Вернулась я к серии японских детективов "Хонкаку-детектив" от издательства "Эксмо". На этот раз в руки мне попал роман Юкито Аяцудзи "Убийства в десятиугольном доме". На создание книги автора, по его собственному признанию, вдохновило бессмертное произведение Агаты Кристи "Десять негритят". И правда, в тексте очень много отсылок к нему, роман знаменитой писательницы вспоминался постоянно. Но нет, это не списывание и не повтор. И не переосмысление. Это не "Японские десять негритят", как кричат маркетологи на суперобложке издания. Это оригинальное произведение.
Из аннотации:
Уединенный остров, где полгода назад произошло таинственное массовое убийство. Маленький клочок суши с вычурными зданиями — творениями странного хозяина этих мест, Сэйдзи Накамуры, среди прочих погибшего в той жестокой бойне. Поговаривают, его призрак до сих пор бродит там в темноте… Разве есть на свете более подходящее место для членов студенческого детективного клуба, обожающих такие тайны? Загадка, с которой им предстоит столкнуться, — вовсе не одна из кабинетных головоломок, к которым они привыкли: сами того не зная, детективы-любители отняли кое-что дорогое у покойного Накамуры, и теперь некто жаждет возмездия…
По законам жанра, читатель сразу узнаёт, что героев ждёт смерть. Остаётся только наблюдать за тем, как это происходит, как подкрадывается она к каждому "приговорённому". Да, здесь изначально ясно, что весь этот убийственный спектакль не что иное как месть. Но вот чья? Предположения возникают одно абсурднее другого, но в один момент подозрение падает на того, кто действительно виноват. И, надо признать, в хитроумии и творческом подходе ему не отказать.
Необычно, что в своем хонкаку-детективе при соблюдении основных канонов, автор всё же немного отходит от жанровых законов, добавляя вторую линию, которая происходит на "большой земле". Получается две линии: одна - происходящее в настоящее время на маленьком уединенном острове, вторая - расследование прошлогоднего преступления, с которым у текущих событий явно есть прямая связь.
На мой взгляд детектив Юкито Аяцудзи немного проигрывает своим "коллегам" по серии, так как многое здесь очевидно. Например, что убийца явно не из тех ребят, что объявили себя сыщиками и приехали на остров разгадывать загадку произошедшего в прошлом году преступления. Автор, конечно, устами своих персонажей не устает повторять мысль, что никого на острове кроме семи студентов нет, но ему не веришь. Убийца же сам наводит на себя подозрение, которое больше не снимается, т. е. тут не тот ход, когда писатель направляет мысль читателя на верный след, потом уводит в другую сторону, показывая, что этот след якобы ложный, и уже в конце вновь выводит к разгадке. Но всё равно это произведение - очень достойный представитель своего жанра, здесь хорошо продуманное преступление, неплохо прописанное противостояние умов, где выигрывает... упс, преступник. Несмотря на то, что он у нас угадывается рано, тем не менее автор без элементов неожиданности своих читателей не оставил. Хотя очень обидно в конце за тех, кто погиб. Но тут хорошая моральная дилемма. Можно ли назвать то, что они сделали преступлением? Нет. Легкомыслием и глупостью? Да. Но как назвать это, если из-за глупости и легкомысленности происходит трагедия? Да, злого умысла не было. Пошалили. Но, если бы подумали хорошо, то вряд ли бы стали осуществлять свой жестокий "прикол". Но это у нас тут дилемма, а в Японии мораль в другом - за содеянное должно последовать наказание. В той же мере. Тот, кто скорбел, не стал ждать, пока в дело вмешается карма.
Хочется отметить и персонажей. Пусть сам текст и не наделён сильной эмоциональной составляющей, здесь на первом плане другое, но вот в самих персонажах реакции и чувства показаны прекрасно. Интересен и главный герой - скучающий любитель головоломок Симада, который узнав о "привете" из прошлого, начинает своё расследование. Этот персонаж выбивается из череды других, как замечает его юный друг, Киёси Симада - необычный и очень интересный человек. Единственный минус, как по мне, этот незаурядный детектив слишком долго держал свои умозаключения при себе, а не щеголял умом и сообразительностью перед всеми окружающими, а стало быть и перед читающим. Объясняю это тем, что автор хотел заставить пошевелить мозгами самого читателя, удобряя вопросами и предположениями своего героя почву для понимания причин происходящего, а значит и путь к раскрытию личности преступника.
Итог - хорошо. В целом понравилось, так как главные задачи книга выполнила: увлекла, заставила мозг поработать, порадовала некоторыми ходами, очаровала главным героем. Правда, в концовке я его не совсем поняла... Есть предположения, конечно. По-человечески понять можно, но при этом не уходит ощущение неправильности такого завершения этой истории.
В конце хочу ещё отметить предисловие, написанное другим японским мастером детектива Содзи Симадой, в котором он кратко рассказал историю хонкаку.
Ещё выяснила, что по книге есть веб-манга, выпущенная в 2019 году, сценаристом выступил сам Юкито Аяцудзи, а художник - Киёхара Хиро. У нас она уже переводится энтузиастами.