Известные афганцы и иранцы говорят, что действующие законы не учитывают систематического подавления женщин.
Группа известных афганских и иранских женщин поддерживает кампанию, призывающую к признанию гендерного апартеида преступлением по международному праву.
Кампания, начатая в Международный женский день, отражает убеждение в том, что действующие законы, касающиеся дискриминации в отношении женщин, не отражают систематического характера политики, проводимой в Афганистане и Иране для понижения статуса женщин в обществе.
Под открытым письмом подписались лауреат Нобелевской премии мира из Ирана Ширин Эбади; первая женщина-вице-спикер афганского парламента Фавзия Куфи; комиссар Афганской независимой комиссии по правам человека Бенафша Якуби; а также многие активисты, все еще борющиеся за свои права в Афганистане и Иране.
Хотя в международном праве апартеид считается преступлением, он применяется только к расовым группам, а не к полу.
Слово «апартеид» происходит от слова «врозь» на языке африкаанс и впервые использовалось для описания обращения с чернокожими людьми в Южной Африке под властью белого меньшинства с 1948 по начало 1990-х годов.
Авторы открытого письма, в том числе юристы-международники, утверждают, что юридическое определение апартеида как преступления против человечности, принятое ООН в 1973 г. и подкрепленное Римским статутом 1998 г., не подходит для случая Афганистана и Ирана, даже если описательный термин делает.
«Крайне важно понимать, что гендерный апартеид в настоящее время имеет силу только как описательный термин, — сказал Гиссу Ниа, один из юристов-правозащитников, поддерживающих кампанию. — Согласно международному праву, преступление апартеида относится только к расовым иерархиям, а не к иерархиям, основанным на гендере. Эта кампания будет направлена на расширение набора моральных, политических и правовых инструментов, доступных для мобилизации международных действий против и, в конечном итоге, ликвидации систем гендерного апартеида».
В письме утверждается, что при талибах женщинам в Афганистане запрещено получать образование, работать в НПО и правительстве, а также путешествовать на большие расстояния без опекуна-мужчины, при этом они должны соблюдать строгий дресс-код.
В нём говорится: «В Исламской Республике Иран женщинам запрещено посещать многие области обучения, участвовать в спортивных мероприятиях, путешествовать без опекуна-мужчины, по закону они стоят полчеловека и вынуждены носить обязательный хиджаб. Эти запреты и более широкие правовые системы, к которым они относятся, направлены на установление и поддержание подчинения женщин мужчинам и государству. Нарушение этих законов может привести к насилию, тюремному заключению и смерти».
Авторы письма говорят, что они не дискриминируют нормы мусульманского общества и не пытаются навязать западные культурные ценности, а вместо этого обращаются к систематическим попыткам поработить женщин, которым нет места ни в одном обществе, независимо от религии.
Римский статут определяет апартеид в статье 7, параграф 2 (h), как «бесчеловечные действия… совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над любой другой расовой группой или группами и совершаемые с намерением поддержания этого режима».
Все чаще ведущие мусульманские политики и священнослужители в странах Персидского залива и густонаселенных мусульманских государствах, таких как Индонезия, готовы критиковать отказ Талибана разрешить девочкам старше среднего школьного возраста получать образование , заявляя, что в Коране или мусульманском религиозном учении нет ничего, что разрешало бы женщин, которых нужно сдерживать таким образом.