Найти в Дзене

Что такое верховная власть, нация, государство?

Политическая сознательность – это понимание тех законов, по которым живет человеческое общество и государство. Углубляя и расширяя эту область познания, государственное строительство становится более осознанным, лишенным всяческих импульсных решений, ошибок, тупиковых идей, заблуждений, позволяя планомерно развиваться обществу и государству.

Современная гуманитарная наука, а конкретно теория государства, находится в очень плачевном состоянии. Сейчас её и наукой назвать сложно. Скорее это совокупность, мифов, социальных миражей, умозрений, штампов, субъективизмов, маскирующихся под видом философии. В государственном праве, к сожалению, субъективный элемент личных вкусов и желаний, политическая конъюнктура господствует над объективным наблюдением явлений. Нет каких-либо четких понятий и теорий, доступно объясняющих, как же все-таки и по каким принципам живут люди на нашей планете, что ими движет и чем руководствуются, когда принимают решения. По моему мнению, Лев Александрович Тихомиров, как один из выдающихся русских мыслителей точнее всех раскрыл понятия верховной власти, общества, государства.

Что связывает людей в обществе? Что лежит в основе общественности и определяет ее законы?

В кооперацию вступают не сами организмы, а только их нервные центры. Когда несколько волков соединяются в стаю, кооперируют не сами по себе их зубы или лапы, не сами по себе тела их, а их нервные центры, лишь принуждая каждый свое тело, свои зубы и лапа помогать другим сотоварищам по кооперации. Смотря на общество глазами биолога, мы должны назвать общество кооперацией нервных центров, мозгов. А что такое нервный центр с точки зрения биологии? Это орган, регулирующий поведение человека на основе ощущений, сознания и инстинктов. В первую очередь природные инстинкты являются мотиватором для любой биологической особи, в том числе и человека. Только на почве этих способностей и возможно кооперация нервных центров, т. е. самих организмов.

Законы общественности, а стало быть и политики развиваются из психического источника.

Но всякая кооперация представляет некоторое направление в одну сторону этих разнообразных и противоположных стремлений и желаний, то есть сама по себе предполагает некоторую направляющую силу, другими словами – некоторую власть. И эта власть может появиться из тех же желаний, целей и стремлений, которые кооперация кладет в основу общественных явлений. Таким образом власть рождается одновременно с самим общественным процессом. Власть является последствием общественного процесса, и одним из необходимых условий его совершения.

Явления власти – основной фактор политики.

Власть – есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, а значит в известном смысле им подчинена и без их поддержки существовать не может.

Сообразно с выбором того или иного решения – появляются и различные принципы верховной власти, появление которой составляет появление государства, объединяющего под своим владычеством все мелкие и частные союзы социального строя.

Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение всех исторических тысячелетий народы всевозможных племен и стадий развития своим умом и опытом всегда и повсюду были приводимы к одной идее государственности.

Государство есть высшая форма общежития. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом. В нем верховная власть служит представительницей высшей воли общественной, каков бы ни был образ правления. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает таким образом твердый порядок в обществе.

Только в свободном и независимом (суверенном) государстве люди находят высшее орудие для своей безопасности, права и свободы. Можно сказать, что это политическая аксиома. В государственном союзе народ объединяет свои силы, дисциплинирует их и направляет их для достижения своих целей.

Власть конечно предполагает подчинение. Но создавая власть, которой должны подчиняться, люди не жертвуют свободой, потому что при этом мы, вместо подчинения стихийным силам, подчиняемся самим себе, а именно тому, что сами сознаем необходимым. Таким образом, мы лишь выходим из слепого подчинения обстоятельствам и приобретаем независимость (суверенитет)- первое условие свободы. Торжество государственности всегда неизбежно, и в конце концов, с какой бы теоретической анархии мы ни начали, а кончим всегда восстановлением государственности.

Наиболее бесспорную черту государственности составляет сознательность и преднамеренность творчества, и затем присутствие власти и принуждения. Обе черты тесно между собою связана. Необходимость прибегать к принуждению для устранения препятствий характеризует всякое преднамеренное творчество, которое, предназначая себе известную цель, тем самым устанавливает себе известную линию прохождения, а стало быть предопределяет этим устранение всего того, что на этой линии может мешать достижению цели.

Нужно обратить внимание на то, что в государственный союз вступают не просто люди, отдельные, изолированные, не имеющие других интересов кроме государственных. У людей изолированных не может быть государственных интересов, таким людям государство не нужно, и составляло бы для них лишь бесполезное иго. Государственный интерес может появиться только у людей, уже предварительно соединившихся в более элементарные социальные группы, и здесь получивших некоторые интересы, требующие согласования и охранения, а равно имеющих потребность обеспечить свою личность от эксплуатации самими же групповыми силами. Для таких людей – для членов социальных групп – государство становится действительно нужно и даже необходимо с того момента, когда переплетаются интересы этих групп, не допуская их разъединиться; но в то же время и порождая их взаимную борьбу и эксплуатацию. Тут становится необходимым высший объединительный и примирительный принцип с собственною для его задач властью. Этот социальный фундамент для государства и представляет нация, т.е. народ или совокупность племен, достаточно объединенных чем-либо материально и нравственно: тут имеют уже значение и территория, географически условия, условия труда, языка и тд. В этой совокупности групп, семейных родов, общин, корпораций, классовых слоев, - более или менее сложившихся в единое общество. Тогда и может возникнуть потребность в государстве, т.е. высшем союзе, построенном не на частном или групповом интересе, а на интересе общем, т.е. всех их одинаково охватывающем и всем обеспечивающим союзное существование.

Отсюда необходима связь государства с «нацией», «всем народом», т.е. с совокупностью частных групп, связь с территорией на которой живет народ.

Итак, в государстве мы осуществляем условия существования не корпоративного, не сословного, не какого-либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого.

Сохраняя лишь то, что существенно для государства, - мы можем определить государство, как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, для цели общего блага, под соответствующей ему верховной властью.

Государство состоит из двух необходимых элементов:

1. Союз людей, расслоенных по социальным группам;

2. Верховную власть.

Если мы постараемся встать на почву фактов, - то увидим вышеуказанные основные элементы государства (союз граждан и верховную власть), в некоторой постоянной обстановке, не меняющейся ни в каких государствах.

Отсюда можем сделать очень важный вывод (аксиома №2): Государств без верховной власти не существует. Другой вопрос, является ли эта верховная власть силой внешней, по отношению к этому государству, или это сила внутренняя (национальная), но этот вопрос будет рассмотрен позже.

Выделим четыре основных понятия (элемента):

1. Нация (народ, общество, социум) представляет собой всю массу людей и групп, коих совместное проживание на определенной территории порождает идею верховной власти, над ними одинаково владычествующей.

2. Государство, представляет собой форму организации жизни людей в виде совокупности верховной власти и подчинившихся ей граждан, членов нации.

Государство помогает сплочению народа, и в этом смысле способствует укреплению общества. Но государство отнюдь не заменяет и не упраздняет собой общество. Вся история полна примерами того, что народ переживает полное крушение государства и через столетия снова способен создать его. Народ есть основа, при слабости которого слабо и государство; государство, ослабляющее нацию – тем самым доказывает свою несостоятельность.

3. Органы власти или власть управляющая, (система публичной власти, правительство, администрация, суды, госбанк) – организация системы управления в государстве. Органы публичной власти организуются верховной властью, но не есть сама верховная власть, а только инструмент.

Важно также понимать как соотносятся между собой эти понятия:

1. Нации и верховной власти;

2. Верховная власть и органы власти;

3. Правительство и нация;

В первую очередь, как мы уже выяснили, нация порождает верховную власть, согласившись подчиниться под общим объединительным началом, идеей, принципом, тем самым народ является источником верховной власти. Верховная власть (Суверен) не является правительством. Члены государственного союза к органам государственной власти являются гражданами, они имеют свои права и обязанности, также как и органы власти. В обоих случаях права и обязанности определяются верховной властью, а правительство – есть не более как орудие управления, само по себе никакой самостоятельной власти не имеющее, и пользующееся лишь теми полномочиями, какие ему дарованы верховной властью. Органы власти есть создание практических условий времени и места. Верховная власть организует правительство по собственной идее, то есть применительно к содержанию своей идеи. Но если эта идея не настолько ясна, чтобы допустить такую организацию в достаточном чистом виде, или если практические условия несовместимы с организацией органов власти на основе данного принципа, то в организации правительственной могут появиться силы и принципы даже прямо враждебные данной форме верховной власти. В таком положении оказалась Россия в начале 20 века.

Нужно понимать, что верховная власть и правительственные учреждения имеют всегда раздельное существование, и их интересы и стремления не всегда совпадают, а могут приходить и в полное противоречие.

Но общий социальный закон явлений состоит в том, что каждая организация, раз сложившись, стремится вырасти как можно больше, стать как можно более самостоятельною, и, по мере возможности, господствовать над другими. При этом всякая такая организация (в том числе и государство) получает стремление развиваться все далее и все логичнее из своего собственного содержания, по своему принципу. Это общий закон всего живущего. Он одинаково сказывается и в правительственных учреждениях, и тем сильнее, чем они лучше поставлены.

Каждое отдельное государство, является отдельным субъектом, отдельной организацией. И поэтому, следуя закону природы, каждое государство стремится занять как можно большую территорию, в идеале занять всю территорию которую, возможно. И понятно, что в этом стремлении его может остановить только другое государство или группа других государств, ведь они сами имеют точно такие же стремления. Из этих противоборств государств, а до этого других социальных групп людей, по сути и состоит история человечества. Этот процесс называется конкуренцией наций (государств).

Отношения верховной власти к нации, вследствие этого, также требуют постоянного политического искусства, с ослаблением коего могут извращаться. Именно в правильном отношении к нации верховная власть почерпает силу для постоянного держания в своих руках власти управительной.

Управляющая власть всегда имеет стремление привести верховную власть в пассивное состояние, сохранив деятельную роль лишь для себя. Нация, народ, напротив, всегда имеют стремление поддержать прямое действие верховной власти, ибо лишь проявления верховной власти защищают народ, нацию от постепенного порабощения управительными властями. Поэтому-то верховная власть всегда может опереться на народ в борьбе со всяким произволом органов власти – аристократического, политиканского, бюрократического характера. Отрезанная же от народа, верховная власть – напротив, всегда рискует оказаться в заложниках.

Обрисованная структура национально-государственного тела должна быть ясно понимаема для возможности политического искусства. И эта структура состоит, как уже сказано из следующих элементов:

1. Нация (народ), остающаяся живою и при возникновении государства, и образующая строй социальный, в основе которого лежит фактор выживания, с расстройством которого рушится и государство. Ее отдельные члены являются по сути подданными в отношении верховной власти, но являются гражданами в отношении к органам государственной власти;

2. Верховная власть, которая в совокупности с народом образует –

3. Государство;

4. Органы власти (власть управляющая), подчиненные верховной власти и ею организуемое в целях государственного управления.

В человеческом обществе есть несколько элементов силы, влияния на окружающее. Вся жизненность управления зависит от умения пользоваться внутренней связью, которая на тысячи пунктов существует между государством и территориальными, классовыми, сословными, родовыми и т.д. союзами, создаваемыми общественной жизнью. Тут существует множество центров влияния, основанных на различных способах иметь власть, а потому в многоразличных проявлениях постоянно живут все принципы власти. Они не исчезают никогда и нигде, как не исчезают различного рода организации, возникающая на их основе, и для жизнь социальной все, в своем роде, необходимы. Но когда возникает государство – это означает, что возникает идея некоторой верховной власти, не для уничтожения частных сил, но для их регулирования, примирения и вообще соглашения. Без такой владычествующей силы частные силы, по самой противоположности своей идеи, обречены на борьбу. Смысл верховной власти состоит в общем обязательном примирении.