Найти в Дзене
Виктор Никитин

Canned Heat - На пути к забвению

Как кантри-блюзовая группа, Canned Heat входят в число самой элиты. С точки зрения мощности буги-вуги им нет равных. Группа Canned Heat, название которой можно перевести как "Консервированный жар (тепло"), но скорее всего название группы имеет значение как "банка сухого спирта". Их девизом было “Не забывай буги”, оказалась под угрозой быть забытой после потрясающего расцвета в 1960-х и начале 1970-х годов, когда их бренд честного, сырого и цельного блюз-рока сделал их постоянными фаворитами фестивалей и обеспечил им высокие продажи их классических альбомов и нескольких синглов – “On The Road Again”, “Going Up The Country” и “Let's Work Together”, – которые сейчас вновь привлекают внимание их поклонников и пересматриваются в сети и которыми можно наслаждаться. Основные участники группы Алан “Слепая сова” Уилсон, “Боб“Медведь” Хайт, Ларри “Крот” Тейлор, Генри “Подсолнух” Вестин и Фито “Кошачьи глаза” Де Ла Парра специализировались на психоделическом R& B, который был украшен безумными му

Как кантри-блюзовая группа, Canned Heat входят в число самой элиты. С точки зрения мощности буги-вуги им нет равных.

Canned Heat
Canned Heat

Группа Canned Heat, название которой можно перевести как "Консервированный жар (тепло"), но скорее всего название группы имеет значение как "банка сухого спирта". Их девизом было “Не забывай буги”, оказалась под угрозой быть забытой после потрясающего расцвета в 1960-х и начале 1970-х годов, когда их бренд честного, сырого и цельного блюз-рока сделал их постоянными фаворитами фестивалей и обеспечил им высокие продажи их классических альбомов и нескольких синглов – “On The Road Again”, “Going Up The Country” и “Let's Work Together”, – которые сейчас вновь привлекают внимание их поклонников и пересматриваются в сети и которыми можно наслаждаться. Основные участники группы Алан “Слепая сова” Уилсон, “Боб“Медведь” Хайт, Ларри “Крот” Тейлор, Генри “Подсолнух” Вестин и Фито “Кошачьи глаза” Де Ла Парра специализировались на психоделическом R& B, который был украшен безумными музыкальными способностями каждого участника. Уилсон был признан лучшим представителем хроматической губной гармоники за свою слишком короткую жизнь, в то время как Хайт тоже неплохо играл на этом инструменте, Уилсон и Вестин с одинаковым щегольством исполняли обязанности электрогитары и акустической гитары, а ритм-секция Де Ла Парры и Тейлора поддерживала гипнотический ритм.

Архетипические антигерои эпохи хиппи Canned Heat пережили стремительную, но короткую удачу и личную трагедию. Уилсон и Хайт умерли слишком молодыми, и Вестин тоже погиб при печальных обстоятельствах. Хотя их крутые подвиги настолько легендарны, что они вряд ли похожи на школьные байки, когда говорят о невероятном употреблении группой запрещенных веществ и чрезмерном употреблении алкоголя, Canned Heat не определяются неудачными эпизодами, которые омрачили их путь наверх; скорее, они, казалось, мужали благодаря невзгодам и их часто называли как "проклятые выжившие". Их музыка по-прежнему любима, особенно диски классической эпохи, которые охватывают период с 1965 года и включают известные выступления с Джоном Ли Хукером. Их концертные альбомы также являются торжеством блюзовой формы, и для тех, кому чуть более 30 и они не застали их на сцене, есть несколько первоклассных сборников, чтобы начать этот процесс знакомства с очень хорошими музыкантами.

Хотя они собрались вместе в Topanga Canyon и записались в Лос-Анджелесе, Canned Heat не были полностью продуктом калифорнийской мечты. Алан Уилсон отправился на запад из Бостона со своим другом, иногда наставником и коллегой–музыковедом Джоном Фейхи, оба разделяли искреннюю любовь к блюзу Скипа Джеймса, Сон Хауса, Чарли Паттона и Томми Джонсона, человека, чья песня “Canned Heat” - исполненное скорби предупреждение тем беднягам, которые пили дешевый этанол, о котором говорилось в песне, дала им их название.

Боб Хайт был заядлым коллекционером музыки с непревзойденным вкусом, чьи путешествия по Глубокому Югу (Deep South) в поисках винтажного винила позволили ему собрать непревзойденный и бесценный склад, полный важных пластинок на 78 оборотов. Вестин также хорошо разбирался в блюзе и недолго играл в раннем воплощении The Mothers of Invention. Легенда гласит, что Фрэнк Заппа попросил его уйти, потому что Генри был слишком чокнутым! Это может быть апокрифом, но, вероятно, это не так, поскольку Вестин был просто очень решительным и несколько неуравновешенным человеком, но тем не менее сильнейшим гитаристом.
Самые ранние записи были сделаны с Джонни Отисом в 1965 году, знавшего все блюзовые стандарты. В то время ритм-секцию составляли Фрэнк Кук на барабанах, на самом деле больше похожий на джазового кота, и авангардный басист Стюарт Бротман, который присутствовал на сессиях, прежде чем уйти в Kaleidoscope. Он был заменен Марком Андесом. Молодая блюзовая группа имела название
Canned Heat Blues Band, ансамбль, помимо которого было еще много чего интересного в мире тогдашней современной музыки, и играла в Human Be-In в 1966 году.

Менеджеры Скип Тейлор и Джон Хартманн покинули филиал агентства Уильяма Морриса на Западном побережье, чтобы присматривать за группой, после того как Скип впервые увидел, как они гипнотизировали толпу на вечеринке братства Калифорнийского университета в Лос–Анджелесе (что-то вроде встречи выпускников), где они были хедлайнерами, а The Doors играли у них на разогреве. В июне 1967 года Canned Heat стали одной из главных групп на поп-фестивале в Монтерее (17 июня), и журнал Down Beat решил, что они увидели будущее белого блюза в лице Уилсона и Вестина и их команды. Часть этих съемок доступна для просмотра в документальном фильме Д.А. Пеннебейкера об этом событии, так что увидеть - значит поверить.

Их первый настоящий альбом под названием просто Canned Heat (1967) был спродюсирован Кэлом Картером и следовал формуле исполнения только блюзовых каверов. Подписав контракт с лейблом Liberty Records, Canned Heat пережили первую из своей длинной череды внутренних катастроф, когда их арестовали в Денвере, штат Колорадо, и они попали в местные новости под совершенно надуманным причинам.

Но это фиаско начало придавать им шик нарушителей общественного порядка, который был одновременно благом – поскольку они привлекли толпу закоренелых байкеров - и также обузой, как только руководители звукозаписывающей компании столкнулись лицом к лицу с их окружением.
Сам альбом замечательный, с превосходными версиями “Rollin’ and Tumblin’” (Мадди Уотерс), “Dust My Broom” (Роберт Джонсон /Элмор Джеймс) и продолжительной интерпретацией “Catfish Blues” Роберта Петуэя, которая стала шаблоном буги-вуги.

Хотя этот альбом достаточно хорошо продавался в Калифорнии, именно последовавший за ним альбом Boogie with Canned Heat принес им настоящую известность в 1968 году, поскольку в нем был представлен оригинальный материал, такой как переделка Аланом Уилсоном песни Флойда Джонса “On the Road Again”, которая вошла в десятку лучших. Благодаря приглашенным гостям, Доктору Джону и Санниленду Слиму, добавившим фортепиано (Доктору Джону также приписывают его аранжировки для валторны), эта пластинка стала ультрахиповым произведением того времени и хорошо продавалась как в Европе, так и в Америке.

С Ларри Тейлором и Фито де ла Паррой, которые теперь поддерживали бэкбит, они набирали силу в двойном альбоме “Living the Blues” (1968), Уилсон снова поразил публику своей блестящей "Going Up the Country", исполненной его фирменным фальцетом. Эта песня стала неофициальным гимном Вудстокского фестиваля в следующем году. Первая сторона этого эпического произведения состоит из формально идеального блюза, но вторая сторона воспаряет в сюите под названием “Parthenogenesis”, разухабистой, психоделической и захватывающей, а затем предлагает еще 40 с лишним минут концерта Canned Heat в клубе The Kaleidoscope, Голливуд (они были основной группой этого клуба большую часть 1968 года), вызвав бурю на их “Refried Boogie (части 1 и 2).
Опять же, джазовый крестоносец Джо Сэмпл играет на пианино, Доктор Джон играет на струнных и фортепиано, Джон Фейхи добавляет гитару, а Джон Мэйолл играет на трех вещах на клавишных. Наиболее поразительной из всех является флейта, сыгранная Джимом Хорном на
“Going Up the Country”, которая помогает придать этому классическому синглу мгновенный эйфорический эффект.

Hallelujah (1969) и Future Blues (1970)- это первоклассные прогрессивно-блюзовые альбомы, которые как бы снова призывают слушателей обратить на них внимание сегодня. Уверен,что многие откроют для себя их по-новому. Вестин ушел после первого, но был заменен другим гитаристом Харви Мандель. “Аллилуйя” содержит любимые композиции группы, такие как “Get Off My Back” Уилсона и анти-полицейский гимн Хайта “Sic ‘em Pigs”, в то время как "Future Blues" возвращает их в чарты благодаря энергичной переработке песни Уилберта Харрисона "Let's Work Together", которая, возможно, является окончательным прочтением этой часто копируемой мелодии. Д-р. Джон работал над третьим альбомом группы подряд, а сами музыканты также вышли на первый план в продюсировании со Скипом Тейлором, продемонстрировав более утонченное понимание звука, которое стало хорошим предзнаменованием для нового десятилетия.

Группа мощно шла вперед, завоевывая новую аудиторию, и вдруг неожиданно умирает Уилсон в 1970 году. До конца обстоятельства его смерти не были выяснены, но предполагают, что произошла умышленная передозировка наркотиков, что и привело к смерти. Накануне престижного возвращения в Европу на ангажемент в Германии, а затем в Англии для выступления в Гайд-парке, тело Уилсона было найдено в кустах рядом с домом Хайта в Топанге.

The Heat уже были замечены на британских берегах ранее в этом году на фестивале в Бате, и многие, кто был свидетелем их выступления, оценили их как вершину блюз-рока, и это в эпоху, когда возрождение этой формы было в моде.

Для подтверждения их силы и мощи в то время можно посмотреть концерт Canned Heat ’70 в Европе, записанный в лондонском Королевском Альберт-холле и на других площадках Великобритании; жаль только, что это не двойной диск или даже больше. То, что вы услышите, - это мастерство Уилсона в игре на слайд-гитаре, Хайта на пике его вокала и лидерство Манделя. Ось Тейлор/ Де Ла Парра также блестяще удерживает ритм в песнях “That's All Right Mama”, “London Blues” и головокружительном попурри “Back Out on the Road”. Ниже даны примеры.

На альбоме "Hooker'n'Heat" (1970) по-прежнему фигурирует Алан Уилсон, хотя и посмертно. Еще один двойной альбом, на этот раз под руководством Боба Хайта, он датируется последней весной Уилсона и представляет собой запоминающийся и пронзительный документ, который предоставляет великому Джону Ли Хукеру место заниматься своим делом, пока за его спиной The Heat готовят свое жаркое. Это также был первый диск Джона Ли, попавший в чарты и занявший 78-ю строчку в Billboard Hot 100. Это сейчас мы говорим о нем, как о великом блюзмене, а тогда .....

Восторженные отзывы о Hooker'n'Heat, очевидно, были не слишком заметны и омрачены отчаянием и разочарованием из–за кончины Уилсона: в возрасте 27 лет он стал еще одной жертвой этого конкретного числа - Брайан Джонс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Грэм Парсонс, Тим Бакли и Курт Кобейн были другими членами этого, к сожалению, трагичного клуба.
Но, сохраняя свой обычный лозунг "шоу должно продолжаться" группа перегруппируется, если так можно сказать, с новым персоналом и возвращающимся Вестином. Название отсылает к тому, как группа видела себя в конце 1971 года – как известных музыкантов, но, которые, возможно, вот-вот исчезнут с радаров. Или все же живых и способных на многое музыкантов - название нового альбома
The New Age (1973). В нем чувствуется пророческое настроение, которое подкрепляло эту идею, но The New Age (1973) выявил их более оптимистичный ген, и Хайт вернулся в кресло автора песен.

Боб Хайт умер в 1981 году от сердечного приступа. Его смерть практически положила конце группе.

В последние времена группа издает в основном сборники и редкие записи. Многие, кто сейчас услышал их песни скажут, что таких, как они было множество. Но может быть некоторым они понравятся. Все-таки идя после 1975 года по "дороге к забвению" группа не часто напоминала о себе.
Скорее недооцененные критиками, но занесенные в учебники истории рока, теперь совершенно очевидно, что Canned Heat были равны многим своим более успешным коллегам и чертовски заметно лучше большинства из них. Одна из тех групп, которым нравятся The Doors, их музыка всегда звучала трансцендентно, когда ее таскали по радиоволнам; их записанные артефакты заслуживают еще одного, нового, современного взгляда и оценки. Что касается кантри-блюзовых групп, то они относятся к самой элите. С точки зрения мощности буги-вуги им нет равных.

А пока как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.