Не помню, чтобы я задавала кучу вопросов взрослым. Я задавала их только сама себе... Лишь одно исключение осталось в памяти. Я поела и задала бабушке совсем не философский вопрос... Я знала, что еда в организме кое во что превращается, и спросила, как именно это происходит... Однако чаще меня занимали более возвышенные мысли, которые, наверное, не надо было стесняться высказывать...
Кажется, первый философский вопрос, который я задала сама себе, был связан с поиском первопричины (помню свои мысли в три года дословно!): "А что, эта дорога и эти деревья всегда были? Нет, такого не может быть. Должны же они были откуда-то взяться. Но ведь и всё должно было откуда-то взяться! Откуда же?" Но, кажется, я отмахнулась от этого вопроса, как от назойливой мухи, а через несколько лет удивилась, что Лёва не стесняется об этом спрашивать... Я не знаю, в каком возрасте какими философскими вопросами полагается задаваться, но если мама вдруг думала об отставании в этом отношении, то нет!
Вообще не помню свою реакцию на мамины слова о том, что мы все умрём. Для произведения я читала психологические статьи о том, как сообщить об этом ребёнку (в жизни-то не придётся пользоваться этими советами! Не будет у меня детей!), и во время чтения очередного материала начала что-то припоминать и догадываться, почему... В одной из статей советовали сказать примерно так: "Да, ты когда-нибудь умрёшь, но это будет очень не скоро". Кажется, так мама и сказала. И я успокоилась... А Лёва, кстати, как и многие дети, хотел поступить на какие-то курсы изобретателей и изобрести таблетку от смерти. Я же думала примерно так: "Всё же было нормально, когда меня не было, ничего такого... Значит. и смерть - это не страшно". Эти рассуждения не вызывают дополнительных вопросов, но в шесть лет я сказала такое, от чего в шоке до сих пор... Началось всё с нормального разговора о голубях:
- Бабушка, а почему гуленьки улетают, даже если не видят, что на них машут?
- У них инстинкт самосохранения.
И через несколько минут я, поражённая этим фактом, выдала:
- В следующей жизни хочу быть гуленькой!
Никто мне тогда не рассказывал, что есть такие теории... Откуда я это взяла? И, кстати, в подростковом возрасте часто снились странные сны... Я была маленьким ребёнком, но уже всё знала об этом мире и старательно это скрывала.
Я часто пыталась представить себя на месте других людей. Почему-то чаще всего этими людьми были Лёвина одноклассница Арина и мой одноклассник Гоша... Арину ещё можно понять: она часто участвовала в наших хюгге-проектах. А Гоша постоянно меня обижал, но реже, чем Даня Субботин, Виталик Шебеко и прочие... Почему Гоша? Ведь я думала так: "Если бы я была им, то поняла бы, за что он меня обижает!" Но сейчас, конечно, не разгадать ту детскую логику... А ещё хотелось каждый день быть другим человеком. Кроме реальных людей, я представляла себя на месте персонажей книг... Нет, не в том смысле, что думала, как бы я поступила на их месте. Вопрос был такой: "Насколько мне хотелось бы быть этим персонажем и в точности пережить всё, что пережил он?" О многих персонажах я давала отрицательный ответ. К сожалению, плохо помню содержание книг, которые тогда читала мама (почему-то эти мысли не относились к тому, что я читала самостоятельно), поэтому, чтобы избежать фактических ошибок, не буду никого называть. Но однажды я дала положительный ответ и серьёзно заболела... Мне хотелось быть Гермионой и учиться в Хогвартсе... А какие были сны! Как сейчас помню: я на травологии, которая почему-то проходит на площадке возле моей школы, обрабатываю виноград, причём понимаю, что это сон и это блаженство скоро закончится...
Была забавная вещь, связанная с представлением о бесконечности... "Аня, ты должна сыграть Свету. Света - это та девочка, которая играет Катю в школьном спектакле". Вроде бы ничего такого, театр в театре - вещь не новая, но... как вы думаете, откуда цитата? Из моего СЕРИАЛА! И к этому сериалу у меня тогда было достаточно серьёзное отношение, я думала, что его когда-то будут показывать... То есть актриса должна была сыграть Аню, которая играет Свету, которая играет Катю... Это было, кажется, сюжетно оправдано, но после этого захотелось пойти дальше в этом отношении...
Старалась зафиксировать последнюю мысль перед тем, как заснуть, удивлялась, что я её не помню... Ещё один забавный эпизод был, связанный со сном. Я легла и стала думать, что мне может присниться... Невозможно загадать, если в первый раз заниматься такой практикой? Нет, я пыталась угадать не сюжет, а тему. Какой же был набор? Дом, школа, студия, площадка, персонажи книг и мультфильмов, карусели, транспорт, магазин и т. д. То есть список был ограничен знакомыми темами. Ничего незнакомого мне на тот момент не снилось. Я почему-то была уверена: такое мысленное перечисление тем приведёт к тому, что не приснится ничего из этого. Сейчас-то, начитавшись различной литературы, знаю, что как раз наоборот, но это не всегда действует. Тогда всё произошло в соответствии с моими представлениями, но не совсем так, как хотелось бы: не приснилось ничего! А в следующий раз мне удалось "загадать" студию...
Это были мои первые эксперименты с силой мысли, но тогда я этого не понимала. И не работала я с ложными убеждениями, а зря... Ведь если я отличница, то ничего удивительного в том, что одноклассники меня обижают! А те, кого не обижают, учатся хуже! Всё справедливо! Я до шестого класса не пыталась это изменить, думая, что так и должно быть... Но что-то уже почувствовала. В школьные годы я, открывая сборник сказок Андерсена, теперь всегда прочитывала его целиком... Если же мне вдруг была нужна конкретная сказка, то точно не "Гадкий утёнок"... Но воплощение сценария было заложено ещё до школы... Я ничего не могла с этим сделать, потому что не понимала свою ошибку.
Ещё по поводу школы: как вы думаете, какая четверть самая короткая? Школьники знают ответ на этот вопрос, а взрослые - нет! Нет, не потому, что взрослые не интересуются детьми... Просто они уже не учатся, поэтому не знают некоторых нюансов. Третья! Почему? Просто школьники знают, что по календарю она длинная, и редко в её начале думают о конце... У меня было так. Не знаю, как у других.
В завершение хотелось бы снова обратиться к силе мысли. В моём произведении будет упоминаться "Незнайка в Солнечном городе". Уж не знаю, знал ли Носов... Я знала, впервые прочитав произведение. Вот мои мысли по этому поводу: "А что, если можно действительно получить волшебную палочку, если совершить три бескорыстных поступка?" Я работала над собой, ничего не получалось, как у Незнайки поначалу... Да и что по-настоящему хорошего я тогда могла сделать? Даже не помню... А теперь я знаю, что бескорыстные хорошие поступки могут приблизить исполнение желания! И теперь уже кое-что получается, но не буду говорить, что конкретно... Получается у меня не думать о "Калейдоскопе эстрады"...