В документальном сериале «Время вперёд» Захар Прилепин, рассказывая о временах НЭПа, вскользь, для иллюстрации, упоминает кусочек из песни «С одесского кичмана…».
— Товарищ, товарищ,
Болят мои раны,
Болят мои раны на руке.
… За что же мы боролись,
За что же мы сражались,
За что проливали нашу кровь?
Они ведь там пируют,
Они ведь там гуляют,
Они ведь там имеют всё новьё.
Решил послушать и прочитать полный текст этой песни.
Выбрал эпизод из сериала «Орлова и Александров», поскольку в оригинальной записи Утёсова из-за тогдашнего её качества некоторых слов не смог разобрать.
Не ожидал, что увиденное зацепит.
Батюшки-светы, что же я увидел в киноэпизоде?
…На приёме в Кремле в честь экипажа Валерия Чкалова, совершившего первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США, Сталин просит, даже уговаривает Утёсова спеть эту песню. Мало этого, сам подпевает артисту.
Киношный Сталин – какой-то убогий, сгорбленный духанщик с манерами тамады плохого пошиба. Ну, к этому мы привыкли, другим нынешние киношники, - строго блюдя теперешнюю «генеральную линию», - вождя зрителям и не представляют.
Но не это меня зацепило. В эпизоде исполнения блатной песни (слышали бы люди, жившие в те времена, что нынче со сцены и в эфире поют под вывеской «шансон») Лаврентий Берия, прохаживаясь среди гостей на приёме, принюхиваясь, присматриваясь, прислушиваясь, выискивает меж ними «врагов народа».
Ему ж со времён Хрущёва, «упырю и злому гению нашей истории», все зверства прежнего режима приписывают.
Вот тут-то я слегка опешил. Показалось - что-то не так в увиденном. Но что, не сразу понял. И, наконец, вспомнил. Понял, что зрителей разводят словно лохов (модный нынче лексикон).
Решил проверить свою догадку. Проверил. Я оказался прав в своём подозрении.
Объясняю.
Не могло то, что нам впаривают, происходить в действительности.
Нет, приём-то был. И Утёсов пел. Только, вряд ли Сталин подпевал. По нескольким причинам.
Во-первых, «вождь народов» был всё-таки вождём, а не духанщиком или захудалым тамадой.
Во-вторых, экранные события разворачиваются после гибели его жены Надежды Аллилуевой в 1932 году и убийства Кирова в 1934-м. Не тот настрой был после этих событий у Сталина, не тот, что нам кажут кинодеятели.
Так что, пение Сталина в сериал вставили для оживляжа и развенчания образа Сталина-вождя. Добавив для полноты образа слова, якобы сказанные вождём Утёсову: «Давай, похулигань». Что-то от Карлсона с пропеллером.
Да уж…
По воспоминаниям самого певца, во время того приёма, к Утесову подошел какой-то военный и попросил исполнить песню «С одесского кичмана».
Утесов растерялся — дворовая песня о «двух урканах» была запрещена. «Пойте», — сказал военный, — «товарищ Сталин просит».
В такой просьбе отказать было никак нельзя. Утесов исполнил блатную песенку, а потом, после долгих аплодисментов, повторил ее три раза на бис.
О пении Сталина в воспоминаниях - ни слова.
Поверю и в то, что Сталин не сам, а через порученца попросил Утёсова спеть.
Но меня зацепило поведение киношного Берии на приёме в Кремле.
Почему зацепило? Да потому, что… этого не могло быть в действительности.
Не мог Лаврентий Берия, ни присматриваться, ни прислушиваться, ни принюхиваться. Поскольку он в это время находился у себя дома, в Грузии.
А в Москву Берия был переведён летом 1938 года.
где сначала стал заместителем Николая Ежова по НКВД, а после отставки последнего в ноябре, возглавил это ведомство.
Итак, разрыв между тем приёмом в Кремле и приездом Берии в Москву - ровно год.
Но нынешняя «генеральная линия» по очернению, демонизации не только Сталина, но и Берии, запущенная Хрущёвым ещё в 1956-м году в его лживом докладе на XX съезде, докладе, положившем начало разрушению Советского государства, продолжает действовать и поныне.
Даже, несмотря на то, что по документальным сведениям, давно уже обнародованным честными историками,
С приходом Берии в НКВД масштабы репрессий в стране резко сокращаются. Естественно, что это решение принималось Сталиным. Но частичная оттепель связывалась в первую очередь с именем Берии.
Но ничего подобного в ближайшее время мы с экранов не увидим. Подобное не укладывается в русло «генеральной линии».
При этом, порой приходится слышать от властей, что нужно бережно относиться к истории нашей страны. Вон, даже в учебниках были обнаружены изъяны.
Кто-то, как нередко читаешь в комментариях, недовольно заметит: чего прицепился, это ж художественные фильмы и сериалы, а не документалистика. А факты, документы – это для учебников.
Вся беда заключается в том, что даже самые правдивые учебники прочитают, в лучшем случае, сотни тысяч школьников и студентов, а подобные фильмы увидят миллионы, возможно, десятки миллионов зрителей.
А г-дам киношникам хочется сказать: "Ежели всё, снятое вами, - художественный вымысел, то и того сгорбленного мужика с усами, что верховодит на приёме в Кремле, зовите не Сталин, а какой-нибудь Сванидзешвили. И не забудьте переименовать Утёсова, а заодно и Орлову с Александровым".
А после, врите, сколь вашей душеньке угодно. И желательно, не за государственный счёт.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.