Найти тему
ТНВД-Ресурс

ТНВД Д-245 и его регулировка

Топливные насосы высокого давления для моторов Д-245

Топливный насос высокого давления - это механизм, обеспечивающий поступление дизельного топлива в камеры сгорания цилиндров. Топливный насос числится в ряду главных конструктивных деталей из системы впрыска дизеля.

При этом подача топлива осуществляется определенными дозами и в установленные промежутки времени. Это две задачи, которые идеально должен выполнять ТНВД - нагнетание четко выверенного количества ДТ под давлением и определение назначенного момента впрыска.

Основной компонент насоса - плунжерная пара, она совмещает плунжер (поршень) и втулку (цилиндр). Эти элементы производятся на заводах с особо выдержанной точностью и с использованием самой качественной стали. Между ними сохраняется очень мелкий зазор (прецизионное сопряжение).

По своей конструкции ТНВД различаются:

- рядные насосы - в таких вариациях нагнетание дизеля в каждый цилиндр происходит с помощью отдельной пары поршня и цилиндра;
- распределительные насосы - они оснащаются, как правило, одним либо парой плунжеров, которые работают на все цилиндры;
- магистральные насосы - нагнетают топливо исключительно в аккумуляторы.

ТНВД для силовых агрегатов Д-245.

Дизельные моторы модели Д-245, которые устанавливают на многие грузовики серии ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ и другие, оснащают топливным насосом высокого давления маркировки 773.

Конструкция.

Весь механизм имеет блочную конструкцию. ТНВД-773 состоит из 4-х секций, находящихся в одном корпусе. Такое устройство предполагает циклический впрыск дизеля, применяя дозирование с помощью золотника. Топливные насосы данного типа объединяют со специальным регулятором и насосом подкачки топлива в один общий агрегат.

Принцип смазки.

Смазка рабочих деталей ТНВД осуществляется благодаря подаче масла из основной смазочной системы. После прекращения работы масло сливается в картер. После каждой новой установки на мотор топливного насоса его рекомендуется заливать маслом в количестве порядка 250мл. Заполнение ТНВД маслом проводится через сливную масляную горловину. При установке топливного насоса высокого давления предназначенная для него приварочная плита должна иметь чистую поверхность без повреждений и сколов.

Обслуживание.

Регулировочные настройки ТНВД-773 сбиваются при износе и неполадках его рабочих деталей в результате длительной эксплуатации. Поэтому при достижении автомобилем порога в 120-130 тыс. км., пробега рекомендуется тестирование топливного насоса на соответствие характеристикам регулировки. Также во время проведения теста сравнивается точность угла опережения впрыска дизельного топлива. Если в итоге выявлено несоответствие установленным параметрам, требуется внести корректировки.

Чтобы предупредить износ и отклонение деталей от нормы, категорически не рекомендуется допускать работу топливного насоса высокого давления на моторах Д-245 без фильтра либо с загрязненным, забитым фильтрующим элементом. Заправка дизельным топливом, в состав которого входит повышенный процент содержания воды, не допускается.

Стоимость ТНВД и комплектующих.

Новый топливный насос обойдется покупателю в 25-50 тыс. рублей зависимо от завода-изготовителя. Возьмем, к примеру, компанию MOTORPAL - ТНВД ее производства имеют цену 25-35 тыс. рублей.

Стоит также назвать примерную адекватную для нынешнего рынка стоимость главных запчастей, которые могут требовать замены:
- форсунки (1500-3000 р./шт.);
- установочная плита (3000-5000 р);
- шестерня привода ТНВД (3000-5000 р);
- вал редуктора ТНВД для Д-245 (3000-5000 р);
- топливопровод ВД (до 1000 р);
- насос подкачки топлива (1500-3000 р).

Частые проблемы и их предотвращение.

Наиболее часто встречающейся проблемой ТНВД выступает неравномерная и уменьшенная подача топлива. Это вызывает износ большой группы элементов механизма, таких как плунжерные пары, клапаны, рейки и венца втулки. По этой причине также снижается пропускная способность форсунок. Следствие всего этого - потеря мощности и повышенный расход ДТ.

Механизм износится еще при запаздывающем моменте впрыска топлива. Если же произошла поломка кулачкового вала, его подшипников и шпонки - это приводит к абсолютному отказу ТНВД либо, как минимум, ведет к заметным отклонениям. Поэтому важно следить за достаточной затяжкой гайки кулачкового вала во избежание подобных проблем, а также в целом за герметичностью всех узлов.

Регулировки.

В случае сложностей запуска двигателя, характерном дымном выхлопе также потребуется проверка ТНВД на стенде. Угол опережения подачи дизеля составляет 2,5+-0,5 градусов относительно поворота коленвала.

Существует определенный алгоритм проверки установочного угла:

- для начала требуется установка поршня первого цилиндра двигателя в пределах такта сжатия за 40-50 до верхней мертвой точки;
- регулятор должен иметь положение для максимального впрыска;
- нужно открепить трубку высокого давления от штуцера насоса (а именно его первой секции) и присоединить регулировочное устройство;
- в системе низкого давления должен отсутствовать воздух, а с помощью насоса ручной подкачки создается предельное давление вплоть до вылива дизеля сплошным потоком из регулировочной трубки. При этом ТНДВ должен быть заполнен дизельным топливом;
- далее потребуется вращать коленвал при поддержании избыточного давления, пока не прекратится, вылив дизеля;
- на заднем листе маховика имеется фиксатор, который необходимо выкрутить и закрутить противоположной стороной в исходное положение. Если он совпадет с резьбовым отверстием, то поршень фиксирован в правильном положении относительно угла опережения.

Если очевидно несовпадение фиксатора с отверстием маховика, нужно совместить их путем вращения коленвала, после чего немного расслабить крепления привода ТНВД для двигателя Д-245. Далее необходимо повторить вышеописанную процедуру вылива дизеля из контрольной трубы, но перед этим валик насоса нужно провернуть до упирания шпилек в конец паза привода ТНВД. После того, как дизель перестанет течь, гайки зажимаются. 

Тест форсунок.

Помимо проверки топливного насоса высокого давления неотъемлемым этапом обслуживания двигателя Д-245 является тестирование форсунок. Начальный и конечный моменты впрыска всегда должны оставаться четкими. Если носок распылителя имеет оставшиеся капли, то произошло отклонение. Данный фактор проверяется при цикличном впрыске амплитудой 60-80 впрысков/мин.

Отрегулировать форсунки достаточно просто путем выравнивания толщины регулировочной шайбы. Чем сильнее сжимается пружина, тем больше увеличивается давление, также и наоборот. Для отклонения давления на 1,5МПа в одну из сторон требуется уменьшение либо увеличение толщины шайбы на 0,1мм.