Найти в Дзене
Писатель Юлия Кожева

Спектакль «Циники» в театре им. Моссовета

«Циники» – сложный по структуре и темам роман Анатолия Мариенгофа 1928 года. В России книгу выпустили только в 1988 году. Автор размышляет, как цинизм стал спасением для части образованных умных людей, которые столкнулись с ужасами революции, гражданской войны и первых лет советской власти. Вся история занимает десятилетие с 1918 по 1928 год. В центре повествования – любовь Владимира и Ольги. А фон – смутная Москва, в которой очень сложно выживать неприспособленным к бытовым трудностям людям. Режиссер Сергей Аронин (выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ) поставил спектакль «Циники» на малой сцене театра им. Моссовета в 2012 году. Действие начинает рассказчик – Павел Александрович, «историк мировой величины» (актер Евгений Ратьков), портретно схожий с Мариенгофом, – который ведет лекцию о сущности революции. Где и кому он ее читает, пока не ясно. Музыкальная интермедия вводит зрителя в эпоху становления советской власти. Звучит развеселая песня чистильщика о

«Циники» – сложный по структуре и темам роман Анатолия Мариенгофа 1928 года. В России книгу выпустили только в 1988 году. Автор размышляет, как цинизм стал спасением для части образованных умных людей, которые столкнулись с ужасами революции, гражданской войны и первых лет советской власти.

Вся история занимает десятилетие с 1918 по 1928 год. В центре повествования – любовь Владимира и Ольги. А фон – смутная Москва, в которой очень сложно выживать неприспособленным к бытовым трудностям людям.

Режиссер Сергей Аронин (выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ) поставил спектакль «Циники» на малой сцене театра им. Моссовета в 2012 году.

Действие начинает рассказчик – Павел Александрович, «историк мировой величины» (актер Евгений Ратьков), портретно схожий с Мариенгофом, – который ведет лекцию о сущности революции. Где и кому он ее читает, пока не ясно.

Музыкальная интермедия вводит зрителя в эпоху становления советской власти. Звучит развеселая песня чистильщика обуви в сопровождении гармошки и скрипки, мелькают прохожие, одетые в грамотно воссозданные костюмы, соответствующие эпохе.

На небольшой сцене удачно простроены декорации-трансформеры: белые плоскости, которые позволяют моделировать пространство для каждой мизансцены. Они прострелены узором-перфорацией в виде очертаний Кремля, который, подсвечивается, создавая красивый эффект ночной Москвы.

Наконец происходит встреча рассказчика и одного из главных героев пьесы – Володи (актер Алексей Трофимов). И он рассказывает историю своей любви к Ольге (актриса Евгения Крюкова). Скорее всего, по замыслу режиссера, Ольга – девушка не от мира сего: из состоятельной семьи, не приспособленная к жизни. Она вынуждена выживать в голодной страшной революционной Москве и потому действует по обстоятельствам. Всё, что у нее есть – внешняя привлекательность и умение поставить себя в любой компании. Но излишняя ненатуральная манерность начинает раздражать с первых же минут ее появления.

Если бы манерность была показной – для мужчин, а потом девушка расслаблялась и становилась обычным человеком… Или хотя бы нам показали – откуда взялись эти неестественные ужимки. Приподняли завесу внутреннего мира героини. Но этого не произошло. Перед зрителем – лишь странная оболочка человека.

Она идет по жизни – от одного мужчины к другому, из одной постели в другую. Её мотив – заработать на жизнь, прокормиться…

Второй женский персонаж – Марфуша (актриса Анна Гарнова) – живой. И все остальные персонажи – брат Владимира, Сергей (актер Дмитрий Щербина), любовник Ольги нэпман Докучаев (актер Сергей Виноградов) – живые.

Отсутствие главной героини, но присутствие ее оболочки мешает погрузиться в атмосферу спектакля. Нет сочувствия, сопереживания. И вся постановка становится малопривлекательной искусственной оболочкой. Забавные моменты не смешны, лирические – не трогательны.

В чем цинизм героев? В смаковании натуралистических подробностей (клизма, цитаты из «Сатирикона», рассказ об ужасах голода, подробное описание разлагающихся туш лошадей)? В частом уподоблении героини проституткам? В том, что она спит с богатым Докучаевым за деньги? Все это представляется натянутым. Возможно, режиссеру не удалось верно поставить задачу перед исполнительницей главной роли...

Музыка, свет, вокальные номера, костюмы, декорации, игра большинства актеров взятые отдельно достойны похвалы.