Павла воспитывали мама и дед. Бабушку он помнит смутно, ему было пять лет, когда она умерла. Помнит только её пироги. А вот отца он вообще не видел никогда. Он сбежал ещё до рождения Павлика. С его мамой Таней они приехали в деревню вместе. Познакомился с родителями невесты, день свадьбы назначили, но жених сбежал. Искать его не стали. Таня плакала, она была уже беременна.
- Слезами не поможешь. Жить надо. Сбежал. Был бы хороший, а то трус. – сказала бабушка, – воспитаем.
Пашка ни в чём не нуждался, но вырос не избалованным. Учился он хорошо. Дед воспитывал внука в строгости. Научил его уважать старших, ценить то что имеет. Павел умел всё. За что не возьмётся, всего добьётся.
К тридцати годам это был завидный жених. Красавец, карьера, высокая зарплата, квартира трёхкомнатная. Всё при нём. От девушек отбоя не было. Но он не спешил. Да и занят был. На выходные он всегда ездил к маме в деревню. Деда уже не стало, а мама заболела. По дому она справлялась, но после операции стало труднее. Павел уговаривал её переехать к нему, но она не соглашалась.
- Зачем я там. Так от тебя и внуков не дождаться. Я тут лучше, тихонечко всё сделаю.
- Лето живи. Потом в санаторий и ко мне. Отдыхать тебе надо больше. Восстановишься и поедешь к себе домой. А может и я домой с тобой уеду.
- У тебя работа. Чего тебе в деревне делать.
- В деревне тоже люди работают.
Павел к этому времени общался с двумя девушками. Кого из них выбрать он даже не знал. Первая была скромная деревенская девушка Валя. Хозяйственная и милая. Вторая Каринка. Каринка-Картинка, называл её Павел. Красивая, яркая. С виду можно было сказать, что эта избалованная красавица ничего не умеет. Хохотушка.
К себе Павел их жить не приглашал. Общались на нейтральной территории. Но пора бы и выбор делать. А он никак решиться не может с кем расстаться. Решил их сначала с мамой познакомить. Мама как раз из санатория приехала к нему. Отдых пошёл ей на пользу.
Первая в гости пришла Валя. Её долго уговаривать не пришлось. Радовалась, вот и мечта сбывается. Жених хоть куда. Не просто так же с мамой знакомит. Значит замуж позовёт.
- Хорошо у тебя. Просторно так. – сказала Валя осматривая квартиру.
- Да просторно. Маме тоже нравится. Она приболела немного.
- А она что тут с тобой живёт? Я думала, что она только в гости приехала. Болеет?
- Да.
- Я ухаживать не буду.
- А я и не прошу. Я сам справляюсь.
- Но это же...
- Что?
- Да ничего. Я так. Просто жить лучше отдельно. Ты же говорил, что мама твоя в деревне живёт. Дом у неё там. Ей там лучше будет. И нам без неё тоже.
- Мама будет всегда со мной. Это не обсуждается.
- Фу. Я думала ты серьёзный, а ты маменькин сынок. Передумаешь – звони.
Валя упорхнула, даже без чая.
Ну вот. Эта сама быстро сбежала. Каринка наверняка ещё быстрее сбежит, подумал Павел, останусь без невесты. Решил сразу сказать ей про маму.
- Чтобы ни произошло, мама всегда будет со мной.
- Я тебя не понимаю. Зачем ты это мне говоришь? То есть я понимаю, что мама с тобой. Но...
- Ну если мы будем жить вместе, как ты на это смотришь? На маму?
- Нормально. Ты мне предложение делаешь?
- Пойдём лучше к маме.
- Ой. А я ей понравлюсь? Так сразу? Прямо сейчас?
- Понравишься. Чего ты боишься?
- Сама не знаю. Боюсь и всё.
Карина и мама понравились друг другу. Они сразу нашли общий язык. Иногда они вместе гуляли у дома в ожидании Павла с работы. А потом они втроём поехали в деревню. Как ни странно, но Карине там понравилось. Мама решила там остаться.
- Лето, я себя уже хорошо чувствую.
Через полгода сыграли свадьбу.
- Ну теперь и внуков дождусь.
И дождалась. Сначала внучку, а потом внука.
Карина и Павел жили с детьми в городе. Дети росли и уже готовились к поступлению в институт. Последнее время мама тоже жила с ними. В деревню они все вместе ездили в отпуск. Мама никак не могла расстаться со своим домом.
- Карина. Ты уж прости. Может и не вовремя. Домой я хочу в деревню. Съездим?
- Конечно. Пашу надо подождать. Он с работы скоро приедет.
- Хорошо. Только сразу поедем. Ты уж скажи ему. Очень надо.
В деревне было, как всегда, тихо. Последнее время она оживала только летом. Старых жителей не осталось, только дачники.
- Ну вот и всё. Приехала я. Дом продайте. Много за него не дадут, а так развалится.
- Что ты такое говоришь, мама? Сейчас обратно поедем.
- Самовар поставь. Чаю хочу. – сказала Татьяна.
После чая она легла на свою кровать и больше не встала. Похоронили её на деревенском кладбище.
- Она чувствовала. Приехала. Последний раз приехала. – Карина плакала. – Я свою мать так не люблю, как твою любила. Я от своей слова ласкового не слышала. Да и внуки ей не нужны. Одни мужики на уме всегда были. Она и меня так учила. Одеться красиво, ярко накраситься. Кричала на меня, если что не так. А я мужиков боялась. Да и вообще всех. А то что была такая, то это всё от неё. А с твоей я изменилась. Сильная стала. Добрая.
- Я заметил. Давно заметил. Что с домом делать будем?
- Продавать жалко.
- Жалко. Частица прошлого. Пусть пока стоит.