В 1 месяц ваш малыш должен плавно прослеживать за движущимся предметом (т.е., не отрывая взгляда и не теряя его из виду). Сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете(игрушке)
Малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает плакать, по-другому двигается).
Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек..Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
У малыша наблюдается хватательный рефлекс Робинзона; пальцы сжаты в кулачок.
Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине.
Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.).
«Гуканье», «гыканье»: короткие звуки - «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением.
Серия игр для гармоничного развития ребенка.
Игры для детей от 1 до 2 месяцев
1 НЕДЕЛЯ ВТОРОГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ.
Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1 (от 1 месяца до 5-6 месяцев).
Положите ребенка на спину. Слегка отводить руки в стороны, затем прижимать к телу.
Упражнение 2 (от 1 месяца до 5-6 месяцев).
Положите ребенка на бок. Отводить руку, затем прижимать к боку.
Упражнения можно сопровождать проговариванием стихотворения:
Ручки мы поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова ручки разведем
И к себе скорей прижмем.
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Игра«Веселы все душки»
Привлекаем внимание ребенка к своему лицу, наклоняемся над малышом и отдаляемся от него, напевно, с различными интонациями читая стишок:
Тюшки-тютюшки,
Веселы все душки.
Подыму Фролку
На крутую горку,
Бух! Покатился,
С горки свалился!
Игра «Погремушки»
Привлекаем внимание ребенка к погремушке, вызываем слежение за ней, перемещаем ее вправо-влево, вверх-вниз. В случае необходимости поворачиваем голову малыша вслед за игрушкой. Вкладываем погремушку в руку ребенка и трясем , извлекая звук. Даем ребенку возможность самостоятельно рассматривать игрушки.
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Игра «Где,наша мама?»
Расположиться от малыша справа или слева так, чтобы он не видел разговаривающую с ним маму (или другого близкого человека). Нежно и ласково позвать малыша по имени. Внимательно наблюдать за ним. Если ребенок только прислушивается к голосу, а не пытается найти говорящего, повернуть его голову в свою сторону, предоставив возможность увидеть и услышать того, кто его звал. Затем позвать с другой стороны. Повторить игру несколько раз, все меньше и меньше помогая малышу.
В следующий раз звать ребенка то голосом нормальной громкости, то шепотом.
Игра «Колокольчик и барабанчик»
Слева, затем справа на расстоянии 50-60 см от ребенка позвенеть колокольчиком – вызвать слуховое сосредоточение. Если ребенок не пытается найти звучащий предмет, показать колокольчик, издающий звук. Медленно, по дуге двигать его, одновременно поворачивая голову ребёнка. Когда ориентировочная реакция на звук колокольчика угаснет, постучать в барабанчик – вызвать реакцию на другой звуковой раздражитель. Если ребенок не смотрит на звучащий предмет - повернуть его голову.
Вместо колокольчика в дальнейшем можно использовать любую мелодичную игрушку: погремушку, бубенцы, металлофон.
Развитие эмоциональных реакций.
Вызываем у ребенка ответную улыбку на эмоциональное обращение, формируем двигательную активность.
Игра «Малышок»
Нежно и ласково прижимаете малыша к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Декламируя стихи, поглаживаем ручки, ножки, животик ребенка, нежно тормошите его за грудку, улыбаемся , смотрим в глаза, то приближаем , то удаляем от него свое лицо.
Сшила мама
Малышу,малышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Сшила желтый кожушок…
Ой какой красавец наш малышок !
Во время чтения потешки можно также поглаживать ребенка перышком, комочками ваты, мягкой кисточкой.
Игра«Носик к носику»
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под его шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта поза называется «на весу». Приближаем свое лицо к лицу ребенка, протяжно говорим : «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!» На третье «да» прикоснемся своим носом к носику малыша. Можно последнее «да» пропеть чуть громче – это сделает игру забавнее. Повторяем игру несколько раз, изменяя тон голоса, делая его то высоким, то низким.
Положить малыша на пеленальный стол и повторить игру, произнося первое и второе «да» шепотом, а третье – обычным голосом.
Развитие движений руки.
Стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков, укрепляем мышцы руки и пальчиков при выполнении массажа.
Игра «Мышки»
Под проговаривание потешки выполняем легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке.
Мышки бегают по дому :
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи кусочек,
Заворачивай в платочек!
Далее под проговаривание потешки поглаживаем каждый пальчик ребенка со всех сторон:
Вот тебе кусочек сыру,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай!
И тебе кусок достался –
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
Игра «Похлопаем по маминой ладошке»
Положить малыша на спинку на пеленальный стол. Потираем кулачки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритм потешки похлопываем ладошкой ребенка о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
У малыша раскроются кулачки, и он будет разводить пальчики.
Развитие предпосылок активной речи.
Стимулируем произношение повторных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение, при проведении пассивной гимнастики губ.
Игра «Игра с губками ребенка»
Поиграть с губками ребенка: опускаем нижнюю губу, поднимаем верхнюю губу к носику (2-3 раза); поглаживаем губы ребенка вокруг рта по часовой стрелке, округляем их, пропевая : «О-о-о»; собрать губы в «трубочку» и пропеваем : «У-у-у»; опускаем нижнюю челюсть ребенка, произносим: «А-а-а», растягиваем губы: «И-и-и», слегка опускаем челюсть вниз: «Э-э-э».
Если у малыша в ходе этой игры возникает желание «поговорить», нужно поддержать его инициативу, вступив с ним в «перекличку».
Игра «Гули-гули, голубок»
Нараспев произносим потешку, стараемся вызвать у ребенка произношение звуков «гуканья». При появлении звуков повторить их за ребенком.
Гу-у-ули-гу-у-ули, голубо-о-ок,
Скушай сла-а-аденький блино-о-ок!
Гу-у-ули – гу-у-ули, не хочу-у-у!
Гу-у-ули – гу-у-ули, улечу-у-у!
Гу-у-ули – гу-у-ули, голубо-о-ок,
Скушай хле-э-эбушка кусо-о-ок!
Уж я хле-э-эбушек люблю-у-у,
Только со-о-олью посолю-у-у.
2 НЕДЕЛЯ ВТОРОГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ.
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Развиваем умение следить за перемещающейся игрушкой и лицом взрослого.
Игра «Неваляшка»
Взять неваляшку средних размеров. Сесть на пол на коврик так, чтобы спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместить ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Между собой и малышом поместить неваляшку. Привлечь внимание малыша к неваляшке: покачивать, потряхивать её. Если ребенок плохо фиксирует игрушку, погладить его ручки и положить их на неваляшку. Придерживая ручки ребенка на игрушке, потряхивать ее, покачивать, извлекая мелодичные звуки. Далее начинать медленно перемещать неваляшку из стороны в сторону, вверх-вниз. Медленно поворачивать голову малыша вслед за игрушкой вправо-влево.
Игра проводится 3-4 дня. Далее использовать варианты игры с другими игрушками: сюжетными и геометрическими погремушками, куклой.
Игра «Где мама?»
Привлекаем внимание малыша к своему лицу,надуваем щеки и.т.д. Взять ручку ребенка, обхватываем ее за локоток, и проводим ею по своему лицу, дотрагиваемся до щек, губ, носа, подбородка. Не забываем разговаривать с малышом и ласкать его. Отклоняемся вправо и влево, напевно произносим потешку:
Тюшки-тютешки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Игра «На дубочке, на дубочке…»
Не попадая в поле зрения ребёнка, читаем ему потешку сначала с одной стороны, затем с другой. Если малыш только прислушивается, но не поворачивает голову в сторону голоса, повернуть его голову.
На дубочке, на дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят
Все про Галеньку,
Все про маленьку.
Игра «Ищем музыкальную игрушку»
Включите музыкальную игрушку с одной стороны от ребенка, предоставляя ему возможность прислушаться к мелодии. Если малыш только затихает, услышав первые звуки музыки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, показать ее. Включить игрушку еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклонять музыкальную игрушку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии.
Повторить игру, включив музыкальную игрушку с другой стороны от малыша.
Развитие эмоциональных реакций.
Вызываем улыбку у малыша в ответ на эмоциональное общение, формируем двигательную активность.
Игра «Прыг-скок,прыг да скок »
Приближаем лицо ребенка к своему лицу, улыбаемся , проговариваем потешку:
Прыг-скок,да скок
Прыг да скок,
Села птичка на дубок.
Посидела на дубочке,
Отдохнула в холодочке,
Малых деток позвала:
- Червячков я принесла.
Игра «Цап-царап,цап-царап»
Смотрим в глазки малыша, поглаживаем его ручки, ножки, тормошим его, улыбаемся , под чтение потешки:
По ладошке,по ладошкам
По дорожке,по дорожке
Ходят маленькие киски ,
А в маленькие лапки
Спрятались царапки.
Цап-царап!
Развитие движений руки.
Игра «Привет, ладошка»
Играем с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживаем и разминаем пальчики ребенка:
Доброе утро
Солнце встает
Братец Федя,
Разбудил соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Развитие предпосылок активной речи.
Игра «Перекличка со звуками гуления»
Напевно, с различными интонациями произносить гласные звуки: «а, у, и, о», а также их сочетания: «агы-гы, агу-гу» и т.д. Чередуем громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием. Напеваем гласные звуки, делать паузу для стимулирования звукового взаимодействия.
Игра «На лугу»
Напевно, выделяем слоги «гу, га», произносим потешку. При появлении у малыша звуков «гуканья» повторить их.
Пляшут гу-у-ули на лугу-у-у
И поют: «Гу-у-у – гу-у-у! Гу-у-у – гу-у-у!»
Гусь гогочет: «Га-а - га-а – га-а!»
Встала радуга - дуга-а!
Ох, достать я не могу-у-у
Эту радугу – дугу-у-у!»
3 НЕДЕЛЯ ВТОРОГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ.
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Игра «Рассматривание султанчиков»
Приготовьте яркие, шуршащие султанчики разных цветов: красного, зеленого, фиолетового, оранжевого. Потряхивая вращаем султанчик, привлекаем к нему внимание малыша, добиваемся умения зафиксировать игрушку взглядом.
Игра «Карусель»
На перекладине между спинками кровати, на стойке или кронштейне в виде буквы «Г» на высоте не ниже 50-70 см подвесить карусель для малыша. Такие карусели продаются в отделах игрушек для самых маленьких. Но ее можно изготовить самим. Взять пяльцы, просверлить в них дырочки, пропустить сквозь отверстие яркую тесьму, выровнять карусель и подвесить ее так, чтобы она находилась у малыша над грудью. К тесьме прикрепить колокольчики, шары и другие игрушки.
Привлекаем внимание малыша к подвешенной над ним карусели, покачиваем ее вправо- влево, слегка потрясти, извлекая звук. Убедиться, что малыш ее увидел. Отходим от него, дать ему самостоятельно рассмотреть игрушки.
Через 2-3 дня поменять игрушки на карусели, т.к. малыш к ним уже привык и дольше рассматривать не будет.
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Игра «Как у наших у ворот»
Не показываясь в поле зрения малыша, читаем ему потешки, стимулируя поворот головы в сторону голоса.
Как у наших у ворот
Муха песенку поет.
Ай, люли, вот поет.
Ай, люли, вот поет!
Игра «Скок-поскок»
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребяток пущу.
Игра «Металлофон»
Играем на металлофоне, привлекая внимание малыша к игрушке и тем звукам, которые он издает. Отклонять его то вправо, то влево от малыша, побуждая его следить за игрушкой и прислушиваться к его звучанию. Затем поиграть на металлофоне справа от малыша, побуждая его слегка повернуть голову в сторону звука, а затем слева. Если малыш не пытается искать музыкальную игрушку, вновь показать ее малышу, стимулируя умение прослеживать за ней, прислушиваясь к ее звучанию.
Развитие эмоциональных реакций.
Вызываем улыбку у малыша в ответ на эмоциональное обращение, формировать двигательную активность.
Игра «Топ-топ-топоток»
Потормошите малыша, поглаживаем его по щечкам, по шейке, слегка покачивая из стороны в сторону, проговаривая потешку:
Топ-топ-топоток.
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
Игра «Тра-та-та-татушки»
Положить малыша на спину. Напевно произносим слова потешки. При проговаривании потешки прикасаемся и нежно похлопываем ребенка по разным частям его тела:
Тра-та-та-татушки,
Маленькие ушки,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
В какой-то момент прекратить игру, отстраниться от малыша, приглашая его к эмоциональному общению.
Развитие движений руки.
Укрепляем мышцы руки и пальцев.
Игра «Здравствуй, пальчик»
Поочередно поглаживаем и растираем каждый пальчик ребенка, приговаривая:
Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.
Игра «Пальчик-мальчик, выходи!»
Хорошая подвижность большого пальчика понадобится в дальнейшем для умения захватывать предметы и игрушки.
Поглаживаем ручки ребенка, его пальчики при этом читаем стишок:
Где же маленький пальчик?
Где маленький мальчик?
Пальчик-мальчик, выходи!
Ты на детку погляди!
То же сделать с пальчиком на другой руке.
Игра «Колобок»
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Этот пальчик быстро встал
И по кругу побежал.
Развитие предпосылок активной речи.
Вызываем у ребенка произношение повторных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение.
Развитие ребенка в норме.
Игра« Я по лугу…»
Напевно произносим потешки, вызываем у малыша произнесение звуков гуканья.
Я по лу-у-угу,
Я по лу-у-угу,
Я по лу-у-угу гуля-а-ала,
Я по лу-у-угу гуля-а-ала.
Я с кома-а-ариком,
Я с кома-а-ариком,
С комаром пляса-а-ала,
С комаром пляса-а-ала.
Игра «Гусь с гусятами»
Гусь с гуся-а-атами живе-о-от
В до-оме на лужа-айке.
Кто там го-олос подае-о-от?
Ну-ка, угада-ай-ка!
Га-га-га-га!
4 НЕДЕЛЯ ВТОРОГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ.
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Развиваем длительное зрительное сосредоточение на неподвижном предмете, лице взрослого.
Игра «Рассматривание погремушек»
Подвесить над ребенком погремушку, покачиваем ее, привлекаем к ней внимание малыша, побуждаем рассматривать игрушку. Через 2-3 дня меняем погремушку на новую.
Игра «Ой, люли-люлюшеньки»
Ласково разговариваем с ребенком, читая потешку улыбаемся приближаемся к нему и удаляемся от него:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам!
Где же, где же наш малыш,
Где же наша крошечка,
Где же, где же наш… (имя ребенка),
Где же наше солнышко!
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Развиваем умение поворачивать голову в сторону голоса взрослого.
Игра «Пошел котик на торжок»
Положить малыша на диван или на большую кровать. Вне поля зрения ребенка, справа или слева, произносим потешку. Внимательно наблюдаем за ним. Если малыш только прислушивается к голосу, а не пытается найти говорящего, поворачиваем его голову в свою сторону, предоставив возможность увидеть того, кто читал потешку, и еще раз услышать ее. Затем вновь читаем потешку вне поля зрения ребенка, стимулируя поворот его головы в свою сторону.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или детоньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и деточке снесу.
Игра «Курица»
Как по нашей улице
Пробегала курица,
Растеряла всех цыплят –
Шустрых желтеньких ребят.
Развитие эмоциональных реакций.
Вызываем ответную улыбку у малыша на эмоциональное обращение, формируем двигательную активность.
Игра «Веселый мячик»
Положить ребенка на живот. Привлекаем его внимание к большому разноцветному мячу, слегка его покачиваем, весело, оживленно произносим потешку:
Я прыгун – веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет.
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет!
Игра «Привет»
Наклоняемся к малышу, улыбаемся читаем стишок, сопровождая его называемыми действиями:
Привет, привет, я так тебя люблю.
Привет, привет, потрогать тебя могу.
Привет, привет, потрогать маленький носик.
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик.
Повторяем стишок, изменяя при этом последние две строчки, называя разные части лица: глаза, уши, щеки, губы.
Развитие движений руки.
Игра «Это кто у нас?»
Перебираем поглаживаем и растираем пальчики малыша:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик:
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки.
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный,
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней:
Прятались, смеялись,
Вместе кувыркались.
Пальчик указательный
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
Спрашивать всегда мастак!
Этот пальчик наш большой!
Он в хорошем настроенье:
Ел клубничное варенье.
Игра «Мамин пальчик»
Взять гладкую и шероховатую ленты, шнурок с узелками, завязанными на расстоянии 5 см один от другого.
Поглаживаем ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложить свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируем хватательный рефлекс, произносим потешку:
Привет, привет, дружок!
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком!
Затем накрутить атласную ленту на указательный палец правой руки провести ею по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец, на который накручена лента. Побуждать малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично провести упражнение с лентой с шероховатой поверхностью, так же произнося потешку. Через 3 занятия поочередно класть на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не фиксируя их рукой. Ребенок обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает.
Развитие предпосылок активной речи.
Вызываем у ребенка произношение повторных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение.
Игра «Напевание и поглаживание»
Показать ребенку пуховку или кусочек ваты. Поглаживаем личико, шейку, ручки, ножки малыша, нежно проговаривать:
Ля, ля, ля, ля, ля.
Ля, ля, ля, ля, ля.
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою
Если в ходе игры у ребенка появились звуки гуканья, поддерживаем их: поговорить с ним, используя его звуки.
Игра«Малютка»
Напевно произносим потешку, стараясь вызвать у малыша звуки гуканья.
Хорошо мне в колыбе-е-ельке,
В те-о-оплой ма-а-аленькой посте-э-эльке.
Просыпа-а-аюсь и пою-у-у
Звонко пе-э-эсенку мою-у-у.
Я пою: «А-гу-у-у, а-гу-у-у!
Улыба-а-аться я могу-у-у!»