Итак, воду на участке мне "нашли":
Оставалось дело за малым - добыть её.
По отзывам на форумхаусе нашёл каких-то буровиков, связался с ними и договорился с бригадиром о встрече. Он приехал ко мне на участок провести рекогносцировку. Нормально пообщались, обсудили что как и где. Я запросил обязательно сделать двухтрубную конструкцию скважины (стальной кондуктор метров на 8 и рабочая колонна НПВХ) с цементацией затрубного и межтрубного пространства. Это правильная технология, которой многие пренебрегают, а я уже поднаторел в теории бурового дела по интернетам, и примерно понимал что к чему. Цена на такую скважину была выше, но не запредельно, я на неё согласился, и мы договорились о дате заезда бригады на участок.
В назначенный день, в субботу, бригада не явилась. И это был первый звоночек. Приехали только в воскресенье, под вечер. Вместе с бригадиром ещё пара бравых парней, бурильщик и помбур. Все трое - абсолютно адекватные люди, вежливы в общении, лояльны к просьбам.
Но во техника у них вся очень сильно убитая. Казалось бы, чего такого, рабочая лошадка же. Издалека - да. Но в деталях можно было сразу сложить впечатление о работниках - за техникой не особо следят, не сильно берегут, перегружают, латают впопыхах между заказами. Это сразу видно, если знать на что смотреть. Нет, не грязь, не царапины, вмятины и ржавчина. Это как раз норма для такой техники. Но вот скрутки на проводах с отслаивающейся изолентой, недостающие болты и гайки то там то тут, множественные подварки с повторными трещинами и тому подобные латки - такого быть не должно. Завезли также и дом на колёсах, состояние такое-же.
Ладно, мне-то без разницы, главное чтоб работу сделали.
В понедельник начали раскладываться, ставить буровую, копать приямок. Точка бурения, найденная "водоискателем", была расположена на склоне. Помбур ставит на нём стальные козлы, и начинает укладывать на них буровые штанги. Я смотрю - не устойчиво же, навернётся. Сообщил о своих опасениях, на что буквально получил такой ответ - "не навернётся, я сто раз так делал". Навернулось. Штанги с грохотом рассыпались и покатились вниз по склону. Твою ж...
Я пошёл помогать бедолаге, таскать штанги. А он поставил упавшие козла... точно так же! Я говорю - подложи что-то под ножки, они под нагрузкой тяжести вдавливаются в землю. "Не, не надо, нормально будет". И оно навернулось снова. В этот момент я всё понял, и почти до конца процесса стал просто сторонним тихо офигевающим наблюдателем, не вмешиваясь в этот цирк, который только начинался. На третий раз он таки внял моему совету и подложил доски под козла, которые взял у меня же.
Бурильщик выставляет буровую. Склон. Лапы короткие, не хватает. Просит у меня подкладушки (своих у них нет). Я выдал обрезки бруса. Он подложил. Просто положил брус на землю на уклоне, не выставив его в горизонт, и опёр на него лапы буровой. Я вмешиваться уже не стал, но видно было сразу - буровая соскользнёт при работе. Соскользнула.
Пройдя за час 7 метров в понедельник, буровая упала с бруса, раздолбала скважину, погнула штангу. До вечера больше не бурили, исправляя последствия.
Во вторник прошли ещё 7 метров, можно было опускать трубу кондуктора (решили кондуктор на 14 метров делать). Но, в наличии не оказалось нужного переходника, так называемого "спускника". А выяснилось это, конечно же, только сейчас.
Бригадир сделал звонок - на складе есть, уехал в город. На буровой простой. Через три часа вернулся, привёз. Примеряют - спускник не того диаметра. Твою ж... Ругань, мат, крики. Снова уехал. Опять простой. Привёз только к ночи.
В среду стали опускать кондуктор. Это тонкостенная стальная труба диаметром что-то около 180 мм, поделённая на секции по 3 метра с наружной и внутренней резьбой на противоположных концах. Опускали по одной секции, заворачивая её в предыдущую. Я смотрел со стороны - ни одно соединение не пошло по резьбе. Делали кое-как, вкривь-вкось, получилась не прямая, а ломаная труба на 14 метров.
Привезли цемент - бригадир заказал доставку со стройбазы. Выгружают. Один из буровиков спрашивает:
- А чего так много? Я же просил 20 мешков по 25 кг, их таскать легче.
- Так я и заказал 20 мешков.
- Так они по 50 кг!
- ...
- Куда теперь лишнее девать?
- Заказчику продадим.
И обращается ко мне:
- Вам же нужен цемент на стройку?
- Мне - нет, - говорю. - Зачем он мне, у меня пустой участок и деревянная бытовка, мне его даже хранить негде, а хранить его долго нельзя, сейчас осень, в этом году строительный сезон уже завершён. Так что забирайте себе свои излишки, мне они без надобности. Это ваши расходы, не мои.
В процессе работы - авария на буровой, лопнул маслопровод, всё вокруг залило маслом. Опять простой. Ожидаем, когда бригадир подвезёт новый со склада на замену.
Привёз, заменили. Доспустили трубу кондуктора, сделали цементацию.
Четверг - выходной, ждём когда цемент станет.
В пятницу наконец началась проходка.
Прежде чем всё началось, я спросил:
- Как вы определите, что добрались до воды?
На что мне был задан встречный вопрос:
- А какая у нас тут проектная глубина скважины?
Я даже не нашёлся сразу, что ответить... Проектная...
- А кто-то что-то проектировал? Или может местность вам знакомая?
- Нет, но вы же заказывали поиск. - (Я рассказывал им про водоискателя).
- Ах да, водоискатель... 30, 45 и 75 метров, - говорю.
- Ну вот на 75 метров и пойдём.
- А если вода будет выше?
- Так мы вызовем каротажника, он опустит зонд и определит на каком уровне есть вода.
Да, такая процедура существует, я про неё читал.
- А если на всех трёх уровнях вода будет?
- Так мы на всех уровнях поставим фильтровые колонны и будет у вас в три раза больше воды.
- А как же разобщение горизонтов? Ведь нельзя же их соединять?
- ..., - нет ответа.
За пятницу прошли 50 метров. Спрашиваю - "Есть вода-то, что сейчас на выходе, вы же грунт смотрите?" - "Не знаем, не смотрим, ещё 25 метров пройти надо. Но поглощение есть".
"Поглощение" - этот термин означает, что вода, используемая для промывки при бурении и циркулирующая по кругу через скважину до забоя, стала расходоваться, уходить в грунт - поглощаться. Это могло значить что угодно - и наличие водоноса, и наличие просто сухого песка или "сыпучки" - гравия.
Мне совсем стало грустно.
Дело было под вечер, и в этот момент сосед позвал меня пить водку. Я вообще не люблю это дело, но тут нервы уже начали играть, и я согласился и ушёл с участка. Хорошо проведя пару часов в гостях, уже в темноте я вернулся обратно. Хмель как рукой сняло.
Я попал в какую-то фантасмагорию... Ночь, темнота. Тарахтит буровая, освещая себя прожектором на мачте. В верхней части мачты бьёт горизонтальный фонтан грязной жидкости, вращаясь по кругу. Внизу в панике бегают буровики. Я застыл неподалёку в шоке, наблюдая за происходящим и пытаясь понять, что же происходит.
В этот момент раздаётся громкий металлический удар, и нас всех троих с ног до головы обдаёт фонтаном бентонита. Буровик экстренно глушит буровую. Все стоят, обтекают. Я смотрю на мачту, и понимаю - финита ля комедия. Снова авария, и на этот раз серьёзная.
Обрыв верхнего фланца. Бур вместе с буровой колонной оторвался от буровой установки и остался лежать на забое. Фланец - это соединение привода буровой и буровой колонны, одно из самых нагруженных мест в конструкции. Я давно на него смотрел - в нём не хватало двух болтов. Их просто не было. Причём два рядом. А всего их там то ли шесть, то ли восемь, немного.
Что же так мало болтов предусмотрено в таком ответственном месте? А ответ очень прост. Буровая эта - малогабаритная и маломощная. Штатная максимальная глубина бурения что-то около 50 метров. Но "специалисты" всё предусмотрели (они сами мне об этом хвастались) - усилили мачту, и удлинили её для работы с 3-метровыми штангами, вместо положенных 2-метровых, и могли бурить на все 100 метров. То есть нагрузили конструкцию сверх положенной меры. Гидронасос при этом остался штатный, рассчитанный на малую мощность. Ну и привод с фланцем тоже. И вот в этой перегруженной конструкции ещё и двух болтов не хватало. Исход вполне закономерный.
Бригадира на месте не было, он часто был в отъезде. Буровики стоят в панике. Я стою в шоке. Ничего не происходит. Спрашиваю:
- Чего ждём? Чинить будем или как? Что вообще произошло и что требуется? - Хотя я и сам понимал, что произошло, но на всякий уточнил, вдруг что не так понял. Но нет, всё так.
- Так что, - спрашиваю. - Надо соединить фланцы?
- Да, но никак - болты сорвало, они в резьбе остались, их не вынуть.
- Так сварите фланцы вместе сваркой.
- Точно! Спасибо! Где-ж вы раньше были, сейчас сварим их к херам и всё!
Твою ж... А что, разве это не было очевидным решением? Для них, видимо, нет. Буровик опустил привод, чтобы фланцы сошлись, достал сварочник, и полез на мачту сваривать. Обварил по кругу. Запускает агрегат, пытается дать вращение - упругое сопротивление. Буровую колонну скручивает, но бур в забое закусило и не отпускает. Дёргал, дёргал. И тут обрывает сварку и фланцевое соединение снова рвётся. Опять заглушили, чешут репу. Буровик ушёл в свой домик, слышу что звонит по телефону, но не слышу разговора.
Через время выходит, глаза в землю, расхаживает, молчит. Ничего не происходит. И тут звонок мне - звонит бригадир:
- Что там у них происходит?
Описываю ситуацию.
- Скажи им, чтоб при сварке использовали куски листового металла в качестве усилителей, а не просто фланец к фланцу. А то они мне боятся даже рассказать подробно, что случилось.
- Ладно.
Передал идею бригадира работникам. Буровик сделал. Запускают установку, дают вращение - не идёт. Фланец уже держит хорошо, но вращения нет. Намертво закусило.
Помбур подходит ко мне и говорит:
- А нет ли у вас отработки, литров 100?
- Нет, - говорю. - А зачем вам?
- Зальём в скважину, в качестве смазки, может бур выйдет.
- Вы совсем рехнулись? Вы мне машинным маслом водонос хотите изгадить? Чтоб мы все тут передохли потом от такой воды?
- Да всё вымоется!
- Масло вымоется водой??? Вы в своём уме?..
Через полтора часа приезжает бригадир. Вместе обсуждают, чего делать. Дёргают установку - ни в какую, упругое сопротивление, и всё. Принимают решение вызвать помощь - "уэрбэху". УРБ - буровая установка на базе Урала. У неё крутящий момент в разы больше. Созвонились с ними, приедут через час. Ждём. Бригадир куда-то опять свалил.
Я раскрыл ворота в ожидании Урала, хожу на нервах по участку. Проходит час, второй. Время к полуночи - никого нет. Подхожу к помбуру, спрашиваю:
- Когда помощь придёт?
- Так завтра же.
- Как завтра? А почему мне не сообщили? Я тут круги наматываю с воротами нараспашку просто так что-ли?
- А мы и понять не можем, нафига ты ворота раскрыл.
И тут мне срывает крышу. Нервы не выдержали. Звоню бригадиру, и в голосину поливаю его последними словами. Долго и смачно. Я высказал ему всё, что думал о нём, его бригаде, и об их работе. И мне до сих пор не стыдно за тот срыв. Жаль только, что мой словарный матерный запас был недостаточно разнообразен.
В субботу с утра приезжает УРБ. Зацепили буровую колонну, стали крутить. Мощи у уэрбэхи до дури. С хрустом и скрежетом, из последних сил буровая колонна провернулась, высвободилась и пошла. Все чуть не зааплодировали! Я выдохнул, проблема решена. Подогнали обратно свою мини-буровую, и стали поднимать буровую колонну, разбирая её на штанги.
При подъёме очередной секции буровая колонна... неожиданно кончилась. До её конца должно было быть ещё секций пять.
Гробовая тишина, шок... УРБ не стронула закусивший бур, а просто порвала буровую колонну. Причём сорвало вроде как само резьбовое соединение штанг, так как внешних повреждений на вынутой последней штанге видно не было.
Рано все радовались. Снова подогнали уэрбэху, и стали пытаться поймать застрявший кусок колонны на ощупь специальной приспособой - колоколом. Оснастка в форме колокола с конусной резьбой внутри опускается сверху, ловит в себя торчащую буровую штангу, и фиксирует в себе с помощью резьбы.
Поймали, зацепили. Стали вращать - сорвало. Вторая попытка - срыв, третья, четвёртая... На пятую закусили хорошо, стали вращать сильнее. И... моща у УРБ кончилась. Такое же упругое сопротивление, только на гораздо большем крутящем моменте.
УРБ не смогла. Горе-бурильщики распрощались с помощниками, не солоно хлебавши, но прилично заплатив за услугу.
Провозились с УРБ целый день. Под вечер собрались вместе. И бригадир мне и говорит:
- Подвезём новый бур, штанги, и через пару дней можем рядом начать новое бурение.
- Что? Нет уж, хватит, я с вами работать больше не буду.
- Ладно. Тогда что считаем? Кондуктор, разведку?
- ЧТО??? Вы ещё и денег с меня хотите взять? А за что? Что я получил? Изуродованный участок с торчащей трубой кондуктора? - меня снова понесло, я не ожидал такой наглости, - Ни копейки не получите, забирайте свою трубу, тампонируйте скважину и проваливайте к чертям!
С этого момента они со мной больше не разговаривали. Что-то бурчали между собой в стиле "Неделю прое..лись, бур потеряли, и ни копейки не заработали". Ну и хотели меня бросить в скважину и засыпать сверху. Не шучу. Стало страшно. Не за то, что меня туда бросят, диаметр не позволит. А за их агрессивный настрой. Могли напакостить, и не слабо. Я ушёл в тень, прилёг на садовую качельку, и часа два скрытно мониторил ситуацию. Вроде всё обошлось.
На утро они собрались, так же молча. Я следил рядом, чтобы чего не спёрли. Но не уследил. Таки спёрли. Старый советский лом, из качественного металла, который они у меня попросили в процессе работы. Вообще они много чего у меня просили, и всё угробили - кучу строительного дерева, хороший лист 4-миллиметровой стали, шлифовальный диск для болгарки и тому подобное.
Всё бросили как было, ничего, разумеется не тампонировали, не убрали. Закапывал руины после них потом сам. Это я уже прибрался:
Уехали. А позже я вышел за ворота, и обнаружил кучу выброшенного ими бытового мусора, который они копили неделю и складывали в мешки. Из этих мешков всё было просто вывалено у меня за воротами. Таки нагадили. Не зря опасался. Убирал потом их мусор вилами и вывозил на помойку, было противно.
Я всё понимаю, любая техника когда-то ломается, даже если за ней следить. Ситуации бывают разные. Воды могло и не быть, даже если бы пробурили нормально, и в соответствии с договорённостью в этом случае я готов был оплатить половину суммы как за разведочную скважину. Я даже готов был бы частично оплатить работу и в случае аварии, если бы это был форс-мажор, а не закономерный результат разгильдяйства и погони за длинным рублём. К счастью, я, как технарь, без труда могу различить оба эти варианта. И в данном случае мне ничуть не жаль этих ребят, как (не)работали, так и (не)заработали.
Вот так и закончилась эта печальная история. Неделя потерянного времени, удар по нервной системе, изуродованный участок, и невидимый памятник под землёй в виде бура за 150 тыс, который остался у меня там навсегда.