пытались как можно быстрее нарастить свой флот боевых кораблей.
В начале Войн клонов Атракен находился неподалёку от границ пространства сепаратистов и сразу после Битвы при Джеонозисе Конфедерация высадила войска и взяла под свой контроль все операции по добыче дуния, переправляя добытую руду на свои верфи. Но Республике не потребовалось много времени, чтобы оспорить права сепаратистов на атракенские рудники.
Спустя несколько дней после битвы на Джеонозисе республиканские войска прибыли в систему Каттеллин и потребовали, чтобы КНС незамедлительно вывела свои войска и прекратила добычу дуния. Как вы уже могли догадаться, сепаратисты отвергли их требования.
Готовясь к неизбежному нападению Республики, они превратили шахты в неприступные крепости глубиной в несколько километров и заполнили их боевыми дроидами, призывая республиканцев прийти и выбить их оттуда. В ответ Республика начала полномасштабное планетарное вторжение. Так начались более одиннадцати месяцев ожесточённых, кровопролитных боёв.
Многое о битве при Атракене остаётся неизвестным. Судя по всему, Республика довольно быстро достигла орбитального превосходства, что позволило ударным крейсерам типа «Аккламатор» приземлиться на поверхность планеты и осуществить высадку тысяч солдат-клонов. Тем не менее сепаратисты не желали облегчать ВАР жизнь и в какой-то момент битвы использовали орбитальные мины, чтобы затруднить навигацию противника в небе над Атракеном.
О том, что происходило на поверхности планеты известно немного больше. В течение нескольких месяцев Конфедерации удавалось сохранять контроль над своими подземными крепостями, в то время как на земле шли ожесточённые бои между ордами дроидов и Великой армией Республики. КНС использовала огромное количество боевых дроидов B1, а также с карликовых дроидов-пауков DSD1 и самонаводящихся дроидов-пауков OG-9, в то время как солдат-клонов поддерживали джедаи и различные подразделения местного ополчения.
История не сохранила имён командиров ни одной из сторон, но известно, что майор Ник Росту с Харуун-Кэла сражался в рядах ВАР на более поздних этапах битвы, что позволяет предположить, что битвой руководили не только джедаи.
В течение нескольких месяцев ситуация на планете фактически оставалась патовой. С одной стороны сепаратисты серьёзно укрепились в шахтах Атракена и Республика была не в состоянии их выбить оттуда; с другой стороны, сепаратисты не смогли оттеснить клонов с занимаемых плацдармов на поверхности.
Чтобы выйти из этого тупика, обе стороны начали прибегать к всё более радикальным методам. Республика начала эту эскалацию с операции «Нисходящий», серии чрезвычайно разрушительных авиаударов по базам сепаратистов, которые позволили выбить силы КНС с нескольких ключевых позиций. С помощью операции «Нисходящий» Республике удалось перехватить инициативу, однако сепаратисты не собирались сдаваться без боя.
Поскольку силы Республики начали стремительно наступать, КНС применило химическое оружие пытаясь остановить продвижение республиканцев, надеясь, что это уничтожит армию клонов, но оставит боевых дроидов невредимыми.
Тем не менее это никак не повлияло на темпы продвижения Республики, и медленно, но верно ВАР начала захватывать дуниевые рудники. На одиннадцатый месяц войны КНС пришлось покинуть Атракен. Республика одержала победу – но это была пиррова победа.
Битва при Атракене оставила всю планету в руинах. Ожесточенные бои уничтожили практически всю инфраструктуру на планете, а десятки тысяч существ, попавшие под перекрестный огонь, были убиты. Но наибольший ущерб нанесли ядовитые вещества, выпущенные в атмосферу Атракена. Токсины за короткий срок убили огромное количество мирных жителей, но хуже всего было то, что они просочились в грунтовые воды планеты.
Даже когда Республика предприняла последний рывок пытаясь захватить дуниевые рудники, планета уже погибала от яда. К тому времени, когда остатки сепаратистов были изгнаны с Атракена, он стал непригоден для жизни.
Девяносто процентов населения планеты погибло в боевых действиях, а оставшиеся сто тысяч человек стали беженцами. Те, у кого оказалось достаточно кредитов, осели в соседних системах. Остальные же при содействии Движения помощи беженцам, переселились на Трилос, единственный обитаемый спутник Атракена.
Сам Атракен оказался заброшен. Его оставшиеся океаны - те, которые не выкипели в результате боевых действий, - превратились в бассейны токсичного ила, а атмосфера планеты стала совершенно непригодной для дыхания. Практически вся органическая жизнь на Атракене погибла, и единственным кто сумел адаптироваться был агрессивный вид насекомых, способный питаться токсичным илом.
Дуниевые рудники, из-за которых, собственно, и велась битва оказались заброшены вскоре после окончания боевых действий, так как из-за разрушенной биосферы, их разработка требовала гораздо больше усилий, чем оно того стоило.
Битва при Атракене развеяла многие мифы, созданные как лоялистами, так и сепаратистами, которые утверждали, что именно они являются «хорошими парнями». Это доказало, что Республика не могла и никогда не собиралась придерживаться каких-либо правил в войне с Конфедерацией, и что, когда ей были необходимы ресурсы, она мало чем отличалась от жестоких и бессердечных мегакорпораций.
Несмотря на то, что именно из-за действий сепаратистов Атракен в итоге превратился в безжизненную пустошь, именно Республика развязала эту битву, и именно она своими бомбардировками уничтожила большую часть инфраструктуры Аткракена, убила огромное количество мирных жителей, и отказалась прекратить сражение, когда стало понятно, что своими действиями она нанесла больше вреда, чем могла принести потенциальная выгода от добычи дуния.
С другой стороны, битва при Атракене доказала, что Конфедерация гораздо больше заботилась о собственном обогащении и ресурсах, чем о «независимых системах», которые, она якобы защищала от республиканской тирании. КНС активно отравляла принадлежащий ей мир, когда стало понятно, что вскоре он окажется в руках Республики.
Либо они догадывались, что применение химического оружия, скорее всего, убьёт планету, и всё равно сделали это, либо, как предполагают некоторые источники, они намеренно отравили планету, когда стало очевидно, что они проигрывают.
Во многих отношениях битва при Атракене была микрокосмом Войн клонов в целом. Ни Республика, ни Конфедерация не заботились о мирных жителях, и они доказали это на Атракене, где разрушили жизни тех, кого они должны были защищать.
Всё, о чем заботилась каждая из сторон, — это уничтожить другую. Республика просто хотела подчинить эти неблагодарные мятежные планеты Кольца, в то время как КНС хотела высосать из народа все ресурсы и отомстить Республике за смесь реальной и мнимой несправедливости. На Атракене они убивали друг друга и мирное население планеты из-за дуниевых шахт, которые в итоге ни одна сторона так и не смогла использовать.
Всё это подчеркивает бессмысленность Войн клонов, и показывает, насколько ненужной была вся эта бойня. Точно так же, как Атракен не должен был превратиться в мёртвую планету, галактика в целом не должна была страдать от этого конфликта.
Республика могла бы просто позволить входящим в неё мирам реализовать своё право на самоопределение, а Конфедерация могла бы довольствоваться независимостью вместо того, чтобы стремиться к мести. Как и в случае с битвой при Атракене, Войны клонов были ненужным кровопролитием, часто совершаемым только для того, чтобы не позволить противнику победить, и к тому моменту, когда война завершилась, каждая сторона оказалась проигравшей.
На этом всё. Надеюсь, что вам понравилась статья! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Всем удачи и да прибудет с вами сила!
Также рекомендую ознакомиться с другими моими статьями:
Всё, что вы могли не знать о битве при Дронгаре!
Всё, что вы могли не знать о битве при Кристофсисе!