КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ. Не для кого не секрет, что игромания (как вид зависимости) набирает обороты день изо дня, превращаясь в большую проблему, мимо которой уже никак нельзя пройти мимо. Этот вид зависимости встречается не только у детей, об этом мы еще поговорим, сегодня же уделим внимание детям и подросткам. Для начала, нужно определить, что такое игромания.
Игромания - это наблюдаемое увлечение играми, которое может приводить к проблемам со здоровьем, общением, учебой или работой. Она может проявляться у людей всех возрастов, но особенно часто встречается у подростков. Психология игромании очень сложна и включает в себя множество факторов. Сегодня разберем 3 основных фактора, и самое главное, разберемся что с этим делать.
1. Личностные факторы: такие, как склонность к азартным играм, неустойчивость эмоционального состояния, стремление к признанию и успеху.
Происходит некое сужение интересов ребенка в сторону компьютера (телефона), больше ничего его не интересует, другие хобби и интересы отсутствуют, он все реже и реже общается и встречается со своими друзьями, в то время как игр становится все больше. Каковы причины столь сильной зависимости? Первая - наследственный фактор, если в окружении геймера, есть зависимые родственники, то скорее всего и в нем, данное явление, данная особенность психики проявится, но уже в более современной форме.
2. Социальные факторы: такие, как недостаток поддержки в семье или школе, социальная изоляция, наличие друзей, которые также занимаются играми.
Социальный фактор играет огромную роль, так как это непосредственно семья и окружение. Если взглянуть на семью геймера, это, как правило, неполная семья, где только мать, чаще всего она авторитарная, или мать, которая всегда вызывает чувство у подростка манипуляционными способами, или полная семья, где роль отца настолько неощутима, что как будто его нет. Находясь в такой семье, подросток "убегает" в зависимость, в данном случае, в игры.
3. Факторы игры: такие, как высокая степень вовлеченности в игру, ее увлекательность и интересность, доступность и удобство использования.
Что дает игра мальчикам (как правило, игроманией страдают чаще мальчики). Первое-это красочный мир, который кардинально отличается от реальности. Особенно это актуально, если речь идет о поселках, селах и старых районах города, где нет развлечений, у них неинтересная школа (без активной социальной жизни), и единственный интересный "мир" куда бежит подросток за радостью, информацией и эмоциями - компьютер. Естественно в игре присутствуют и удерживает внимание игромана искусственное целеполагание, игра всегда разделена на уровни, в каждом уровне есть легкая и понятная достижимая цель, приодолев которую подросток получает наслаждение, иллюзию контроля, тут нужно вернуться во второй фактор, в семье на него кричат, манипулируют или не замечают, и он не знает, что с этим делать, в школе плохие оценки, и он не знает что делать, а в игре же, все понятно, все под контролем и есть ощущение свободы и понятности. И та самая быстрота, с которой подросток достигает успеха в игре, она несет в себе стойкий эмоциональный эффект и не только эмоциональный, но и как ему кажется физический, потому что там он зарабатывает деньги, покупает дорогие машины и "работает" на хорошей работе, он успешен. Немаловажным является тот фактор, что с помощью игры, подросток выпускает свой гнев, которого в нем очень много (он копит его на школу, на родителей, на себя и т.д.). В реальной жизни, он вынужден сдерживать гнев, в игре он может купить оружие и ...выпустить гнев и обиды. Современные игры давно стали так же местом общения по интересам, где есть элемент соревнования, что для мальчиков является важным фактором. Так же, в игре продуманны маркетинговые пути, если что-то не получается, игрок получает множество подсказок, и так или иначе приходит "к успеху" и в этот момент, у подростка появляется то чувство нужности, в том мире ему помогут, подскажут, поймут, не осудят, в то время как в реальной жизни чаще всего, все наоборот.
Почему мальчик не делает ничего, кроме игры, давайте взглянем с этой стороны, почему компьютерные игры все же превращаются в зависимость? Потому что, чаще всего, ему попросту больше нечего делать, нечем заняться, его родители не структурировали его день и его жизнь таким образом, чтоб у него были другие хобби и увлечения, они его ничем другим не заинтересовали при этом видя, что в школе нет контакта с учителями, или подросток не понимает предмет и т.д. Задача родителей направить гиперэнергию ребенка в то, что ему интересно или необходимо в будущем, так как именно взрослый родитель берет ту ответственность за будущее данного ребенка.
Какие чувства возникают в ребенке, когда он перестает играть? Так как во время игры ребенок теряет контроль над временем, он попросту забывает сделать свои дела, он их забрасывает (та же домашняя работа, обязанности по дому и т.д.) Как только он "выходит" из игры, понимая, что уже поздно, а он не выполнил то, что должен был, ребенок начинает сильно и тревожится и винить себя, вообще любое отвлечение (после долго часовой игры) от компьютера вызывает у него колоссальное чувство тревоги и вины, которое очень часто на него "взваливают" его родители, проецируя свою личную неудовлетворенность на него, буд то он виноват, хотя на самом деле именно родители не могут справиться с воспитанием (это очень важно принять и понять!). Не забывайте, что любая зависимость строится на СОЗАВИСИМЫХ отношениях, эта целая дисфункциональная семья, сообщество, где каждый его член оказывает влияние на другого.
ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? Как только становятся понятны причины и проблемы, становится понятнее как ее решить. Первое, это то, чего делать не надо - отключить компьютер и запретить играть, используя при этом авторитет, не работают так же фразы "это для твоего здоровья", "это что б ты себя контролировал" и т.д. В этом вопросе важно зацепиться за то, что он находит в этой игре, какой пункт относится к нему, какую проблему он решает через игру. Конечно, вы можете спросить его напрямую, но если эмоциональный контакт нарушен, то и ответа не будет. Поэтому в первую очередь разберитесь в себе, поймите, что это не только его проблема, но и ваша. Присмотритесь в какие игры он играет и наладьте контакт с ребёнком только потом, когда он поймет, что его приняли, поняли он начнет с вами говорить о своих проблемах и желаниях.
Вторым этапом задайте себе вопрос, Что вы делаете не так? Какие конфликты в семье (в школе) заставляют ребенка "уходить" в игры, какие ваши поступки и слова вызывают в нем гнев или раздражение. Как возродить эмоциональную близость? Стоит помнить, что любая зависимость - это бегство от реальности и свободы. Выяснив это, узнайте чем бы хотел заниматься ваш ребенок (он может потом передумать, и попробовав уйти) отдать его на секции, нанять репетиторов, может купить велосипед, скейт и т.д., но и не забывать, что интеллектуальная нагрузка очень важна, та, что нравится ему, а не только та, которая в школе. Ну и не нужно забывать про свободное время.
Если все же самостоятельно эту проблему решить не получилось, обращайтесь за помощью к специалистам, не теряя времени, так как данная проблема существует и несет ряд тяжелых последствий для ребенка как психико - эмоциональных, так и физических.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
6 минут
5 прочтений
8 марта 2023